Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на
2 411
Поделиться
Курильщиков можно сократить
Ни одно государство мира не сможет добиться 100-процентного отказа от курения. Везде есть порог, ниже которого снизить потребление крайне сложно. Прежде всего речь идет о потребителях, имеющих жесткую физиологическую зависимость от табака. В среднем эта группа составляет порядка 20% взрослого населения, и в эту цифру упираются любые государственные меры по сокращению потребления вне зависимости от того, о какой стране идет речь.
Даже в таких странах, как Канада и Австралия, где запрет на рекламу табачных изделий действует уже два десятка лет, где 90% площади пачки отводятся под предупреждения о вреде курения, где все меры, предусмотренные рамочной конвенцией ВОЗ о борьбе с потреблением табака реализованы в полной мере, процент курящего взрослого населения ниже 18—19% не падает. Никакие дополнительные меры, кроме полного запрета продаж и курения в любых публичных местах, как это сделано в Бутане, не приведут к снижению потребления ниже этого уровня.
В России, как и во многих других европейских странах, есть довольно большой потенциал снижения количества курильщиков — от нынешних 40 до 20%, которые не бросят курить по причине физиологической зависимости. Оставшиеся 20% способны отказаться от курения, так как их зависимость носит лишь психологический характер. Сократить курение вдвое в России вполне можно, используя набор мер, предусмотренных рамочной конвенцией ВОЗ: например, введение крупных предупредительных надписей о вреде курения, что уже реализовано в стране. Также должен быть введен более жесткий запрет на рекламу табака. Под этим надо понимать не полный запрет на коммуникацию производителей и потребителей, а введение жестких ограничений рекламы в местах и на носителях, доступных несовершеннолетним.
Если говорить о СМИ, то в России реклама табачных изделий запрещена лишь в изданиях для детей. Хотя есть категория журналов, например для молодых женщин, наподобие Cosmopolitan, значительную часть аудитории которых составляют молодые девушки, и там реклама сигарет разрешена. Я полностью согласен с теми антитабачниками, которые требуют запретить рекламу сигарет в метро. Ее там быть не должно, ведь этим общественным транспортом ежедневно пользуются десятки тысяч детей и подростков, которые видят эти билборды.
Сегодня в России мы видим, что под громкие слова о борьбе с курением и алкоголизмом на государственные деньги снимаются телесериалы, герои которых каждые две минуты курят и пьют водку. У нас уже давно введен запрет на курение в медицинских и образовательных учреждениях, но где реально соблюдают эти запреты? Кто-нибудь кого-нибудь штрафует за их нарушение? Пока государство будет демонстрировать такой подход к решению проблемы, все декларации о борьбе с курением останутся лишь на бумаге.
Повышение акцизов на табак необходимо, но оно должно проходить плавно. Резкое повышение акцизов тут же создаст ситуацию, при которой у криминальных элементов возникнет слишком большое искушение заработать на этой ситуации. Потребитель может безболезненно пережить повышение стоимости своей любимой марки сигарет на три рубля или перейти в более дешевый сегмент, но если, проснувшись утром, он обнаружит, что его марка сигарет вместо 25 руб. за пачку стоит 100 руб., то он пойдет искать, где купить дешевле. У него просто не будет особого выбора. И альтернативные сети продаж нелегальных сигарет появятся тут же. Спрос породит предложение.
Не надо придумывать каких-то новых запретов и ужесточений. Необходимо добиться, чтобы те нормы, которые Россия приняла, подписав рамочную конвенцию ВОЗ, соблюдались на деле.
RBC daily
Интервью

За 10 лет работы «Дрогери Союз» утроил количество участников, создал портфель из 24 СТМ и др.