Баннер ФЗ-54
01.10.2008 1 октября 2008, 00:00 1790 просмотров

Российские продажи медикаментов выросли в первом полугодии более чем на треть

Аптечный рынок в РФ демонстрирует в текущем году небывалый рост. По данным "Фармэксперт", за первое полугодие 2008г. продано медикаментов на 5 млрд 650 млн долларов, то есть на 36,5% больше, чем за соответствующий период в 2007г. Снижение доллара по отношению к рублю завышает темпы роста, но и в рублях рост немаленький – 25%.

Впрочем, трудности с финансированием (фондовый кризис), оптимизация сетей (закрывается больше точек, чем открывается новых) заставляют самих участников рынка усомниться в радужной аналитике.

"Так или иначе, реальный рост составляет около 10%. Может быть, чуть больше 10 мы получим по результатам 2008г., – прогнозирует гендиректор DSM Group Александр Кузин. – Но в прошлые годы: 2007г., 2006г. – этот рост был и того меньше".

Рост аптечного рынка объясняется вовсе не увеличением продаж, а удорожанием лекарственных препаратов на фоне роста доходов населения. По итогам 2007г. на отечественные лекарства приходилось только 21% российского фармрынка в денежном выражении, подсчитали в RMBC: 58% приходится на поставки из Западной Европы, США и Канады, 4% – из Индии, 1% – из Азии, Австралии и Латинской Америки.

Отечественному бизнесу остается только распродавать импортные лекарства внутри России. Доля иностранного капитала в оборотах национального рынка не превышает 1%. В ситуации текущего кризиса на фондовом рынке, сетевики зависят от иностранных поставщиков.

"Источником финансирования являются зарубежные фирмы-производители, у нас сейчас на рынке примерно трех четвертых импортных препаратов, если считать в деньгах. Поэтому нам поможет заграница, – признается А.Кузин. – Безусловно, отечественному производителю приходится нелегко".

Конечной целью любого бизнеса является его продажа, и уже не первый год муссируются разговоры о продаже российских сетей иностранным же гигантам. Однако целый ряд обстоятельств мешает полностью денационализировать российский рынок.

Во-первых, российские аптечные сети не первый год уже характеризуются низкой концентрацией: на крупнейшую "36,6" приходится 6,64% российского рынка по итогам 1-го полугодия 2008г., "Ригла" занимает 3,01%, "Фармакор" – 2,31%, "Имплозия" – 2,08 и остальные – менее 2%, подсчитали в "Фармэксперт". Итого возможен интерес только к "36,6", однако из-за сложной финансовой ситуации сами владельцы "36,6" едва согласятся продавать свой бизнес по его текущей стоимости – 100 млн долларов. "Думаю, в амбициях владельца "36,6" никак не меньше 1 млрд", – оговаривается А.Кузин.

Значит, чтоб "продаться подороже" российским аптечным сетям необходимо вырасти как минимум в 2 раза (сегодня доля первой десятки сетевиков не превышает 20% рынка, когда первая десятка дистрибьюторов контролирует 90%). Затем уже возможны различные схемы.

"Я надеюсь, что разум преобладает и в этом году мы не увидим выхода на биржевые площадки. В 2009г. - возможно, – резюмирует судьбы аптечной розницы в России А.Кузин. – Так, ГК "Протек" собирается выходить на IPO, а у них есть аптечная сеть №2 – "Ригла". Разместить 15-20% своего капитала вполне возможно. Затем найти стратегического инвестора и продать контрольный пакет".

Также сетям предстоит поработать над эффективностью продаж. Они уже стали более разборчивы при скупке регионалов: продажа рублей по 90 копеек больше никому не интересна. Дело в том, что точки like-for-like, существующие более 2 лет, прирастают у крупнейших игроков на 20% в год, когда рынок в целом растет на 25%. Можно сказать, что федеральные аптечные сети ведут бизнес менее эффективно, чем в целом все аптеки нашей страны, объясняют эксперты запуск программ оптимизации лидерами рынка.

Остается добавить, что фармрынок позитивно воспринял предложение правительства о введении системы лекарственного страхования. "Ввели же ОСАГО. Что-то подобное, на мой взгляд, должно быть введено по лекарственному страхованию, – говорит А.Кузин. – Полагаем, что после введения лекарственного страхования будет скачок на рынке – около 20%".

Объем рынка лекарственных препаратов в России оценивается, по разным данным, в 5-8 млрд долларов. Доля, которую занимает российский рынок в мировых продажах, немногим превышает 1%. При этом, если в ЕС 1 аптека приходится на 3-5 тысяч человек, в РФ к этому показателю более или менее близка только Москва, где 1 аптека приходится на 10 тысяч горожан (что отвечает и принятым в СССР нормативам).

