Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Иван Фетисов, Expo Solutions Group: «Прямые поставки экономят время рыбаков и ритейлеров»
Важным событием предстоящей деловой осени станут VI Международный рыбопромышленный форум и выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia 2023, которые состоятся в сентябре в Санкт-Петербурге. Одна из ключевых площадок мероприятия – Ритейл Центр, где ведутся переговоры и заключаются контракты между производителями, сетями и интернет-магазинами. Генеральный директор компании – оператора мероприятия Expo Solutions Group Иван Фетисов рассказал о роли площадки для развития отрасли и новой концепции продвижения рыбной продукции на внутреннем рынке.
– В 2023 году Seafood Expo Russia проходит уже в шестой раз. Как за это время изменились обстановка в отечественной рыбной отрасли и основные тенденции потребления рыбы?
– Внутренний рынок всегда был приоритетным направлением развития российской рыбной отрасли, а сегодня этому еще способствуют и изменения структуры поставок. Доля продукции глубокой переработки растет, на прилавках магазинов появляется более разнообразный и интересный ассортимент. Среди современных тенденций, формирующих предложение в рыбной отрасли, остаются спрос на экологически чистое и здоровое питание, рост интереса к морепродуктам Дальнего Востока. Появляется продукция, соответствующая потребительским привычкам молодого поколения, которое вместо охлажденной и замороженной рыбы выбирает продукты быстрого приготовления, форматы easy-to-cook и ready-to-eat .
Достичь идеального соотношения цены и качества удается еще не всегда. На стоимость продукции влияют сложная логистика и нехватка налаженных связей между поставщиками и региональными сетями.
– В этом году одной из ключевых площадок форума станет Ритейл Центр, который на прошлой выставке показал отличные результаты. Что привлекает его участников?
– Благодаря Ритейл Центру мы как раз помогаем поставщикам и ритейлерам установить контакты. Объединяя на площадке центра всех участников товаропроводящей цепи рыбной продукции, мы стараемся обеспечить комплексный подход к процессам, влияющим на торговлю и ценообразование.
Главное преимущество проекта «Ритейл Центра» в том, что в переговорах от ритейлеров участвуют лица, непосредственно принимающие решения, – менеджеры товарных категорий и менеджеры по закупкам.
Это ускоряет деловую коммуникацию и повышает ее продуктивность: поставщики и производители напрямую договариваются с ритейлерами о поставках и обсуждают все сопутствующие детали.
В прошлом году в переговорах принимали участие 30 федеральных и региональных торговых сетей и интернет-магазинов. Торговые сети получают доступ к уникальной продукции региональных предприятий, которые не участвуют в других выставках.
Ритейл Центр – это шанс небольшого производителя вывести на рынок эксклюзивную продукцию и развить ее до уровня региональных брендов.
Разнообразие рыбы и морепродуктов России и объемы запаса вполне позволяют это сделать. И, разумеется, на площадке можно договориться о производстве продукции под собственной торговой маркой.
В этом году хотим превзойти показатели прошлых лет и привлечь в Ритейл Центр больше заинтересованных региональных торговых сетей и дискаунтеров, которые сейчас активно развиваются и набирают все большую популярность. Работаем и с зарубежными сетями, преимущественно из стран ЕАЭС. Активно приглашаем к участию поставщиков и производителей рыбной продукции, потому что там всего за три дня они смогут получить много контактов, свежих идей и договоренностей.
– Вы сказали, что участники Ритейл Центра смогут обсудить вопросы поставок продукции под СТМ. Насколько эта тема сейчас актуальна?
– Рыбная продукция под СТМ ритейлеров продолжает активно развиваться благодаря росту предложения локальных производителей и заинтересованности торговых сетей. Рыбопромышленники получают стабильный сбыт, ритейлеры – разнообразный ассортимент, а потребитель – качественную продукцию по доступным ценам. Доля такой продукции и ее разнообразие в торговых сетях заметно растут. В Ритейл Центре ежегодно обсуждаются как закупки сырья для СТМ, так и производство готовой продукции.
– Какие еще у потребителя возможности получить доступную и качественную рыбную продукцию?
– На ценообразовании сказываются такие факторы, как сезонность, логистика, место производства, состояние запаса биологического ресурса и многие другие. На некоторые процессы мы можем повлиять и стараемся делать это на выставке.
Совместно с нашими коллегами мы на протяжении нескольких лет занимаемся вопросами организации непрерывной холодильной цепи, чтобы рыбная продукция при хранении и транспортировке сохраняла свежесть, качество и вкус. Сокращение потерь может привести к снижению стоимости.
При этом важно понимать, что цена определенных видов продукции зависит от сложности переработки. Дешевле купить рыбу целиком, нарезать на стейки, часть засолить, а остальное пустить на уху. Но потребительские привычки меняются, люди хотят получить продукт высокой степени готовности, а оборудование, позволяющее изготавливать бескостное филе, достаточно дорогое, и это тоже влияет на итоговую стоимость.
