Баннер ФЗ-54
12 августа 2013, 00:11 2125 просмотров

Владимир Путин получил послание в бутылке

Производители водки просят президента заморозить акциз

Крупнейшие российские производители водки обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой оставить без изменения ставку акциза на крепкий алкоголь до 2017 года. Свою позицию они объясняют беспокойством по поводу быстрого роста объемов нелегального алкоголя, связывая это с резким увеличением акциза на 33% в январе. Доля теневой водки на рынке, по их оценкам, уже приближается к 50%, чего не было с 2008 года.

В пятницу председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП; членами являются «Русский стандарт», «Синергия», Алкогольная сибирская группа и другие крупные алкогольные компании) Дмитрий Добров направил письмо (копия имеется у “Ъ”) президенту Владимиру Путину, в котором предложил зафиксировать ставку акциза на уровне 400 руб. за 1 л безводного спирта на 2014–2016 годы. В письме отмечается, что резкий рост акциза – на 33% с 1 января – стал основной причиной перехода населения к нелегальной суррогатной продукции и связанного с этим сокращения выпуска легальной водки в первом полугодии (согласно Росстату, падение составило 28,3%,), а дальнейшее увеличение ставки только усугубит эту ситуацию. «Государство недополучит более 150 млрд руб. акцизов и других налогов… будет нанесен существенный ущерб здоровью населения из-за резкого повышения потребления нелегального алкоголя… резко возрастут и составят около 100 млрд руб. в год доходы теневых структур»,– пишет господин Добров.

Всего за последние два года акциз на алкоголь крепостью более 9 градусов в России был увеличен на 73% – в 2011 году он был еще 231 руб. С того времени минимальная розничная цена на водку выросла с 98 руб. за 0,5 л до нынешних 170 руб. Действующая редакция Налогового кодекса устанавливает в 2014 году акцизную ставку уже 500 руб., а в 2015 году – 600 руб.

Как указано в письме СПАП, розничная цена на крепкий алкоголь в России уже сопоставима с ценами в Европе, где более высокий уровень доходов населения. «Так, например, в Германии бутылку водки можно купить за €4,5 при средней зарплате ?2,4 тыс. в месяц. В России же при цене легальной бутылки водки ?4,3 среднемесячная начисленная заработная плата в первом полугодии 2013 года составила 28,8 тыс. руб., или около ?660»,– говорится в письме.

Назвать точную цифру доли нелегального рынка сейчас никто не может, но примерно посчитать ее можно. Согласно Росстату, в первом полугодии объем производства легальной водки составил 30,3 млн дал. При этом в рознице за этот период было продано 61 млн дал. Тогда же, по данным таможенной статистики, в Россию было импортировано 1,4 млн дал водки, а ее экспорт составил 2,8 млн дал. Исходя из этих цифр получается, что из реализованной в январе–июне водки 52,6% продукции оказалось непонятного происхождения. Данный подсчет не учитывает запасов, которые производители делали перед Новым годом, готовясь к резкому повышению акциза, обращает внимание председатель правления «Синергии» Александр Мечетин. «Нынешнюю долю нелегальной водки я бы оценил в 40%, но, если рост контрафакта будет продолжаться такими же темпами, к концу года эта цифра действительно может достигнуть 50%»,– прогнозирует бизнесмен. Вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев полагает, что в этом году доля нелегального сегмента в общем объеме потребления водки и ликероводочных изделий может достигнуть и вовсе 60%. «Такой показатель – уже угроза национальной безопасности!» – беспокоится он.

Последний раз эксперты оценивали долю нелегальной водки в половину от всего рынка в 2008 году. В последующие годы Росалкогольрегулирование (РАР) приняло ряд мер, которые, по мнению участников рынка, позволили снизить объемы контрафакта. К ним относятся введение минимальных цен на водку, коньяк и другие спиртные напитки крепостью свыше 28 градусов, перелицензирование отрасли в 2011 году и др. РАР оценивало долю нелегальной водки в феврале 2012 года в 24%.

Главным сторонником увеличения акциза на алкоголь всегда был Минфин, где предложение СПАП заморозить ставки не поддерживают. В пресс-службе министерства “Ъ” сказали, что «решение по акцизам уже принято и пересматривать его не планируют». Между тем президент Путин 30 июля на президиуме Госсовета высказался против «резких движений» в сфере увеличения акцизов на алкоголь и табак. «Мы знаем, к чему привела борьба с алкоголем: просто начали самогонку варить, денатурат пить»,– напомнил господин Путин.

В рамках борьбы с контрафактом среди прочего СПАП выступает за упрощение процедуры конфискации оборудования, на котором производится контрафактная продукция, ускорение внедрения ЕГАИС в розничном и оптовом звене. Господин Косарев считает, что еще одной немаловажной мерой по борьбе с «левой водкой» мог бы стать возврат акцизной марки на горлышко бутылки (с 2006 года марка клеится на ее основную часть). «Марка клеится на горлышко во всем мире и разрушается при открытии бутылки, что позволяет избежать ее повторного использования»,– указывает он.

Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»

Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
1120
Концепции настоящего и будущего
3658
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
2083
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1230
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3313
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7072

Производители водки просят президента заморозить акциз

Крупнейшие российские производители водки обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой оставить без изменения ставку акциза на крепкий алкоголь до 2017 года. Свою позицию они объясняют беспокойством по поводу быстрого роста объемов нелегального алкоголя, связывая это с резким увеличением акциза на 33% в январе. Доля теневой водки на рынке, по их оценкам, уже приближается к 50%, чего не было с 2008 года.

В пятницу председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП; членами являются «Русский стандарт», «Синергия», Алкогольная сибирская группа и другие крупные алкогольные компании) Дмитрий Добров направил письмо (копия имеется у “Ъ”) президенту Владимиру Путину, в котором предложил зафиксировать ставку акциза на уровне 400 руб. за 1 л безводного спирта на 2014–2016 годы. В письме отмечается, что резкий рост акциза – на 33% с 1 января – стал основной причиной перехода населения к нелегальной суррогатной продукции и связанного с этим сокращения выпуска легальной водки в первом полугодии (согласно Росстату, падение составило 28,3%,), а дальнейшее увеличение ставки только усугубит эту ситуацию. «Государство недополучит более 150 млрд руб. акцизов и других налогов… будет нанесен существенный ущерб здоровью населения из-за резкого повышения потребления нелегального алкоголя… резко возрастут и составят около 100 млрд руб. в год доходы теневых структур»,– пишет господин Добров.

Всего за последние два года акциз на алкоголь крепостью более 9 градусов в России был увеличен на 73% – в 2011 году он был еще 231 руб. С того времени минимальная розничная цена на водку выросла с 98 руб. за 0,5 л до нынешних 170 руб. Действующая редакция Налогового кодекса устанавливает в 2014 году акцизную ставку уже 500 руб., а в 2015 году – 600 руб.

Как указано в письме СПАП, розничная цена на крепкий алкоголь в России уже сопоставима с ценами в Европе, где более высокий уровень доходов населения. «Так, например, в Германии бутылку водки можно купить за €4,5 при средней зарплате ?2,4 тыс. в месяц. В России же при цене легальной бутылки водки ?4,3 среднемесячная начисленная заработная плата в первом полугодии 2013 года составила 28,8 тыс. руб., или около ?660»,– говорится в письме.

Назвать точную цифру доли нелегального рынка сейчас никто не может, но примерно посчитать ее можно. Согласно Росстату, в первом полугодии объем производства легальной водки составил 30,3 млн дал. При этом в рознице за этот период было продано 61 млн дал. Тогда же, по данным таможенной статистики, в Россию было импортировано 1,4 млн дал водки, а ее экспорт составил 2,8 млн дал. Исходя из этих цифр получается, что из реализованной в январе–июне водки 52,6% продукции оказалось непонятного происхождения. Данный подсчет не учитывает запасов, которые производители делали перед Новым годом, готовясь к резкому повышению акциза, обращает внимание председатель правления «Синергии» Александр Мечетин. «Нынешнюю долю нелегальной водки я бы оценил в 40%, но, если рост контрафакта будет продолжаться такими же темпами, к концу года эта цифра действительно может достигнуть 50%»,– прогнозирует бизнесмен. Вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев полагает, что в этом году доля нелегального сегмента в общем объеме потребления водки и ликероводочных изделий может достигнуть и вовсе 60%. «Такой показатель – уже угроза национальной безопасности!» – беспокоится он.

Последний раз эксперты оценивали долю нелегальной водки в половину от всего рынка в 2008 году. В последующие годы Росалкогольрегулирование (РАР) приняло ряд мер, которые, по мнению участников рынка, позволили снизить объемы контрафакта. К ним относятся введение минимальных цен на водку, коньяк и другие спиртные напитки крепостью свыше 28 градусов, перелицензирование отрасли в 2011 году и др. РАР оценивало долю нелегальной водки в феврале 2012 года в 24%.

Главным сторонником увеличения акциза на алкоголь всегда был Минфин, где предложение СПАП заморозить ставки не поддерживают. В пресс-службе министерства “Ъ” сказали, что «решение по акцизам уже принято и пересматривать его не планируют». Между тем президент Путин 30 июля на президиуме Госсовета высказался против «резких движений» в сфере увеличения акцизов на алкоголь и табак. «Мы знаем, к чему привела борьба с алкоголем: просто начали самогонку варить, денатурат пить»,– напомнил господин Путин.

В рамках борьбы с контрафактом среди прочего СПАП выступает за упрощение процедуры конфискации оборудования, на котором производится контрафактная продукция, ускорение внедрения ЕГАИС в розничном и оптовом звене. Господин Косарев считает, что еще одной немаловажной мерой по борьбе с «левой водкой» мог бы стать возврат акцизной марки на горлышко бутылки (с 2006 года марка клеится на ее основную часть). «Марка клеится на горлышко во всем мире и разрушается при открытии бутылки, что позволяет избежать ее повторного использования»,– указывает он.

Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»

Владимир Путин получил послание в бутылкеакцизы, алкогольный рынок, крепкий алкоголь
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Владимир Путин получил послание в бутылке
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/74370/2017-10-22