Баннер ФЗ-54
30 марта 2009, 00:00 4084 просмотра

Кризис не добавил популярности фастфудам

Мартовский «мониторинг экономического кризиса» компании «Комкон» показал, что россияне стали экономить на походах в кафе и рестораны или даже полностью отказывать себе в удовольствии питаться вне дома. В ноябре эту статью расходов в своем семейном бюджете сократили 38% жителей городов-миллионников, а в феврале и марте этот показатель вырос до 54%. Доля тех, кто совсем перестал посещать заведения общественного питания на сегодняшний день составляет 20%. Несмотря на прошлогодние предположения того, что потребители начнут посещать боле дешевые заведения и возникнет ощутимый приток посетителей в фастфуды, падение спроса коснулось и ресторанов быстрого обслуживания.

Как рассказал исполнительный директор консалтинговой компании RestСon Андрей Петраков, максимальное падение спроса произошло в дорогом сегменте и составило до 50-60%, в ресторанах среднего сегмента (с чеком до тысячи рублей) — 30-40%. «Снижение есть и в ресторанах быстрого питания, но у них меньшие потери — в регионах снижение составляет до 30%, в Москве — 10%».

Однако, по словам опрошенных BFM.ru участников рынка, снижения спроса они не заметили. Президент компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (основная торговая марка — «Сбарро») Мераб Елашвили рассказал, что сейчас спрос на услуги сети достаточно высокий. «Он не увеличился из-за того, что мы закрыли около десяти ресторанов. Однако мы планируем увеличить трафик за счет новых гостей и повторных посещений».

Президент сети предприятий быстрого обслуживания «Ростик'с KFC» Ник Глушко также ожидает нового притока гостей. «Сегодня потребители становятся более внимательны к своим тратам. Формат предприятий быстрого обслуживания в данной ситуации в краткосрочном и среднесрочном периодах оказывается в более выигрышном положении, поскольку все-таки культура питания вне дома в России уже достаточно сильна».

Никаких тенденций в сторону явного уменьшения или увеличения посетителей не отмечают и в McDonalds.

По словам генерального директора ресторанов «Гриль Мастер» Валерия Грекова, в их сети пока тоже «ровный спрос». «Посетителей меньше не стало, но мы заметили, что снизился на 10-15% средний чек по всем нашим ресторанам. Раньше посетители покупали более дорогие блюда, сейчас же у нас вырос спрос на хот-доги».

Некоторые участники рынка ввели специальные «антикризисные» программы. Как рассказал Мераб Елашвили, операционный и маркетинговые управления компании работают в тесной связке. Ими разработано несколько программ, выделены трафик-билдеры — популярные блюда по особым ценам, которые в два раза меньше прежних. «У нас эти блюда и до кризиса были одними из самых востребованных, но мы специально сделали шаг навстречу гостям. Сейчас для нас важен трафик. Пусть средний чек и уменьшился, зато их количество не сократилось. А это для ресторанного бизнеса очень важно».

Запустил специальную акцию и «Ростик'с». По словам Ника Глушко отклик гостей на экономичное предложение сэндвичей стоимостью от 23 до 35 рублей был «просто фантастическим и превзошел все ожидания».

Несмотря на стремление участников рынка сдержать цены, это не всегда получается. По мнению Андрея Петракова, в среднем стоимость блюд в меню за первые месяцы 2009 года увеличилась на 10%. Как рассказала PR- директор McDonalds Нина Прасолова, цены на продукцию сети увеличились, но незначительно: «Мы выбрали стратегию, при которой увеличиваем цену на продукцию не более, чем на 75% от уровня инфляции».

«Цены в ресторанах мы не поднимали весь предыдущий год. При том, что закупочная стоимость на продукты, включая основные, выросла, особенно в последние месяцы. Связано это с ростом курса валюты. Мясо, мука, сыр — все это подорожало. Плюс часть важных продуктов мы привозим из-за рубежа, потому что только импортные поставщики способны сегодня обеспечить уровень качества, необходимый для сети», рассказывает Мераб Елашвили. «Гриль Мастер» и «Ростик'с» также вынуждены пропорционально курсу евро или доллара повышать цены на блюда, в которые входят импортные продукты.

То обстоятельство, что кризис затронул сети фастфудов в меньшей степени, чем остальной ритейл, самим заведениям быстрого питания может выйти боком. На рынке существует мнение, что арендодатели торговых центров постараются за счет успешных предприятий общественного питания отбить свои убытки. В планах — повышение арендной ставки в связи с тем, что другие арендаторы, в частности одежный ритейл, стали работать менее эффективно и не могут оплачивать аренду.

