Баннер ФЗ-54
24 сентября 2010, 00:00 2577 просмотров

Контрафакт вещь упрямая

Около 6% ежегодного оборота розничной торговли в РФ, или более 900 млрд руб. ($30 млрд) приходится на контрафактную продукцию — к такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики в работе по заказу ассоциации "Русбренд". Эксперты отмечают рост российского производства подделок, в том числе как следствие активности работы Федеральной таможенной службы (ФТС), и ожидают обострения проблемы в связи с созданием Таможенного союза. За последние три года объем реализуемого в РФ контрафакта как минимум не уменьшился, а доли контрафактной продукции в целом сохранились, полагают авторы опубликованного вчера исследования ГУ Высшей школы экономики (ВШЭ), проведенного по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок ("Русбренд"). Доля контрафакта по рассмотренным в исследовании товарным категориям (алкоголь, гигиенические прокладки, лекарства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай, кофе, чистящие и моющие средства) составила 24% оборота розничной торговли этими категориями или 6% общего объема оборота розницы в РФ в 2009 году. Это "следует считать значительным объемом, особенно если иметь в виду, что учтены не все товарные категории, подверженные массовому и широкому распространению контрафакта", отмечается в исследовании — к их числу, в частности, относятся алкоголь и одежда и обувь (без учета этих двух категорий оценка ГУ ВШЭ также снижается с 24% до 8-9%). Массовое распространение контрафакт имеет также на рынке агрохимикатов (30%) и в фармацевтике (5-7%). При этом тенденция сокращения доли контрафакта, наблюдавшаяся с 1990-х годов (тогда она могла достигать по отдельным позициям 70-80%, снизившись к 2007 году до нескольких процентов), к 2010 году практически иссякла. Потоки контрафакта перемещаются на локальный уровень: если раньше подделки преимущественно были иностранными (источниками их по-прежнему остаются КНР, Тайвань, Прибалтика, Украина, Казахстан и Туркмения), то теперь растет доля поддельной продукции внутреннего производства. В качестве объяснения этому авторы называют несколько причин: кризисное сокращение внешней торговли, открытие иностранными компаниями производств в РФ, работу ФТС, эффективность которой отмечают почти все эксперты (так, в 2009 году службой было признано контрафактными в судебном порядке примерно 6,2 млн единиц продукции), и более слабый контроль внутреннего рынка. Последний фактор усугубляется тем, что одним из популярных сегодня способов ввоза подделок выступает импорт компонентов, из которых впоследствии уже в РФ собирается готовая продукция. Основным инструментом защиты прав на интеллектуальную собственность также остается таможенный реестр, в который в настоящий момент внесено 1574 объекта интеллектуальной собственности. За последние два года количество внесенных в реестр объектов увеличилось более чем в полтора раза, однако постоянный рост числа регистрируемых товарных знаков, принадлежащих как импортным, так и отечественным производителям (см. график), обгоняет его более чем на порядок. При этом вступление в таможенный реестр участников рынка задерживает наличие страховых взносов. На внутренних рынках структура контроля более сложная, отмечают исследователи ГУ ВШЭ. Такой контроль осуществляется департаментом экономической безопасности МВД, отделом по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства (ОБППРиИАЗ), а также Роспотребнадзором. При этом ОБППРиИАЗ на крупнейшем потребрынке — в Москве — по решению ГУВД расформирован, и эксперты опасаются распространения этой практики в регионах. Исследование отмечает также множество нерешенных законодательных проблем: не уточнено определение незаконного использования товарных знаков, неясен алгоритм определения ущерба для правообладателя, нет регламента уничтожения конфискованной продукции, сохраняются трудности с конфискацией и уничтожением оборудования, используемого для незаконного производства. При этом в результате принятия либеральных для бизнеса законодательных поправок "произошло ослабление роли правоохранительных органов, что не может не вызвать беспокойства в свете ожидаемого снятия таможенного контроля на границах стран—участниц Таможенного союза", говорится в исследовании. Таможенный союз (ТС) вообще сильно беспокоит защитников товарных знаков — как в части законодательства об авторских правах (так, в странах ЕТС по-разному трактуется понятие контрафакта в части параллельного импорта), так и в практиках правоприменения. Число товарных знаков в национальных таможенных реестрах Белоруссии и Казахстана на порядок меньше, чем в РФ, механизмы защиты менее развиты, а контролирующие и правоохранительные органы работают в этом отношении менее активно. Защита же прав на интеллектуальную собственность для стран—участниц ЕТС пока не относится к числу главных вопросов, что усугубляется проблемами информационного взаимодействия стран ТС.Ъ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Куда уходит покупатель и во что играют современные...
995
Концепции настоящего и будущего
3478
Андрей Бударин, начальник Управления оперативного ...
