Баннер ФЗ-54
24 октября 2007, 09:50 738 просмотров

Ограничения для продовольственного ритейла вводят десятки субъектов РФ

В отличие от федерального правительства, которое пока безрезультатно обсуждает меры по борьбе с ростом цен на продовольствие, власти многих российских регионов их уже принимают. Относительно мягкие инициативы, например рост дотаций агропроизводителям, не слишком популярны. Значительная часть субъектов РФ уже вмешивается в ценообразование административными ограничениями, в ряде случаев речь идет о постановлениях местных правительств.

Относительная осторожность федерального правительства в регулировании цен на продовольствие в связи со всплеском инфляции в сентябре--октябре 2007 года с лихвой компенсируется региональным нормотворчеством в этой области. Значительная часть регионов РФ обсуждает или уже вводит административные и "добровольные" ограничения отпускных цен производителей и торговых наценок в ритейле, несмотря на сомнительный юридический статус таких инициатив.

В адрес правительства России направлено по крайней мере несколько предложений региональных властей, посвященных мерам по борьбе с ростом цен на продовольственном рынке. Так, правительство Челябинской области направило главе Минсельхоза Алексею Гордееву такие предложения. Среди них -- инициативы по изменению таможенного тарифа на импорт молочной продукции, увеличению субсидий на производство социально значимых продовольственных товаров, в первую очередь хлеба и молока, ограничению отпускных цены и установлению для торговли продовольствием "рациональных норм прибыли".

Часть этих предложений уже реализована МЭРТом и ФТС -- так, пошлины на импорт молока, сыра и сливочного масла федеральным правительством уже снижены. Несмотря на явно нерыночный характер других мер, они либо обсуждаются в правительстве, либо могут обсуждаться -- переход заседаний правительства в закрытый режим затрудняет возможность предсказывать, какие из региональных предложений имеют шанс быть реализованными.

На региональном уровне уже реализуется весь спектр возможных действий по вмешательству в ценообразование -- известны уже несколько десятков регионов страны, где власти уже приняли экстренные меры на рынке продовольствия, в той или иной степени направленные на административное регулирование цен. Как правило, эти меры включают в себя ограничение предельного уровня рентабельности торговых и производственных предприятий, а также торговой наценки. По словам первого вице-губернатора Волгоградской области Александра Шилина, это меры "аврального характера" и предполагают "добрую волю бизнеса" на уровне соглашений компаний и местной власти, поскольку "в рамках рыночной экономики вводить подобные ограничения нельзя".

Впрочем, в ряде регионов такие ограничения все же считаются законными. Так, губернатор Тюменской области Владимир Якушев на прошлой неделе подписал постановление "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров", согласно которому на основные продукты питания в Тюменской области прямо, а не рекомендательно установлен предельный размер торговых надбавок -- не более 10% к отпускной цене товаропроизводителя. Подобные ограничения уже действуют с середины октября в разных юридических статусах в Татарии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Тюменской, Курганской, Томской, Омской, Саратовской, Волгоградской, Свердловской, Челябинской областях, Нижнем Новгороде. Введенные там предельные уровни рентабельности производителей хлеба и молочных продуктов и торговых наценок на них, как правило, находятся на уровне 10-15%, но в ряде случаев опускаются до 7% и поднимаются до 40%.

В ряде перечисленных и других регионов власти договорились с производителями и продавцами продовольствия о замораживании цен на сроки от трех до шести месяцев. При этом в некоторых регионах губернаторы и не собираются скрывать, что ни о какой добровольности для производителей и ритейлеров речи не идет. Так, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев предупредил владельцев магазинов об их ответственности в случае "необоснованного" роста цен -- какого рода ответственность имеется в виду в данном случае, не раскрывается. В свою очередь, депутаты кемеровского горсовета призвали участников рынка "проводить экономически обоснованную политику ценообразования" -- но уже без ссылки на возможные репрессии. Но даже если угрозы о привлечении к ответственности не звучат, на местах хорошо понимают, что если создается специальная комиссия по мониторингу за ситуацией на продовольственном рынке, владельцам магазинов и молочных комбинатов следует ждать административного давления. Такие комиссии созданы в нескольких регионах, в частности в Тюмени и Свердловске.

В нескольких регионах власти надеются сдержать инфляцию мерами финансовой поддержки местных производителей. Дополнительные субсидии на производство молока и поставки дешевого зерна мукомолам обсуждаются в Омске и Челябинске. Правительство Челябинской области заявило, что намерено повысить объемы уже существующих дотаций из областного бюджета производителям молока с 1 до 3 руб. на литр для поставщиков челябинских перерабатывающих предприятий.

Впрочем, кое-где региональные власти всерьез восприняли идею о том, что в росте цен виновата монополизация сбыта и розницы. Вместо того чтобы усугублять ее и дальше, лишая рентабельности производителей и способствуя переделу рынка в пользу крупных игроков, там решили упростить доступ на рынок для самих сельхозтоваропроизводителей. Как сообщают корреспонденты Ъ из Новосибирска и Самары, меры дают определенный эффект. На открытых в городах новых ярмарках цены на мясо и другие продукты питания на прошлой неделе оказались на 20-30% ниже, чем в организованном ритейле.