Как рассказал Андрей Петраков, случаи повышения арендной ставки уже есть, однако такое отношение арендодателей скорее всего приведет к тому, что операторы будут уходить с фудкортов. «Рестораны на фудкортах — это якорный арендатор в любом торговом центре. Его наличие — один из самых сильных привлекающих факторов для потребителей, а поскольку спрос на их услуги сейчас снижается, повышать арендную ставку было бы очень недальновидно. Сейчас гораздо больше случаев, когда арендная ставка снижается, в некоторых торговых центрах даже до 50%».

С Петраковым согласны и участники рынка. «Позиция компании, да и наших коллег в том, что если на аренду не будет дисконта в 40%, фастфуды будут уходить. Сейчас крупные сети сами могут диктовать условия аренды, потому что есть масса мест с выгодными условиями, куда всегда можно уйти», — говорит Валерий Греков.

Несмотря на сложности, которые возникли у ресторанов быстрого обслуживания, их бизнес все-таки растет. «Ростик'с KFC» за прошлый год открыл 29 заведений, а продажи сети по сравнению с предыдущим годом выросли на 37%. McDonalds в нынешнем году планирует открыть еще 40 своих ресторанов в регионах. «Мастер Гриль» вырос на 2 ресторана в Якутске и Хабаровске. По словам Валерия Грекова, заявок на покупку франшизы в нынешнем году примерно на 20% больше. «Пока в проданные франшизы не все реализовалось, однако переговоры ведутся по нескольким проектам, — добавляет он. Одна из главных проблем — получение банковского кредита. Впрочем, мы сейчас работаем с двумя банками, которые готовы кредитовать наших франчайзи. «Промсвязьбанк» и «Кредит Европа» готовы дать кредит на пять лет со ставкой 22% годовых».  BFM.ru

Статья относится к тематикам: Фастфуд, фудкорты и сетевые рестораны
Поделиться публикацией:
Эмоциональное здоровье розницы
114
Ритейлеры паникуют или сопротивляются
173
Михаил Иванцов, генеральный директор сети «Читай-г...
1078
Сергей Вилков, директор сети «Бегемот», рассказал,...
1541
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
1605
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
4653
Детализация плана продаж внутри магазина на планы ...
2494
Развитие обязательного канала продаж для современн...
942

Мартовский «мониторинг экономического кризиса» компании «Комкон» показал, что россияне стали экономить на походах в кафе и рестораны или даже полностью отказывать себе в удовольствии питаться вне дома. В ноябре эту статью расходов в своем семейном бюджете сократили 38% жителей городов-миллионников, а в феврале и марте этот показатель вырос до 54%. Доля тех, кто совсем перестал посещать заведения общественного питания на сегодняшний день составляет 20%. Несмотря на прошлогодние предположения того, что потребители начнут посещать боле дешевые заведения и возникнет ощутимый приток посетителей в фастфуды, падение спроса коснулось и ресторанов быстрого обслуживания.

Как рассказал исполнительный директор консалтинговой компании RestСon Андрей Петраков, максимальное падение спроса произошло в дорогом сегменте и составило до 50-60%, в ресторанах среднего сегмента (с чеком до тысячи рублей) — 30-40%. «Снижение есть и в ресторанах быстрого питания, но у них меньшие потери — в регионах снижение составляет до 30%, в Москве — 10%».

Однако, по словам опрошенных BFM.ru участников рынка, снижения спроса они не заметили. Президент компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (основная торговая марка — «Сбарро») Мераб Елашвили рассказал, что сейчас спрос на услуги сети достаточно высокий. «Он не увеличился из-за того, что мы закрыли около десяти ресторанов. Однако мы планируем увеличить трафик за счет новых гостей и повторных посещений».

Президент сети предприятий быстрого обслуживания «Ростик'с KFC» Ник Глушко также ожидает нового притока гостей. «Сегодня потребители становятся более внимательны к своим тратам. Формат предприятий быстрого обслуживания в данной ситуации в краткосрочном и среднесрочном периодах оказывается в более выигрышном положении, поскольку все-таки культура питания вне дома в России уже достаточно сильна».

Никаких тенденций в сторону явного уменьшения или увеличения посетителей не отмечают и в McDonalds.

