8 апреля 2008, 11:40 1193 просмотра

Рост конкуренции в торговой недвижимости приведет к появлению новых форматов

Строящиеся в России торговые центры в массе своей неоригинальны: продуктовый супермаркет, кинотеатр, ресторанный дворик и ряды магазинов разного профиля. Пока рынок заполнялся, девелоперы "штамповали" мало отличимые друг от друга ТЦ. Рост конкуренции в торговой недвижимости приведет к появлению новых форматов торговых центров.

"Одним из основных критериев оценки торговых площадей является размер торгового центра",— поясняет Евгений Скоморовский, управляющий директор "Century 21 Запад". Самые небольшие — центры "шаговой доступности" или, как их называют специалисты, микрорайонные торговые центры, основной концепцией которых является удобство с точки зрения близости к потребителям. Целевая аудитория должна проживать в 5-10 минутах ходьбы от таких центров. Якорным арендатором является супермаркет, занимающий от 30 до 50% арендуемой площади. Алексей Дзебоев, заместитель директора по инвестициям "Вика-девелопмент", определяет арендуемую площадь микрорайонного торгового центра в 1,5-3 тыс. кв. м.

Районные торговые центры предоставляют более широкий спектр товаров и расположены в 5-10 минутах езды от домов потенциальных потребителей. У такого торгового центра как минимум два якорных арендатора, преимущественно, супермаркет, универмаг, аптека или "товары для дома". Общая арендуемая площадь от 3 до 10 тыс. кв. м.

Окружные торговые центры с общей арендуемой площадью от 10 до 50 тыс. кв. м обычно расположены в 10-20 минут езды на личном или общественном транспорте от места жительства его основной аудитории. Суперокружной торговый центр характеризуется минимальной площадью в 20 тыс. кв. м.

Отдельно выделяются центры, ориентированные на определенный образ жизни: предлагающие, в первую очередь, товары для средне- и высокообеспеченных слоев населения, а также располагающие кафе, ресторанами и развлекательными комплексами. Как отмечает Евгений Скоморовский, в таких торговых центрах по большей части нет якорных арендаторов как таковых, но могут быть представлены книжные центры, многозальные кинотеатры, магазины общеизвестных марок. Общая площадь таких центров — от 15 до 50 тыс. кв. м.

Существует разновидность суперокружного торгового центра — пауэр-центр. Он содержит по крайней мере 4 якоря, площадью более 1,9 тыс. кв. м каждый. Такими якорями являются "жесткие" товары: бытовая техника и электроника, спорттовары, офисные принадлежности, товары для дома, лекарства, средства для здоровья и красоты, игрушки, персональные компьютеры и их элементы. Пауэр-центр сочетает в себе узконаправленных "убийц категорий" (полный ассортимент товаров по какой-либо категории по низким ценам), оптовый клуб и дискаунт-универмаг. Якорные арендаторы в таких центрах занимают около 85% общей арендуемой торговой площади. Общая площадь обычно составляет от 25 до 60 тыс. кв. м. Пауэр-центр вместе с прилегающими парковками занимает территорию от 10 до 40 га.

Региональные торговые центры — это комплексы площадью от 40 до 80 тыс. кв. м, расположенные на территории от 20 до 50 га. Как правило, у таких торговых центров два и более якорных арендатора, занимающих 50-70% площадей центра. В эти торговые центры люди готовы ехать по 30-40 минут на транспорте, поскольку ассортимент и перечень категорий товаров здесь намного выше, чем в любом пауэр-центре. К тому же региональные центры регулярно проводят распродажи или же продают товары по специальным ценам.

Ъ

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Рост конкуренции в торговой недвижимости приведет к появлению новых форматов