12 февраля 2007, 11:38 791 просмотр

Регионы расставляют сети

 

В конце прошлой недели сразу несколько региональных ритейловых сетей второго эшелона объявили о создании альянсов. За консолидацией розницы стоит желание местных компаний выгодно продать свой бизнес крупным игрокам рынка, уверены эксперты. Ритейлеры федерального масштаба настроены более осторожно, утверждая, что далеко не все региональные сети представляют для них реальный интерес.

Об активизации региональных ритейлеров «Бизнесу» рассказал директор департамента корпоративных финансов компании «Атон» Александр Григорьев. «Средние по размеру региональные компании ведут подобные переговоры,— говорит он.— Я думаю, что в течение 2007 года мы увидим не одну такую сделку».

В конце прошлой недели представители сразу нескольких региональных торговых сетей подтвердили слова аналитика и объявили о возможной консолидации. Новосибирская сеть «Холидей классик» недавно объявила о покупке барнаульского ритейлера «Мир продуктов». Гендиректор кемеровской сети «Кора» Сергей Степанов рассказал, что его компания рассматривает возможность слияния с другими местными ритейлерами. Созданием альянса озабочена и алтайская сеть «Мария-Ра». По словам ее гендиректора Александра Ракшина, оптимальным вариантом слияния было бы создание управляющей компании с правами аренды на магазины объединяющихся сетей. Президент екатеринбургской компании «Супермаркет „Кировский”» Игорь Ковпак рассказал, что в начале 2007 года к сети было присоединено 14 магазинов. Их коллеги из Нижнего Новгорода — компания «Райцентр» — создали закупочный союз с нижегородскими сетями «Медведь» и «Калинка» и сейчас ищут новых партнеров в Татарии.

Эксперты считают, что региональные ритейлеры создают альянсы, так как опасаются роста конкуренции со стороны крупных сетей, которые усилили свою экспансию в регионы и продолжат открывать свои магазины в 2007 году.

Вместе с этим существует и другая причина — владельцы сетей второго эшелона не прочь продать свой бизнес тем же федеральным компаниям.

«Слияния и союзы могут существенно увеличить стоимость объединенной компании»,— констатирует АлександрГригорьев из «Атона». К тому же, как отмечают аналитики, крупные федеральные сети являются заложниками собственных высоких темпов роста и ожиданий инвесторов.

Вряд ли у них получится продолжить органический рост.

Но у федеральных ритейлеров есть свои оценки подобного предложения. По мнению бывшего совладельца сети «Копейка», а ныне председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Александра Самонова, стоимость региональных активов сегодня существенно завышена. «При этом ни один региональный оператор не соответствует ожиданиям европейских или крупных федеральных игроков,— заявляет Самонов.— Зачастую никакого бизнеса в регионах нет, есть только адреса, площади, титулы прав, формы аренды, собственность». «Это не сети, а набор недвижимости, оформленный на одно юридическое лицо»,— соглашается с ним управляющий партнер УК Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко.

Не исключено, впрочем, что федеральные сети ждут, когда снизится цена на региональные активы. «Темпы роста рынка ритейла в дальнейшем будут снижаться, а значит, будет падать и цена на сами сети»,— прогнозирует Александр Самонов.

Теги:
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Регионы расставляют сети