Ъ

Теги:
Поделиться публикацией:

В отличие от федерального правительства, которое пока безрезультатно обсуждает меры по борьбе с ростом цен на продовольствие, власти многих российских регионов их уже принимают. Относительно мягкие инициативы, например рост дотаций агропроизводителям, не слишком популярны. Значительная часть субъектов РФ уже вмешивается в ценообразование административными ограничениями, в ряде случаев речь идет о постановлениях местных правительств.

Относительная осторожность федерального правительства в регулировании цен на продовольствие в связи со всплеском инфляции в сентябре--октябре 2007 года с лихвой компенсируется региональным нормотворчеством в этой области. Значительная часть регионов РФ обсуждает или уже вводит административные и "добровольные" ограничения отпускных цен производителей и торговых наценок в ритейле, несмотря на сомнительный юридический статус таких инициатив.

В адрес правительства России направлено по крайней мере несколько предложений региональных властей, посвященных мерам по борьбе с ростом цен на продовольственном рынке. Так, правительство Челябинской области направило главе Минсельхоза Алексею Гордееву такие предложения. Среди них -- инициативы по изменению таможенного тарифа на импорт молочной продукции, увеличению субсидий на производство социально значимых продовольственных товаров, в первую очередь хлеба и молока, ограничению отпускных цены и установлению для торговли продовольствием "рациональных норм прибыли".

Часть этих предложений уже реализована МЭРТом и ФТС -- так, пошлины на импорт молока, сыра и сливочного масла федеральным правительством уже снижены. Несмотря на явно нерыночный характер других мер, они либо обсуждаются в правительстве, либо могут обсуждаться -- переход заседаний правительства в закрытый режим затрудняет возможность предсказывать, какие из региональных предложений имеют шанс быть реализованными.

На региональном уровне уже реализуется весь спектр возможных действий по вмешательству в ценообразование -- известны уже несколько десятков регионов страны, где власти уже приняли экстренные меры на рынке продовольствия, в той или иной степени направленные на административное регулирование цен. Как правило, эти меры включают в себя ограничение предельного уровня рентабельности торговых и производственных предприятий, а также торговой наценки. По словам первого вице-губернатора Волгоградской области Александра Шилина, это меры "аврального характера" и предполагают "добрую волю бизнеса" на уровне соглашений компаний и местной власти, поскольку "в рамках рыночной экономики вводить подобные ограничения нельзя".

Впрочем, в ряде регионов такие ограничения все же считаются законными. Так, губернатор Тюменской области Владимир Якушев на прошлой неделе подписал постановление "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров", согласно которому на основные продукты питания в Тюменской области прямо, а не рекомендательно установлен предельный размер торговых надбавок -- не более 10% к отпускной цене товаропроизводителя. Подобные ограничения уже действуют с середины октября в разных юридических статусах в Татарии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Тюменской, Курганской, Томской, Омской, Саратовской, Волгоградской, Свердловской, Челябинской областях, Нижнем Новгороде. Введенные там предельные уровни рентабельности производителей хлеба и молочных продуктов и торговых наценок на них, как правило, находятся на уровне 10-15%, но в ряде случаев опускаются до 7% и поднимаются до 40%.

В ряде перечисленных и других регионов власти договорились с производителями и продавцами продовольствия о замораживании цен на сроки от трех до шести месяцев. При этом в некоторых регионах губернаторы и не собираются скрывать, что ни о какой добровольности для производителей и ритейлеров речи не идет. Так, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев предупредил владельцев магазинов об их ответственности в случае "необоснованного" роста цен -- какого рода ответственность имеется в виду в данном случае, не раскрывается. В свою очередь, депутаты кемеровского горсовета призвали участников рынка "проводить экономически обоснованную политику ценообразования" -- но уже без ссылки на возможные репрессии. Но даже если угрозы о привлечении к ответственности не звучат, на местах хорошо понимают, что если создается специальная комиссия по мониторингу за ситуацией на продовольственном рынке, владельцам магазинов и молочных комбинатов следует ждать административного давления. Такие комиссии созданы в нескольких регионах, в частности в Тюмени и Свердловске.

В нескольких регионах власти надеются сдержать инфляцию мерами финансовой поддержки местных производителей. Дополнительные субсидии на производство молока и поставки дешевого зерна мукомолам обсуждаются в Омске и Челябинске. Правительство Челябинской области заявило, что намерено повысить объемы уже существующих дотаций из областного бюджета производителям молока с 1 до 3 руб. на литр для поставщиков челябинских перерабатывающих предприятий.

Впрочем, кое-где региональные власти всерьез восприняли идею о том, что в росте цен виновата монополизация сбыта и розницы. Вместо того чтобы усугублять ее и дальше, лишая рентабельности производителей и способствуя переделу рынка в пользу крупных игроков, там решили упростить доступ на рынок для самих сельхозтоваропроизводителей. Как сообщают корреспонденты Ъ из Новосибирска и Самары, меры дают определенный эффект. На открытых в городах новых ярмарках цены на мясо и другие продукты питания на прошлой неделе оказались на 20-30% ниже, чем в организованном ритейле.

Ъ

Ограничения для продовольственного ритейла вводят десятки субъектов РФ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Ограничения для продовольственного ритейла вводят десятки субъектов РФ
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/24083/2017-10-23