Баннер ФЗ-54
1 октября 2008, 00:00 1898 просмотров

Российские продажи медикаментов выросли в первом полугодии более чем на треть

Аптечный рынок в РФ демонстрирует в текущем году небывалый рост. По данным "Фармэксперт", за первое полугодие 2008г. продано медикаментов на 5 млрд 650 млн долларов, то есть на 36,5% больше, чем за соответствующий период в 2007г. Снижение доллара по отношению к рублю завышает темпы роста, но и в рублях рост немаленький – 25%.

Впрочем, трудности с финансированием (фондовый кризис), оптимизация сетей (закрывается больше точек, чем открывается новых) заставляют самих участников рынка усомниться в радужной аналитике.

"Так или иначе, реальный рост составляет около 10%. Может быть, чуть больше 10 мы получим по результатам 2008г., – прогнозирует гендиректор DSM Group Александр Кузин. – Но в прошлые годы: 2007г., 2006г. – этот рост был и того меньше".

Рост аптечного рынка объясняется вовсе не увеличением продаж, а удорожанием лекарственных препаратов на фоне роста доходов населения. По итогам 2007г. на отечественные лекарства приходилось только 21% российского фармрынка в денежном выражении, подсчитали в RMBC: 58% приходится на поставки из Западной Европы, США и Канады, 4% – из Индии, 1% – из Азии, Австралии и Латинской Америки.

Отечественному бизнесу остается только распродавать импортные лекарства внутри России. Доля иностранного капитала в оборотах национального рынка не превышает 1%. В ситуации текущего кризиса на фондовом рынке, сетевики зависят от иностранных поставщиков.

"Источником финансирования являются зарубежные фирмы-производители, у нас сейчас на рынке примерно трех четвертых импортных препаратов, если считать в деньгах. Поэтому нам поможет заграница, – признается А.Кузин. – Безусловно, отечественному производителю приходится нелегко".

Конечной целью любого бизнеса является его продажа, и уже не первый год муссируются разговоры о продаже российских сетей иностранным же гигантам. Однако целый ряд обстоятельств мешает полностью денационализировать российский рынок.

Во-первых, российские аптечные сети не первый год уже характеризуются низкой концентрацией: на крупнейшую "36,6" приходится 6,64% российского рынка по итогам 1-го полугодия 2008г., "Ригла" занимает 3,01%, "Фармакор" – 2,31%, "Имплозия" – 2,08 и остальные – менее 2%, подсчитали в "Фармэксперт". Итого возможен интерес только к "36,6", однако из-за сложной финансовой ситуации сами владельцы "36,6" едва согласятся продавать свой бизнес по его текущей стоимости – 100 млн долларов. "Думаю, в амбициях владельца "36,6" никак не меньше 1 млрд", – оговаривается А.Кузин.

Значит, чтоб "продаться подороже" российским аптечным сетям необходимо вырасти как минимум в 2 раза (сегодня доля первой десятки сетевиков не превышает 20% рынка, когда первая десятка дистрибьюторов контролирует 90%). Затем уже возможны различные схемы.

"Я надеюсь, что разум преобладает и в этом году мы не увидим выхода на биржевые площадки. В 2009г. - возможно, – резюмирует судьбы аптечной розницы в России А.Кузин. – Так, ГК "Протек" собирается выходить на IPO, а у них есть аптечная сеть №2 – "Ригла". Разместить 15-20% своего капитала вполне возможно. Затем найти стратегического инвестора и продать контрольный пакет".

Также сетям предстоит поработать над эффективностью продаж. Они уже стали более разборчивы при скупке регионалов: продажа рублей по 90 копеек больше никому не интересна. Дело в том, что точки like-for-like, существующие более 2 лет, прирастают у крупнейших игроков на 20% в год, когда рынок в целом растет на 25%. Можно сказать, что федеральные аптечные сети ведут бизнес менее эффективно, чем в целом все аптеки нашей страны, объясняют эксперты запуск программ оптимизации лидерами рынка.

Остается добавить, что фармрынок позитивно воспринял предложение правительства о введении системы лекарственного страхования. "Ввели же ОСАГО. Что-то подобное, на мой взгляд, должно быть введено по лекарственному страхованию, – говорит А.Кузин. – Полагаем, что после введения лекарственного страхования будет скачок на рынке – около 20%".

Объем рынка лекарственных препаратов в России оценивается, по разным данным, в 5-8 млрд долларов. Доля, которую занимает российский рынок в мировых продажах, немногим превышает 1%. При этом, если в ЕС 1 аптека приходится на 3-5 тысяч человек, в РФ к этому показателю более или менее близка только Москва, где 1 аптека приходится на 10 тысяч горожан (что отвечает и принятым в СССР нормативам).

