11 июля 2013, 09:33 2702 просмотра

Чебурашка даст молока

Предприниматели Владислав и Станислав Чeбурашкины готовы вывести на рынок молочные продукты под брендом «Чебурашкин продукт». С 2011 года они пытались зарегистрировать целый ряд товарных знаков, содержащих слово «Чебурашкин», но каждый раз их заявки блокировались Роспатентом. По мнению патентного ведомства, бренды слишком похожи на зарегистрированный товарный знак «Чебурашка», правами на который обладает с 1999 года писатель Эдуард Успенский. Однако в конце апреля этого года братья Чебурашкины сумели добиться отмены правовой охраны этого знака по 29‑му — молочному классу МКТУ.

Семья Чебурашкиных приехала в Подмосковье из Норильска. Глава семейства Георгий Чебурашкин возглавлял на Таймыре ряд авиапредприятий: «Таймыртур-Авиатранс», «Нордавиа». Согласно данным ЕГРЮЛ, сейчас он является гендиректором и совладельцем компании «Нординвэс», специализирующейся на добыче драгоценных металлов (золота, серебра, металлов платиновой группы). Его сыновья Станислав и Владислав вошли в семейный бизнес в качестве совладельцев ряда компаний на Таймыре и в Подмосковье.

Подмосковные бизнес-проекты Чебурашкиных оказались связанными с сельским хозяй­ством. Им, в частности, принад­лежит компания «Дубна плюс» в Дмитровском районе, созданная на базе животноводческого совхоза. Молочное стадо, принад­лежащее хозяйству, составляет порядка 4 тыс. голов. По данным местных СМИ, с момента приобретения бывшего совхоза г-дами Чебурашкиными инвестиции в развитие хозяйства составили около 1 млрд руб.

Еще двумя подмосковными компаниями, подконтрольными Чeбурашкиным, являются «Живой поток» (доля братьев Чебурашкиных 75%) и «Братья Чебурашкины». Компания «Живой поток» специализируется на развитии вендинговых молокоматов. Как следует из данных на сайте компании, сейчас ей принадлежит 30 таких автоматов, установленных в Москве и городах Подмосковья. При этом все молоко для них производится компанией «Дубна плюс».

По словам совладельца «Живого потока» Ивана Соломахи, в перспективе компания планирует расширять свой бизнес за счет заключения договоров с серьезными фермерскими хозяйствами и продажи молока различных хозяйств под единым брендом. В качестве бренда «Живой поток» хотел бы использовать «Чебурашкин продукт», однако уже более двух лет не может зарегистрировать его в Роспатенте.

Как следует из данных патентного ведомства, компания «Техстройинвест» (в 2013 году слилась с ООО «Чебурашкин продукт») неоднократно подавала заявки на регистрацию самых разных вариантов товарных знаков — «Чебурашкин продукт», «Ферма братьев Чебурашкиных», «Чебурашкина сельхозпродукция», «Продукт Чебурашкина», «Сельхозпродукция Чебурашкина», «Продукция Чебурашкина» и т.д. И каждый раз Роспатент отказывал в регистрации подобных знаков.

Доводы заявителей о том, что подобные названия образованы от фамилии владельцев бизнеса и не имеют отношения к ушастому герою мультфильмов по сказкам Эдуарда Успенского, не убеждали чиновников Роспатента. Не помогло братьям Чебурашкиным и лингвистическое заключение Института русского языка, в котором эксперты обращали внимание на то, что г-н Успенский не является изобретателем слова «чебурашка» — в старину так именовали поплавки для рыболовных сетей и элементы бурлацких лямок в Поволжье. Каждая новая заявка г-д Чебурашкиных получала отказ.

Писатель Эдуард Успенский зарегистрировал товарный знак «Чебурашка» в ноябре 1999 года и с тех пор ревностно отслеживал любые попытки его несанкционированного использования. Так, фабрике «Красный Октябрь» (входит в холдинг «Объединенные кондитеры») пришлось отказаться от производства конфет под этим брендом, после того как она не смогла договориться с писателем об условиях его использования.

По данным Роспатента, сейчас у принадлежащего г-ну Успен­скому ООО «Чебурашка» нет действующих лицензионных договоров на использование товарного знака. Лицензионные соглашения с издательством «Астрель» и компанией «Боско» истекли в декабре 2012 года.

Не найдя понимания в патентном ведомстве, братья Чебурашкины обратились в Арбитражный суд города Москвы с требованием аннулировать правовую охрану товарного знака «Чебурашка» по 29-му — молочному классу в связи с тем, что правообладатель, то есть г-н Успенский, не использовал его для выпуска подобных товаров в течение трех лет. При этом братья Чебурашкины сумели предоставить в суд убедительные доказательства своих намерений по использованию спорного товарного знака. Суд удовлетворил требования заявителя, лишив ООО «Чебурашка» правовой охраны по 29-му классу МКТУ.

По мнению руководителя практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константина Суворова, судебное решение, которое ООО «Чебурашка» не стало оспаривать в апелляционной инстанции, дает братьям Чебурашкиным зеленый свет для использования бренда для собственной молочной продукции. «Если до вынесения решения по заявке на товарный знак правовая охрана противопоставленного обозначения, как в этом случае, прекращена, у Роспатента отсутствуют препятствия к регистрации знака по заявке, и знаки «Ферма братьев Чебурашкиных» и «Чебурашкин продукт» вполне могут быть зарегистрированы», — пояснил РБК daily эксперт.

РБК daily

Статья относится к тематикам: Марка. Брэнд. PrivateLabel
Поделиться публикацией:
Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

Цены на продовольствие. Тренды и реальности 2017 года

Сергей Илюха, бизнес консультант, генеральный директор Центра антикризисного консалтинга «Лига Коммерсантов», автор книги «Успешный путь в торговую сеть в вопросах и ответах, или 15 советов по...

Чебурашка даст молокачебурашка, бренд, молочный бренд, товарный знак, Чебурашкин продукт, торговая марка
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии
Бизнес, попавший в шторм
320 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Размышления о менеджменте
670 руб.
Нет в наличии
Век клиента
490 руб.
Нет в наличии