По словам генерального директора ресторанов «Гриль Мастер» Валерия Грекова, в их сети пока тоже «ровный спрос». «Посетителей меньше не стало, но мы заметили, что снизился на 10-15% средний чек по всем нашим ресторанам. Раньше посетители покупали более дорогие блюда, сейчас же у нас вырос спрос на хот-доги».

Некоторые участники рынка ввели специальные «антикризисные» программы. Как рассказал Мераб Елашвили, операционный и маркетинговые управления компании работают в тесной связке. Ими разработано несколько программ, выделены трафик-билдеры — популярные блюда по особым ценам, которые в два раза меньше прежних. «У нас эти блюда и до кризиса были одними из самых востребованных, но мы специально сделали шаг навстречу гостям. Сейчас для нас важен трафик. Пусть средний чек и уменьшился, зато их количество не сократилось. А это для ресторанного бизнеса очень важно».

Запустил специальную акцию и «Ростик'с». По словам Ника Глушко отклик гостей на экономичное предложение сэндвичей стоимостью от 23 до 35 рублей был «просто фантастическим и превзошел все ожидания».

Несмотря на стремление участников рынка сдержать цены, это не всегда получается. По мнению Андрея Петракова, в среднем стоимость блюд в меню за первые месяцы 2009 года увеличилась на 10%. Как рассказала PR- директор McDonalds Нина Прасолова, цены на продукцию сети увеличились, но незначительно: «Мы выбрали стратегию, при которой увеличиваем цену на продукцию не более, чем на 75% от уровня инфляции».

«Цены в ресторанах мы не поднимали весь предыдущий год. При том, что закупочная стоимость на продукты, включая основные, выросла, особенно в последние месяцы. Связано это с ростом курса валюты. Мясо, мука, сыр — все это подорожало. Плюс часть важных продуктов мы привозим из-за рубежа, потому что только импортные поставщики способны сегодня обеспечить уровень качества, необходимый для сети», рассказывает Мераб Елашвили. «Гриль Мастер» и «Ростик'с» также вынуждены пропорционально курсу евро или доллара повышать цены на блюда, в которые входят импортные продукты.

То обстоятельство, что кризис затронул сети фастфудов в меньшей степени, чем остальной ритейл, самим заведениям быстрого питания может выйти боком. На рынке существует мнение, что арендодатели торговых центров постараются за счет успешных предприятий общественного питания отбить свои убытки. В планах — повышение арендной ставки в связи с тем, что другие арендаторы, в частности одежный ритейл, стали работать менее эффективно и не могут оплачивать аренду.

Как рассказал Андрей Петраков, случаи повышения арендной ставки уже есть, однако такое отношение арендодателей скорее всего приведет к тому, что операторы будут уходить с фудкортов. «Рестораны на фудкортах — это якорный арендатор в любом торговом центре. Его наличие — один из самых сильных привлекающих факторов для потребителей, а поскольку спрос на их услуги сейчас снижается, повышать арендную ставку было бы очень недальновидно. Сейчас гораздо больше случаев, когда арендная ставка снижается, в некоторых торговых центрах даже до 50%».

С Петраковым согласны и участники рынка. «Позиция компании, да и наших коллег в том, что если на аренду не будет дисконта в 40%, фастфуды будут уходить. Сейчас крупные сети сами могут диктовать условия аренды, потому что есть масса мест с выгодными условиями, куда всегда можно уйти», — говорит Валерий Греков.

Несмотря на сложности, которые возникли у ресторанов быстрого обслуживания, их бизнес все-таки растет. «Ростик'с KFC» за прошлый год открыл 29 заведений, а продажи сети по сравнению с предыдущим годом выросли на 37%. McDonalds в нынешнем году планирует открыть еще 40 своих ресторанов в регионах. «Мастер Гриль» вырос на 2 ресторана в Якутске и Хабаровске. По словам Валерия Грекова, заявок на покупку франшизы в нынешнем году примерно на 20% больше. «Пока в проданные франшизы не все реализовалось, однако переговоры ведутся по нескольким проектам, — добавляет он. Одна из главных проблем — получение банковского кредита. Впрочем, мы сейчас работаем с двумя банками, которые готовы кредитовать наших франчайзи. «Промсвязьбанк» и «Кредит Европа» готовы дать кредит на пять лет со ставкой 22% годовых».  BFM.ru

Кризис не добавил популярности фастфудам фастфуд, рестораны, еда, кризис, спрос, потребитель, рентабельность
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Кризис не добавил популярности фастфудам
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/36921/2017-08-24