Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Книжные сети просят ФАС остановить демпинг маркетплейсов
Ассоциация книгораспространителей («Альпина», «Буквоед», «Московский дом книги» и т. д.) направила обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой остановить демпинг цен на книги, который осуществляется маркетплейсами, пишет «Ъ».
GaudiLab/Shutterstock/Fotodom
По информации ассоциации, разница в цене между офлайн-магазинами и онлайн-платформами составляет от 30% до 70%, что создает серьезные риски для традиционных книготорговцев.
Согласно данным ассоциации, с 2019 по 2024 год доля продаж через маркетплейсы (такие как Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет») увеличилась на 31,6%, достигнув 54,5% всего рынка. В то же время офлайн-магазины потеряли 29,2% своих продаж, сократив свою долю до 38%. В 2024 году в России закрылось 220 книжных магазинов, при этом темпы их закрытия возросли в 2,5 раза.
Представители книжных сетей указывают на то, что ценовое преимущество маркетплейсов обусловлено их налоговыми льготами (например, уплата НДС только с комиссии) и отсутствием расходов на аренду помещений. В Wildberries подчеркнули, что ценообразование зависит от самих продавцов, а площадка может лишь предоставить скидку за свой счет.
Ассоциация предупреждает, что если демпинг не прекратится, количество закрывающихся книжных магазинов продолжит расти в 2025–2026 годах. Некоторые сети, такие как «Читай-город — Буквоед», пытаются конкурировать с помощью программ лояльности и переговоров с издателями, однако общая ситуация остается напряженной.
ФАС подтвердила получение обращения. Решение ведомства может оказать влияние на дальнейшее регулирование ценовой политики маркетплейсов.
ФАС работает над совершенствованием инструментов саморегулирования рекламной отрасли

Евгений Дутов, «Дикси»: «В формате у дома сервис должен соответствовать запросам покупателей»
Об изменениях в операционных процессах, эффективности сотрудников, текучести кадров и о том, чего хотят клиенты.