РБК

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
204
Как начать производить товары под собственной торг...
213
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
2754
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
419
О нестандартных решениях международной компании
1531
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8148
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
4078
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2320

Аптечный рынок в РФ демонстрирует в текущем году небывалый рост. По данным "Фармэксперт", за первое полугодие 2008г. продано медикаментов на 5 млрд 650 млн долларов, то есть на 36,5% больше, чем за соответствующий период в 2007г. Снижение доллара по отношению к рублю завышает темпы роста, но и в рублях рост немаленький – 25%.

Впрочем, трудности с финансированием (фондовый кризис), оптимизация сетей (закрывается больше точек, чем открывается новых) заставляют самих участников рынка усомниться в радужной аналитике.

"Так или иначе, реальный рост составляет около 10%. Может быть, чуть больше 10 мы получим по результатам 2008г., – прогнозирует гендиректор DSM Group Александр Кузин. – Но в прошлые годы: 2007г., 2006г. – этот рост был и того меньше".

Рост аптечного рынка объясняется вовсе не увеличением продаж, а удорожанием лекарственных препаратов на фоне роста доходов населения. По итогам 2007г. на отечественные лекарства приходилось только 21% российского фармрынка в денежном выражении, подсчитали в RMBC: 58% приходится на поставки из Западной Европы, США и Канады, 4% – из Индии, 1% – из Азии, Австралии и Латинской Америки.

Отечественному бизнесу остается только распродавать импортные лекарства внутри России. Доля иностранного капитала в оборотах национального рынка не превышает 1%. В ситуации текущего кризиса на фондовом рынке, сетевики зависят от иностранных поставщиков.

"Источником финансирования являются зарубежные фирмы-производители, у нас сейчас на рынке примерно трех четвертых импортных препаратов, если считать в деньгах. Поэтому нам поможет заграница, – признается А.Кузин. – Безусловно, отечественному производителю приходится нелегко".

Конечной целью любого бизнеса является его продажа, и уже не первый год муссируются разговоры о продаже российских сетей иностранным же гигантам. Однако целый ряд обстоятельств мешает полностью денационализировать российский рынок.

Во-первых, российские аптечные сети не первый год уже характеризуются низкой концентрацией: на крупнейшую "36,6" приходится 6,64% российского рынка по итогам 1-го полугодия 2008г., "Ригла" занимает 3,01%, "Фармакор" – 2,31%, "Имплозия" – 2,08 и остальные – менее 2%, подсчитали в "Фармэксперт". Итого возможен интерес только к "36,6", однако из-за сложной финансовой ситуации сами владельцы "36,6" едва согласятся продавать свой бизнес по его текущей стоимости – 100 млн долларов. "Думаю, в амбициях владельца "36,6" никак не меньше 1 млрд", – оговаривается А.Кузин.

Значит, чтоб "продаться подороже" российским аптечным сетям необходимо вырасти как минимум в 2 раза (сегодня доля первой десятки сетевиков не превышает 20% рынка, когда первая десятка дистрибьюторов контролирует 90%). Затем уже возможны различные схемы.

"Я надеюсь, что разум преобладает и в этом году мы не увидим выхода на биржевые площадки. В 2009г. - возможно, – резюмирует судьбы аптечной розницы в России А.Кузин. – Так, ГК "Протек" собирается выходить на IPO, а у них есть аптечная сеть №2 – "Ригла". Разместить 15-20% своего капитала вполне возможно. Затем найти стратегического инвестора и продать контрольный пакет".

Также сетям предстоит поработать над эффективностью продаж. Они уже стали более разборчивы при скупке регионалов: продажа рублей по 90 копеек больше никому не интересна. Дело в том, что точки like-for-like, существующие более 2 лет, прирастают у крупнейших игроков на 20% в год, когда рынок в целом растет на 25%. Можно сказать, что федеральные аптечные сети ведут бизнес менее эффективно, чем в целом все аптеки нашей страны, объясняют эксперты запуск программ оптимизации лидерами рынка.

Остается добавить, что фармрынок позитивно воспринял предложение правительства о введении системы лекарственного страхования. "Ввели же ОСАГО. Что-то подобное, на мой взгляд, должно быть введено по лекарственному страхованию, – говорит А.Кузин. – Полагаем, что после введения лекарственного страхования будет скачок на рынке – около 20%".

Объем рынка лекарственных препаратов в России оценивается, по разным данным, в 5-8 млрд долларов. Доля, которую занимает российский рынок в мировых продажах, немногим превышает 1%. При этом, если в ЕС 1 аптека приходится на 3-5 тысяч человек, в РФ к этому показателю более или менее близка только Москва, где 1 аптека приходится на 10 тысяч горожан (что отвечает и принятым в СССР нормативам).

РБК

Российские продажи медикаментов выросли в первом полугодии более чем на третьлекарства, полугодие, продажи
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российские продажи медикаментов выросли в первом полугодии более чем на треть
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/30240/2018-07-20