20 апреля 2010, 00:00 1185 просмотров

Проверка на градус

Масштабные проверки Росалкогольрегулирования, проведенные во всех округах России в первом квартале 2010 года, показали, что половина участников рынка работают с теми или иными нарушениями законодательства. Это касается как производителей алкоголя, так и торговых сетей. Часть проверок была инициирована после просмотра разоблачительных телепередач. Нелегальный алкоголь искали, в частности, в «Пятерочке» и «Копейке». Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), созданная в 2008 году, впервые обнародовала обобщенные данные по проверкам организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции. В первом квартале 2010 года чиновники Росалкоголя провели 1721 проверку, и в 842 случаях были выявлены нарушения законодательства. Сумма штрафных санкций составила 16,4 млн руб. Из оборота изъято более 1,2 млн бутылок алкогольной продукции (78 тыс. дал). Однако столь внушительные масштабы нарушений говорит не только о засилье паленой, контрафактной водки, но и о тотальной беспечности работающих на рынке организаций в части ведения документооборота. Большинство дел, направленных Рос­алкоголем в арбитражные суды, основано на неправильно оформленных товарно-транспортных накладных, нарушениях условий, предусмотренных лицензиями на производство и оборот алкогольной продукции, и т.д. Для производителей характерными нарушениями являются невнесение информации в Единую государственную автоматизированную систему, а также отсутствие автоматических средств учета объемов производства. Большой объем продукции с поддельными марками выявляют в оптовых структурах. Как показывает судебная практика, далеко не всегда регулирующему органу удается добиться вынесения решения в свою пользу. Так, например, в Арбитражном суде Нижнего Новгорода, где рассматривались иски межрегионального управления Росалкоголя по Приволжскому федеральному округу к нижегородским торговым точкам сетей «Пятерочка» и «Копейка». Как следует из материалов дела, обнародованных на сайте Высшего арбитражного суда, распоряжение о проведении массовых внеплановых проверок нижегородских ритейлеров в декабре 2009 года было отдано лично главой Росалкоголя Игорем Чуяном, который поручил проверить факты, изложенные в телевизионной программе «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия» 22 ноября 2009 года. Автор программы тележурналист Борис Соболев сообщил, что в торговых сетях «Пятерочка», «Копейка», «Садко» и «Дикси», работающих в Нижнем Новгороде, реализуется нелегальный алкоголь. Проверки в нескольких магазинах «Пятерочка» и «Копейка» выявили нарушения, допущенные при документальном оформлении алкоголя. Суд признал владельцев нижегородских магазинов «Пятерочка» (ООО «Сладкая жизнь НН») и «Копейка» (ООО «Копейка-Поволжье») виновными в нарушении ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, согласно которой поставка или розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 40—50 тыс. руб. с конфискацией продукции. И у «Пятерочки», и у «Копейки» на ряд реализуемой водки не оказалось товарно-транспортной накладной формы 1-Т. В случае с «Пятерочкой» на некоторых бутылках выявлены также так называемые мытые марки и отсутствие подписей в транспортных накладных. Однако некоторые дела об административных правонарушениях в отношении ритейлеров были приостановлены. К примеру, ряд исков к «Пятерочке» был отклонен по причине истечения срока давности. Согласно Административному кодексу по подобным делам постановление суда не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения. При этом суд принимает во внимание дату рассмотрения дела по существу, а не дату подачи заявления. В Росалкогольрегулировании подтвердили, что по ряду дел ведомству не удается привлечь нарушителей к административной ответственно­сти из-за мизерных сроков давности. В ведомстве заверили, что будут настаивать на увеличении срока давности: такое предложение будет содержаться в пакете очередных мер по регулированию алкогольного рынка, который федеральная служба готовит к внесению на рассмотрение правительства. В случае с «Копейкой» проверяющие из Росалкоголя составили протокол об административном правонарушении в отсутствие официального представителя ритейлера, коим является гендиректор ООО «Копейка-Поволжье». Суд отклонил иск Росалкоголя, а изъятую водку обязал вернуть. Помимо штрафов в арсенале Росалкоголя имеются и более жесткие рычаги влияния на нарушителей закона — приостановка или аннулирование лицензий. В первом квартале 2010 года по результатам проверок вынесены решения о направлении в суды заявлений об аннулировании лицензии в отношении 45 организаций, о приостановлении действия лицензии в отношении 39 организаций и о вынесении предписания об устранении нарушений в отношении 74 организаций. В Росалкоголе отказались предоставить список организаций, у которых ведомство требует отобрать либо приостановить лицензию на производство или оборот алкогольной продукции. По данным, опубликованным на сайте ВАС, иски с подобными требованиями приняты в отношении ряда региональных дистрибьюторов, а также нескольких производителей алкоголя, среди которых винзавод «Тольяттинский», Ново-Фокинский ЛВЗ, ООО «Раунд — Нижний Новгород». RBC daily
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Проверка на градусалкоголь, сети