30 ноября 2009, 00:00 3839 просмотров

Кибер-понедельник испытает интернет-торговлю

В 15 минутах езды от центра города на огромном складе размером с 8 футбольных полей более тысячи рабочих компании Milton Keynes готовятся к самому горячему дню для интернет-магазина Amazon.com.

Товары от чайников до клавиатур, мячики для пинг-понга и DVD теснятся на полках четырехэтажного склада — после того, как бизнес серьезно вырос, компании пришлось расширить распределительный центр. Рабочие мечутся между полками, толкая перед собой тележки с ярко-желтыми пластиковыми ящиками, собирают товар и отправляют его на конвейер для упаковочного цеха. С верхнего этажа здания открывается вид на погрузочную площадку, которая в этот момент напоминает шоу Рэйчел Уайтрид (Rachel Whiteread) в Лондонском Turbine Hall, галереи в Tate Modern, где художница выстроила свои арт-инсталляции из 14 тысяч полиэтиленовых коробок.

Кибер-понедельник как символ интернет-торговли

С приближением Рождества интернет-магазины начинают готовиться к так называемому кибер-понедельнику, а именно первому понедельнику декабря, — самому загруженному для них дню в году. В прошлый раз, 8 декабря, по утверждению Amazon, 1,4 млн товаров было заказано на их сайте, то есть приходило по 16 заказов в секунду. В этому году ритейлер ожидает, что продажи будут выше на 21-36%. Поэтому ему пришлось нанять несколько сотен дополнительных рабочих на время предрождественского безумия.

«Без сомнения, это будет самое сложное Рождество за всю историю нашей компании. Обычно в это время приходится работать вдвое или втрое быстрее, но в прошлом году грузовики отправлялись со склада каждые 5,5 секунды», — рассказал в интервью Guardian вице–президент европейского представительства компании Алан Лайл (Allan Lyall)

Milton Keynes — один из четырех британских складов компании Amazon. Два других склада в Шотландии, а самый большой — в Суонси (Swansea). Кроме того, Amazon организовал еще один временный склад в центре Питерборо (Peterborough) для того, чтобы справиться с наплывом заказов.

Как и традиционные магазины, интернет-магазины не были застрахованы от рецессии, но если обычные ритейлеры попали в настоящую кровавую баню, то у онлайн-ритейлеров продажи продолжают расти. Из-за повсеместного проникновения широкополосного Интернета потребителям стало проще совершать некоторые покупки в Интернете, тем более что там товары несколько дешевле, чем в обычных магазинах, а безденежные покупатели идут туда, где подешевле.

Цифры, отражающие состояние интернет-торговли, серьезно разнятся. По данным британского национального управления статистики (ONS), в прошлом году объем продаж через Интернет составил 3,5% от общего объема продаж в декабре. В среднем продажи достигали 238 миллионов фунтов в неделю. Несмотря на то, что доля интернет-продаж невелика, она постоянно растет. Аналитики ONS зафиксировали рост продаж в 19,6% по сравнению с прошлым годом.

Неудивительно, что промышленная группа IMRG, представляющая интересы онлайн-ритейлеров, считает, что доля интернет-торговли выше — правда, при подсчете она включает также продажи билетов через Интернет. По ее данным, доля Интернет продаж составляет 10-15% от общих розничных продаж в Великобритании.

Кризис не остановил роста

Начиная с 1998 года Amazon постоянно расширяет свой бизнес. По данным компании, около 98 млн людей со всего мира в прошлом году приобрели различные товары через сайт. Компания в последнее время серьезно расширила свой ассортимент с книг до офисного оборудования и ламп; впрочем, книги и DVD по-прежнему составляют чуть более половины мировых продаж Amazon. В прошлом месяце компания оправдала надежды инвесторов и ее акции достигли пика в цене.

По словам исполнительного директора IMRG Дэвида Смита (David Smith), самый большой рост продаж через Интернет показывают электроника и одежда. Отчасти это доказывают недавняя отчетность компании Asos, торгующей одеждой. На прошлой неделе компания отчиталась о том, что за первое полугодие ее операционная прибыль составила 4,4 млн фунтов, а продажи в Великобритании выросли на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Темпы роста, конечно, снизились из-за кризиса, но продажи все равно продолжают расти», — говорит Смит. IMRG прогнозирует, что в этом году рост продаж составит не менее 15% (правда, в прошлом году он составил 35-40%). «С каждым днем все больше людей начинает сравнивать цены он-лайн ритейлеров и традиционной торговли, и результат не в пользу последних. Поэтому влияние Интернета продолжает расти. Все больше людей из старшей возрастной группы начинают пользоваться такими штуками, как Facebook, и они тоже становятся потенциальной аудиторией интернет-магазинов», — поясняет глава IMRG.

Сайт как зеркало ритейла

Amazon и Asos в последнее время столкнулись с тем, что традиционные розничные ритейлеры начинают всерьез воспринимать онлайн-торговлю.

В 2001 году, когда владелец сети John Lewis открыл свой сайт, его целью были продажи хотя бы на уровне среднего магазина, то есть около 100 млн фунтов. В прошлом году продажи интернет-магазина достигли 327 млн фунтов — больше, чем годовые продажи самого большого универмага сети. Сейчас интернет-продажи составляют 13% от общего объема продаж холдинга и продолжают расти примерно на 30% в год.

Управляющий директор компании John Lewis Direct Робин Террелл (Robin Terrell) говорит, что сайт стал чрезвычайно важен для компании потому что около половины посещений потребителями сети начинаются с просмотра сайта, где они могут увидеть цены и ассортимент. «Веб-сайт — это теперь лицо бренда, люди все чаще заходят на страничку перед посещением магазина, и мы стараемся потакать их предпочтениям», — поясняет Террелл.

Интернет конкурирует сам с собой

Поскольку цены на сайтах довольно просто сравнивать, конкуренция идет прежде всего по ценовому параметру. Владельцы сети John Lewis гордятся тем, что в их логистическом центре размером в 650 тысяч квадратных метров широко используются технологии, позволяющие снизить издержки, а значит и цены. Amazon делает то же самое. Например, в Milton Keynes рабочие используют специальное устройство, которое позволяет легко ориентироваться в лабиринте полок, показывает упаковщикам размер товара и даже какая упаковка требуется для хрупких товаров.

Кроме того, интернет-магазины конкурируют между собой в скорости доставки. В этом году Amazon пообещал доставить в тот же день все заказы, зарегистрированные до 8.30 утра в канун Рождества.

«Есть еще масса возможностей улучшить работу компании, — говорит Алан Лайл. — Конкуренция между ресурсами благоприятно сказывается на потребителях, потому что она призывает нас к инновациям».

Ускорение сроков доставки означает, что «кибер-понедельник» в ближайшие годы в некотором роде потеряет свое значение, потому что покупатели станут меньше беспокоиться о том, чтобы их покупки прибыли вовремя. Есть и другая причина: раньше широкополосный Интернет в основном использовался в офисах, и потребитель, увидев какой-то товар в традиционном магазине на выходных, на работе в понедельник заказывал его через Интернет. Теперь то же самое можно сделать и из дома. «Если посмотреть на график проникновения широкополосного Интернета в частные дома и квартиры примерно с 2006 года, то вы увидите тот же рост, что и у он-лайн торговли», — отмечает Смит.

Статья относится к тематикам: Актуально, Электронная коммерция
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Кибер-понедельник испытает интернет-торговлюКибер-понедельник, интернет-торговля, Amazon.com, Amazon