РБК

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1165
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
1085
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
787
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1822
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
614
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
628

Аптечный рынок в РФ демонстрирует в текущем году небывалый рост. По данным "Фармэксперт", за первое полугодие 2008г. продано медикаментов на 5 млрд 650 млн долларов, то есть на 36,5% больше, чем за соответствующий период в 2007г. Снижение доллара по отношению к рублю завышает темпы роста, но и в рублях рост немаленький – 25%.

Впрочем, трудности с финансированием (фондовый кризис), оптимизация сетей (закрывается больше точек, чем открывается новых) заставляют самих участников рынка усомниться в радужной аналитике.

"Так или иначе, реальный рост составляет около 10%. Может быть, чуть больше 10 мы получим по результатам 2008г., – прогнозирует гендиректор DSM Group Александр Кузин. – Но в прошлые годы: 2007г., 2006г. – этот рост был и того меньше".

Рост аптечного рынка объясняется вовсе не увеличением продаж, а удорожанием лекарственных препаратов на фоне роста доходов населения. По итогам 2007г. на отечественные лекарства приходилось только 21% российского фармрынка в денежном выражении, подсчитали в RMBC: 58% приходится на поставки из Западной Европы, США и Канады, 4% – из Индии, 1% – из Азии, Австралии и Латинской Америки.

Отечественному бизнесу остается только распродавать импортные лекарства внутри России. Доля иностранного капитала в оборотах национального рынка не превышает 1%. В ситуации текущего кризиса на фондовом рынке, сетевики зависят от иностранных поставщиков.

"Источником финансирования являются зарубежные фирмы-производители, у нас сейчас на рынке примерно трех четвертых импортных препаратов, если считать в деньгах. Поэтому нам поможет заграница, – признается А.Кузин. – Безусловно, отечественному производителю приходится нелегко".

Конечной целью любого бизнеса является его продажа, и уже не первый год муссируются разговоры о продаже российских сетей иностранным же гигантам. Однако целый ряд обстоятельств мешает полностью денационализировать российский рынок.

Во-первых, российские аптечные сети не первый год уже характеризуются низкой концентрацией: на крупнейшую "36,6" приходится 6,64% российского рынка по итогам 1-го полугодия 2008г., "Ригла" занимает 3,01%, "Фармакор" – 2,31%, "Имплозия" – 2,08 и остальные – менее 2%, подсчитали в "Фармэксперт". Итого возможен интерес только к "36,6", однако из-за сложной финансовой ситуации сами владельцы "36,6" едва согласятся продавать свой бизнес по его текущей стоимости – 100 млн долларов. "Думаю, в амбициях владельца "36,6" никак не меньше 1 млрд", – оговаривается А.Кузин.

Значит, чтоб "продаться подороже" российским аптечным сетям необходимо вырасти как минимум в 2 раза (сегодня доля первой десятки сетевиков не превышает 20% рынка, когда первая десятка дистрибьюторов контролирует 90%). Затем уже возможны различные схемы.

"Я надеюсь, что разум преобладает и в этом году мы не увидим выхода на биржевые площадки. В 2009г. - возможно, – резюмирует судьбы аптечной розницы в России А.Кузин. – Так, ГК "Протек" собирается выходить на IPO, а у них есть аптечная сеть №2 – "Ригла". Разместить 15-20% своего капитала вполне возможно. Затем найти стратегического инвестора и продать контрольный пакет".

Также сетям предстоит поработать над эффективностью продаж. Они уже стали более разборчивы при скупке регионалов: продажа рублей по 90 копеек больше никому не интересна. Дело в том, что точки like-for-like, существующие более 2 лет, прирастают у крупнейших игроков на 20% в год, когда рынок в целом растет на 25%. Можно сказать, что федеральные аптечные сети ведут бизнес менее эффективно, чем в целом все аптеки нашей страны, объясняют эксперты запуск программ оптимизации лидерами рынка.

Остается добавить, что фармрынок позитивно воспринял предложение правительства о введении системы лекарственного страхования. "Ввели же ОСАГО. Что-то подобное, на мой взгляд, должно быть введено по лекарственному страхованию, – говорит А.Кузин. – Полагаем, что после введения лекарственного страхования будет скачок на рынке – около 20%".

Объем рынка лекарственных препаратов в России оценивается, по разным данным, в 5-8 млрд долларов. Доля, которую занимает российский рынок в мировых продажах, немногим превышает 1%. При этом, если в ЕС 1 аптека приходится на 3-5 тысяч человек, в РФ к этому показателю более или менее близка только Москва, где 1 аптека приходится на 10 тысяч горожан (что отвечает и принятым в СССР нормативам).

РБК

Российские продажи медикаментов выросли в первом полугодии более чем на третьлекарства, полугодие, продажи
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российские продажи медикаментов выросли в первом полугодии более чем на треть
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/news/30240/2017-05-26