Баннер ФЗ-54
16.03.2009 16 марта 2009, 00:00 4985 просмотров

Российские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономить

Какие бы хитрые способы ни использовали розничные продавцы, чтобы приманить потребителей, результат сейчас зависит не только от них. Покупательские настроения — вещь непредсказуемая. Особенно если речь идет о покупателях российских и о кризисе. Прошлой осенью, когда он бушевал уже по всему миру, фонд «Общественное мнение» не постеснялся задать своим респондентам вопрос: «Как вам кажется, мировой кризис уже начался?» И не зря, оказывается, спросил. Дело было в конце сентября — российские биржевые индексы упали больше чем вдвое, проблемы «КИТ Финанса», Связь-банка, «Глобэкса» были у всех на виду, но в общей сложности 31% опрошенных заявили, что кризис «еще не начался, но скоро начнется» или «в ближайшее время вообще не предвидится». Не надо думать, что оставшееся большинство осознавало, что происходит. Догадывались лишь 29%. Остальные затруднились с ответом — вряд ли это говорит о понимании.

Покупательское поведение тогда вполне соответствовало наивной вере «авось пронесет». Расходы домохозяйств продолжали стремительно расти. В массовом сознании произошел странный перекос. Люди не то чтобы совсем ни о чем не догадывались. Уже тогда, в середине осени, резко упал спрос на новогодние туры — люди как будто предчувствовали, что в январе им будет не до поездок. Но пока, пользуясь тем, что понимание еще не пришло, удовлетворяли потребности в прежних масштабах. Наивно вели себя и ритейлеры, особенно непродовольственные: не меняли ассортимент в пользу более дешевых товаров. Ждали, когда дорогое просто перестанут покупать.

И вот уже почти дождались. С января рост потребительских расходов домохозяйств стал резко замедляться. В феврале в Петербурге они выросли всего на 12,2% по сравнению с тем, что было годом раньше: это ниже инфляции, то есть первое за много месяцев настоящее снижение. Даже в Москве, где потребители до последнего времени веселились, как на палубе тонущего «Титаника», спрос пошел на спад.

Что дальше? Для розницы проблемы только начинаются, утверждает в своем недавнем исследовании агентство Qualitel Data Services. Российские потребители пока сохраняют прежние привычки. Самый распространенный способ экономии — поискать товар той же марки в другом месте. Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет поиск более дешевых товаров других марок. Продавцы, которые первыми сумеют почувствовать этот момент, могут надеяться выйти из кризиса с выгодой.

А иностранные покупатели отсрочек своим продавцам не дают: в Америке, например, в спросе домохозяйств в феврале наметился даже небольшой рост. Это потому, считают некоторые, что тамошние потребители слишком рьяно экономили в прошлом году и теперь получили возможность немного расслабиться. У россиян так уж точно не получится.

Алексей Каменский SM 9 (147) 16 марта 2009

Статья относится к тематикам: Актуально, Точка бифуркации, Исследования
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1059
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
989
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
739
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1778
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
586
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
615

Какие бы хитрые способы ни использовали розничные продавцы, чтобы приманить потребителей, результат сейчас зависит не только от них. Покупательские настроения — вещь непредсказуемая. Особенно если речь идет о покупателях российских и о кризисе. Прошлой осенью, когда он бушевал уже по всему миру, фонд «Общественное мнение» не постеснялся задать своим респондентам вопрос: «Как вам кажется, мировой кризис уже начался?» И не зря, оказывается, спросил. Дело было в конце сентября — российские биржевые индексы упали больше чем вдвое, проблемы «КИТ Финанса», Связь-банка, «Глобэкса» были у всех на виду, но в общей сложности 31% опрошенных заявили, что кризис «еще не начался, но скоро начнется» или «в ближайшее время вообще не предвидится». Не надо думать, что оставшееся большинство осознавало, что происходит. Догадывались лишь 29%. Остальные затруднились с ответом — вряд ли это говорит о понимании.

Покупательское поведение тогда вполне соответствовало наивной вере «авось пронесет». Расходы домохозяйств продолжали стремительно расти. В массовом сознании произошел странный перекос. Люди не то чтобы совсем ни о чем не догадывались. Уже тогда, в середине осени, резко упал спрос на новогодние туры — люди как будто предчувствовали, что в январе им будет не до поездок. Но пока, пользуясь тем, что понимание еще не пришло, удовлетворяли потребности в прежних масштабах. Наивно вели себя и ритейлеры, особенно непродовольственные: не меняли ассортимент в пользу более дешевых товаров. Ждали, когда дорогое просто перестанут покупать.

И вот уже почти дождались. С января рост потребительских расходов домохозяйств стал резко замедляться. В феврале в Петербурге они выросли всего на 12,2% по сравнению с тем, что было годом раньше: это ниже инфляции, то есть первое за много месяцев настоящее снижение. Даже в Москве, где потребители до последнего времени веселились, как на палубе тонущего «Титаника», спрос пошел на спад.

Что дальше? Для розницы проблемы только начинаются, утверждает в своем недавнем исследовании агентство Qualitel Data Services. Российские потребители пока сохраняют прежние привычки. Самый распространенный способ экономии — поискать товар той же марки в другом месте. Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет поиск более дешевых товаров других марок. Продавцы, которые первыми сумеют почувствовать этот момент, могут надеяться выйти из кризиса с выгодой.

А иностранные покупатели отсрочек своим продавцам не дают: в Америке, например, в спросе домохозяйств в феврале наметился даже небольшой рост. Это потому, считают некоторые, что тамошние потребители слишком рьяно экономили в прошлом году и теперь получили возможность немного расслабиться. У россиян так уж точно не получится.

Алексей Каменский SM 9 (147) 16 марта 2009

Российские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономитькризис, экономить деньги, деньги, торговля, ритейл, сеть магазинов, экономить на еде
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российские покупатели только начинают понимать, что пришло время экономить
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/news/36567/2017-05-26