2 февраля 2011, 00:00 3057 просмотров

Осторожный потребитель тормозит рост розничных продаж

В 2009 финансовом году (период с июня 2009 года по июнь 2010 года) более чем у трети компаний, входящих в список 250 крупнейших мировых операторов в секторе розничной торговли, снизились объемы продаж, что явилось следствием более осторожного поведения потребителей и сокращения объемов доступного кредитования в связи с глобальным экономическим кризисом. Однако данные, представленные в отчете «Мировой сектор розничной торговли в 2011 году», подготовленном «Делойт Туш Томацу Лимитед» совместно со STORES Media, свидетельствуют о том, что усилия многих компаний по сокращению расходов и пересмотру уровней запасов принесли свои плоды: объемы чистой прибыли 250 крупнейших розничных операторов выросли с 2,4% в 2008 году до 3,1% в 2009 году.

Несмотря на то, что примерно треть из 188 компаний розничной торговли, раскрывших информацию о своих финансовых результатах, сообщили о снижении объемов чистой прибыли в 2009 году, это стало значительным улучшением по сравнению с показателями за 2008 год, когда с уменьшением прибыли столкнулись две трети компаний. В 2009 году всего 13 компаний работали в убыток – менее половины от числа убыточных компаний по итогам за 2008 год. Повышение уровня рентабельности отмечалось во всех товарных секторах; при этом наиболее высокие показатели продемонстрировали компании сектора модной одежды, маржа прибыли которых увеличилась с 4,1% до 7,6% на фоне роста общего объема продаж лишь на 0,7%. Кроме того, улучшились и показатели сектора товаров повседневного спроса, который традиционно демонстрирует низкий уровень доходности: рост в этом секторе составил 0,3 % по сравнению с данными за предыдущий год.

Хотя снижение темпов роста продаж наблюдалось во всех регионах, в каждом из них (за исключением Африки и Ближнего Востока) было отмечено повышение уровня рентабельности. Первое место в этом списке заняли страны Латинской Америки, где маржа прибыли увеличилась с 1,4% до 3,3%. Уровень рентабельности розничных операторов в США вырос чуть более чем на 1% и составил в 2009 финансовом году 3,4%, в то время как компании Великобритании продемонстрировали самые высокие показатели чистой прибыли – 3,5% (по сравнению с 2,5% в 2008 году), и также оказались в числе компаний, показавших наиболее высокие темпы роста (7,1%).

Г-н Айра Калиш, директор отдела по обслуживанию розничных компаний исследовательского подразделения «Делойта» в составе Deloitte Services LP в США, отметил: «Эти цифры отражают усилия, которые компании сектора розничной торговли во всем мире предпринимают для улучшения финансовых показателей. Всего лишь год назад мы сообщили о снижении прибыли компаний данного сектора вследствие того, что потребители сократили расходы, а чрезмерные запасы привели к значительному снижению цен. Розничные компании незамедлительно определили возможные способы экономии средств и теперь пожинают плоды своих усилий. В дальнейшем эффект таких мер для повышения доходности станет менее выраженным, и компании розничной торговли будут возлагать надежды на восстановление экономики, которое должно вернуть показатели роста продаж на прежние позиции».

«Однако сейчас, в начале 2011 года, розничные предприятия испытывают обеспокоенность в связи с недостаточным спросом в странах с высоким уровнем благосостояния и чрезмерно высоким спросом в странах с формирующимся рынком. Предприятия розничной торговли также обеспокоены волатильностью курса валют, изменениями в налогово-бюджетной политике, а кроме того, они ставят под сомнение перспективы устойчивого восстановления отдельных рынков», – заявил г-н Калиш.

Список десяти ведущих мировых компаний розничного сектора не изменился по сравнению с предыдущим финансовым годом. Однако объемы продаж снизились у четырех из этих десяти компаний – Carrefour S.A., Metro AG, Costco Wholesale Corporation (Costco) и The Home Depot, Inc. (Home Depot), – и выросли на 1% или менее в трех из десяти. Компания Tesco plc, а также «жесткие дискаунтеры» Schwarz Unternehmens Treuhand KG (Schwarz) и Aldi GmbH & Co. (Aldi) оказались единственными из десяти крупнейших розничных операторов, чьи показатели роста продаж превысили средние показатели 250 ведущих компаний сектора.

Розничные компании России впервые вошли в рейтинг 250 крупнейших компаний в 2006 году. В 2007 году эти компании уже значительно улучшили свои позиции в рейтинге, оказавшись в числе 100 ведущих розничных предприятий. В этом году две российские компании входят в число 250 крупнейших мировых ритейлеров. Уже третий год подряд в число десяти розничных компаний с наиболее высокими показателями совокупных темпов годового роста входят компании из России. По итогам 2009 финансового года «Магнит» заняла второй место.

Новая эра глобализации розничной торговли?

Впервые за период с 2005 года, когда ДТТЛ начал отслеживать уровень глобализации ведущих мировых компаний сектора розничной торговли, в объеме продаж 250 ведущих компаний сектора снизилась доля зарубежных операций. Однако это снижение было незначительным – с 22,9% в 2008 году до 22,2 % в 2009 году, а кроме того, именно в этом году 38 розничных компаний открыли 57 филиалов на новых рынках в 42 странах.

Г-н Калиш отметил: «Поскольку становится все сложнее добиться успеха на рынках развитых стран, растет привлекательность стран с развивающейся экономикой. Опыт ряда глобальных игроков стал ценным уроком для предприятий этой отрасли, продемонстрировав, прежде всего, что недостаточно просто выйти на многообещающий рынок – необходима стратегия. Важное условие заключается также и в том, что компании розничной торговли, действующие на мировом уровне, должны максимально учитывать специфику рынка, то есть иметь представление о местных предпочтениях и культуре в целом, привлекать на должности менеджеров в основном местных специалистов, а также развивать связи на местном уровне.

Компании сектора розничной торговли, вступающие в стадию глобализации, должны быть готовы к значительным объемам долгосрочного инвестирования, которые помогут убедить местных поставщиков в том, что компания собирается закрепиться на данном рынке и заручиться поддержкой постоянных потребителей. Им также не следует бояться делать ошибки, которые порой могут быть серьезными. Существует больше примеров ошибок, сделанных мировыми розничными сетями на первом этапе пути к процветанию, чем историй мгновенного успеха».

«Вот уже почти два десятилетия эксперты в области розничной торговли предсказывают неизбежную глобализацию отрасли; возможно, настал их звездный час. Хотя такое решение никогда не дается легко, значительно больше компаний сейчас готовы сделать решительный шаг. Возможно, мы находимся накануне вступления в новую эру глобализации розничной торговли», – заявил г-н Калиш. www.rbcdaily.ru

Статья относится к тематикам: Исследования
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Осторожный потребитель тормозит рост розничных продажторговые сети, розничные сети, торговые компании, ритейлеры, ритейл