1928
Михаил Иванцов, генеральный директор розничной се...
1182
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
3276
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
7035
Около 6% ежегодного оборота розничной торговли в РФ, или более 900 млрд руб. ($30 млрд) приходится на контрафактную продукцию — к такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики в работе по заказу ассоциации "Русбренд". Эксперты отмечают рост российского производства подделок, в том числе как следствие активности работы Федеральной таможенной службы (ФТС), и ожидают обострения проблемы в связи с созданием Таможенного союза. За последние три года объем реализуемого в РФ контрафакта как минимум не уменьшился, а доли контрафактной продукции в целом сохранились, полагают авторы опубликованного вчера исследования ГУ Высшей школы экономики (ВШЭ), проведенного по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок ("Русбренд"). Доля контрафакта по рассмотренным в исследовании товарным категориям (алкоголь, гигиенические прокладки, лекарства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай, кофе, чистящие и моющие средства) составила 24% оборота розничной торговли этими категориями или 6% общего объема оборота розницы в РФ в 2009 году. Это "следует считать значительным объемом, особенно если иметь в виду, что учтены не все товарные категории, подверженные массовому и широкому распространению контрафакта", отмечается в исследовании — к их числу, в частности, относятся алкоголь и одежда и обувь (без учета этих двух категорий оценка ГУ ВШЭ также снижается с 24% до 8-9%). Массовое распространение контрафакт имеет также на рынке агрохимикатов (30%) и в фармацевтике (5-7%). При этом тенденция сокращения доли контрафакта, наблюдавшаяся с 1990-х годов (тогда она могла достигать по отдельным позициям 70-80%, снизившись к 2007 году до нескольких процентов), к 2010 году практически иссякла. Потоки контрафакта перемещаются на локальный уровень: если раньше подделки преимущественно были иностранными (источниками их по-прежнему остаются КНР, Тайвань, Прибалтика, Украина, Казахстан и Туркмения), то теперь растет доля поддельной продукции внутреннего производства. В качестве объяснения этому авторы называют несколько причин: кризисное сокращение внешней торговли, открытие иностранными компаниями производств в РФ, работу ФТС, эффективность которой отмечают почти все эксперты (так, в 2009 году службой было признано контрафактными в судебном порядке примерно 6,2 млн единиц продукции), и более слабый контроль внутреннего рынка. Последний фактор усугубляется тем, что одним из популярных сегодня способов ввоза подделок выступает импорт компонентов, из которых впоследствии уже в РФ собирается готовая продукция. Основным инструментом защиты прав на интеллектуальную собственность также остается таможенный реестр, в который в настоящий момент внесено 1574 объекта интеллектуальной собственности. За последние два года количество внесенных в реестр объектов увеличилось более чем в полтора раза, однако постоянный рост числа регистрируемых товарных знаков, принадлежащих как импортным, так и отечественным производителям (см. график), обгоняет его более чем на порядок. При этом вступление в таможенный реестр участников рынка задерживает наличие страховых взносов. На внутренних рынках структура контроля более сложная, отмечают исследователи ГУ ВШЭ. Такой контроль осуществляется департаментом экономической безопасности МВД, отделом по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства (ОБППРиИАЗ), а также Роспотребнадзором. При этом ОБППРиИАЗ на крупнейшем потребрынке — в Москве — по решению ГУВД расформирован, и эксперты опасаются распространения этой практики в регионах. Исследование отмечает также множество нерешенных законодательных проблем: не уточнено определение незаконного использования товарных знаков, неясен алгоритм определения ущерба для правообладателя, нет регламента уничтожения конфискованной продукции, сохраняются трудности с конфискацией и уничтожением оборудования, используемого для незаконного производства. При этом в результате принятия либеральных для бизнеса законодательных поправок "произошло ослабление роли правоохранительных органов, что не может не вызвать беспокойства в свете ожидаемого снятия таможенного контроля на границах стран—участниц Таможенного союза", говорится в исследовании. Таможенный союз (ТС) вообще сильно беспокоит защитников товарных знаков — как в части законодательства об авторских правах (так, в странах ЕТС по-разному трактуется понятие контрафакта в части параллельного импорта), так и в практиках правоприменения. Число товарных знаков в национальных таможенных реестрах Белоруссии и Казахстана на порядок меньше, чем в РФ, механизмы защиты менее развиты, а контролирующие и правоохранительные органы работают в этом отношении менее активно. Защита же прав на интеллектуальную собственность для стран—участниц ЕТС пока не относится к числу главных вопросов, что усугубляется проблемами информационного взаимодействия стран ТС.ЪКонтрафакт вещь упрямаяритейл, контрафакт
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Контрафакт вещь упрямая
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/45729/2017-10-22