Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
4 790

Поделиться

Ко второму чтению закон о торговле перестал нравиться даже его заказчикам

Самый скандальный и одновременно знаковый проект 2009 года – закон о торговле ко второму чтению преодолел «военную стадию» и перестал «кошмарить» торговые сети и радовать их оппонентов.

Как передает корреспондент РИА «НР», об этом во вторник в Москве говорили эксперты – представители бизнес-сообщества, ритейла, политконсалтинга и так далее. Глава института Международной политической экспертизы Евгений Минченко сформулировал общее настроение так:

«Мы наблюдаем интереснейший феномен, который, безусловно, заслуживает отдельного обсуждения. Накануне первого чтения проекта закона о торговле мы имели эмоционально-патетическую атмосферу. Сыпались обвинения, создавалось впечатление, что вот-вот и начнется Третья мировая, настолько тотальное зло – этот закон о торговле. И вот ко второму чтению наступает момент истины: люди, которые придумывали этот закон и все ограничения для торговых сетей, вдруг задумались: а как он ударит по ним? Как он ударит по переработчикам, производителям – всей торговой цепочке. И все стали понимать, что ограничения, которые закон накладывает на ритейлеров, коснутся всех».

Евгений Минченко говорит, что такой «момент истины» настал для Федеральной антимонопольной службы, которая активно лоббировала 16 статью в законе, ограничивающую возможность сетей наращивать свое присутствие в муниципальных образованиях 25% рынка (или 1 млрд. рублей оборота). Сейчас ФАС просит отложить вступление статьи в действие до 2014 года.

«Момент истины настал для Минэкономразвития, – говорит Евгений Минченко. – министерство направляет разгромнейшее письмо по поводу текста закона, в котором говорит, что закон абсолютно нелогичен. Потом проходят парламентские слушания в Госдуме, где мы неожиданно слышим, что «нет необходимости ограничивать бизнес», а те, кто называл торговые сети «раковыми опухолями», вдруг начали утверждать, что «не все сети плохие» (речь идет о сенаторе Сергее Лисовском).

Таким образом, говорит Евгений Минченко, мотивация у тех людей, которые закон готовили и запускали, начинает меняться. Однако документ уже прочно вошел в политическую повестку, и так просто его снять с рассмотрения не получится.

Определенные надежды экспертное сообщество связывает с премьером Путиным, который уже заявил, что в законе есть несколько непроработанных моментов.

Второе чтение закона запланировано на 11 сентября. «Ритейл смирился с проектом и тем, что он их как-то ограничит, главное, что закон совместим с жизнью торговли», – отмечает Минченко.

Вероятнее всего, ко второму чтению из законопроекта будет совсем убрана или переработана пресловутая 16 статья, ограничивающая развитие сетей в регионах, потому что «у нее не осталось лоббистов».

Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов отметил, что вся лоббистская возня вокруг закона о торговле натолкнула его на мысль о необходимости наращивания в России какого-то «дополнительного иммунитета от заведомо абсурдных решений». Иначе, как это было, например, в 2008 году, власть в форс-мажорных обстоятельствах, желая остановить рост цен, вдруг объявляет их заморозку и госрегулирование, что совершенно не работает в условиях рынка, спускается на тормозах и является имитацией бурной деятельности.

Управляющий директор по корпоративным отношениям «X5Retail Group» Юрий Кабаладзе отметил, что чрезвычайно трудно противостоять каким-то решениям, пока существуют мощные стереотипы вроде таких – «в торговли работают одни воры и жулики».

«Если Грызлов публично говорит: мы разберемся с торговой мафией, нельзя выиграть кампанию у такого общественного мнения», – отметил Кабаладзе. При этом он добавил: «Я думаю, что через 20-30 лет аналитики по коммуникациям и пиару будут анализировать то, что происходило вокруг закона о торговле в 2009 году в России. Они оценят блистательную борьбу ритейла с российским идиотизмом».

Анализируя перспективы закона, эксперты сошлись во мнении, что лоббистские лагеря всех противоборствующих сторон эмоционально устали. Между тем, определенное «окно возможностей» существует. Пример – Охта-центр (Газпром-сити) в Санкт-Петербурге. Когда вопрос, казалось бы, уже решен, и бульдозеры вышли на площадку, в последний момент общественное мнение останавливает стройку.

В ситуации с законопроектом о торговле такое невозможно, отметили аналитики, бюрократические механизмы запущены. Но вступление в силу закона вполне можно отложить на год-два-три, к тому моменту общественный резонанс спадет, производители, переработки и торговые сети договорятся, и закон можно будет значительно «улучшить» согласованными на межотраслевом уровне поправками.

Новый Регион – Москва

Интервью

Декоративное изображение

Дмитрий Пачин, «О’Кей»: «Гипермаркеты готовятся к масштабному перезапуску»

«О’Кей» возвращает сервисы, чтобы снова привлечь покупателей.

Здесь может быть
Ваша реклама

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами