С 1 марта по 30 ноября в России пройдет эксперимент по цифровой маркировке продукции легкой промышленности — отдельных видов одежды и белья, сообщают «Ведомости». Соответствующий проект постановления правительства «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности» опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Отмечается, что участие к эксперименте осуществляется на добровольной основе.
В списке продукции, которая будет маркироваться, — предметы одежды, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, женские блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
Предполагается, что функции оператора информационной системы для проведения эксперимента будет выполнять ООО «Оператор-ЦРПТ».
Согласно проекту документа, маркировка станет обязательной с 1 декабря 2019 г. для отдельных видов продукции легкой промышленности. К ним относятся предметы мужской, женской и детской одежды: рабочая одежда, трикотажные блузки, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки. Маркировать предлагается не только одежду, но и другой текстиль — например, постельное, столовое, кухонное белье и белье для ванной. Также в обязательном порядке будут маркироваться шины и покрышки.
Гендиректор ритейлера одежды Finn Flare Ксения Рясова опасается, что маркировка приведет к существенному росту стоимость товаров масс—маркета.
«Всё происходит на фоне снижения покупательной способности, мы и так бьемся за каждую копейку», — опасается она.
Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина согласна с Ксенией Рясовой: «[Нужно учитывать] стоимость самой метки, плюс автоматизация процесса, плюс человекозатраты. Чудес не бывает, эти расходы повлияют на конечную цену». По ее словам, ассоциация будет просить Минпромторг включить детские товары в систему маркировки в последнюю очередь. «Этот сегмент социально значим», — говорит она.
Директор по правовым вопросам и управлению недвижимостью ритейлера Sela Александр Яшин отмечает, что сам по себе процесс маркировки — это дополнительные расходы для поставщика, изготовителя и продавца, если у него есть собственное производство. Усложняется документооборот, необходимо приобретать специальное оборудование для печати (хотя с этим оператор обещал помочь), сам процесс маркировки.
Тем не менее, до 2024 года маркироваться должны будут все потребительские товары — от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья. Так власти хотят бороться с контрафактом и уклонением от налогов.
Кроме того, недавно маркировка продуктов с ГМО стала обязательной.