Доступная продукция есть, причем ее достаточно много. Иногда она не так красиво упакована, из-за чего может «потеряться» на прилавке. Мы стремимся помочь производителям найти правильные маркетинговые решения, для этого организуем экспозицию сектора услуг для отрасли: упаковка, логистика, хранение и т.д. Также в этом году будет проходить круглый стол, на котором коллеги из Роскачества поделятся собственной концепцией продвижения, разработанной совместно с Росрыболовством, Минпромторгом и Рыбным союзом.
– Кто больше нуждается в Ритейл Центре – поставщики или ритейлеры?
– Думаю, что интерес взаимный, но его степень зависит от задач каждого участника. Ритейл – это двигатель развития отрасли. Благодаря запросу ритейла растет сектор глубокой переработки. Правильная политика продвижения в сочетании с удачно подобранными каналами продаж поможет производителям достичь маржинальности, недоступной при поставках сырья.
На площадке поставщики могут обсудить с ритейлерами все значимые детали, поскольку со стороны торговых сетей участвуют профильные менеджеры, отлично понимающие механику процесса закупки и транспортировки, возможные объемы продаж и условия хранения, специфику упаковки, разницу между замороженной и охлажденной рыбной продукцией, изготовленной в море и на берегу, – словом, профессионалы рыбного ритейла. На общеотраслевых мероприятиях подобных специалистов не встретишь.
– Как проходят переговоры в Ритейл Центре? Туда можно попасть тем, кто не является экспонентом выставки?
– Переговоры проходят в специально оборудованной зоне выставки. Каждому представителю предприятий торговли предоставляется собственное рабочее место за отдельным столом. Участники проводят переговоры в соответствии с индивидуальным расписанием раундами по 15 минут, а в перерывах могут осмотреть экспозицию. Также для них будет организована зона отдыха с чаем и кофе.
Для экспонентов выставки Seafood Expo Russia условия участия в Ритейл Центре выгоднее, но попасть туда могут любые заинтересованные поставщики. Ритейлеры участвуют бесплатно.
– В прошлом году вы запустили проект «Витрина новинок». Что показал первый опыт проведения?
– В 2022 году на «Витрине новинок» было представлено 53 новых продукта, большинство из которых относилось к полуфабрикатам и готовой к потреблению продукции. В этом году мы решили интегрировать витрину с продуктами в Ритейл Центр. Так производители и поставщики смогут не только рассказать о своей продукции, но и показать товар лицом, а ритейлерам будет проще принять решение о закупке и сразу же обсудить все существенные детали.
Новое название площадки – «Рыбный прилавок». Выкладка здесь теперь доступна только участникам Ритейл Центра, каждый из них сможет представить по два вида своей продукции.
На прилавке разместится не только новый ассортимент, но и хиты продаж, а также товары, только набирающие популярность.
– Какие сети уже подтвердили участие в Ритейл Центре?
– На мероприятии будут ключевые федеральные сети и главные интернет-магазины. Полный список мы размещаем на сайте. Ждем и новых участников: сеть рыбных кафе и магазинов «Рыбная Мануфактура №1», из представителей онлайн-ритейла подтвердили участие «Буду рыбу» и «Осетрович». Сейчас как раз идет активная фаза формирования расписания переговоров, ежедневно прибавляются новые участники.
– Кто из крупных поставщиков будет участвовать?
– Крупнейшие поставщики рыбной продукции – «Норебо», «Остров», «Нерей». Среди новых участников – «Обонато», поставщик форели из Карелии «Кала я марьяпоят», «Триера М» из Владивостока. В целом, растет количество небольших региональных предприятий, предлагающих уникальную продукцию и заинтересованных в новых торговых партнерах. Это создает дополнительные возможности для расширения ассортимента рыбы и морепродуктов в ритейле. Спонсором Ритейл Центра выступит компания «Антей».
– Ежегодно вы приглашаете интернет-магазины. Насколько часто рыбу покупают в интернете?
– Роль онлайн-канала продолжает расти, и рыбный ритейл не исключение. Доля онлайн-продаж рыбной продукции составляет порядка 10% общего объема. Рыбные продукты присутствуют на всех ключевых фуд-платформах. Это удобно – сейчас все крупные торговые сети есть в мобильном телефоне. Несколько прикосновений к экрану – и дальневосточные деликатесы появятся на вашем столе уже через час. Одно из самых интересных преимуществ онлайн-ритейла в том, что он развивает сам себя, и делает это на огромных скоростях. Сейчас не нужно рассказывать брендам о необходимости перехода в онлайн, остается вопрос только в качестве этого перехода. Среди участников Ритейл Центра прошлого года 25% были представителями интернет-магазинов. В этом году мы ожидаем еще большее количество игроков e-commerce.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
План по открытиям – более 45 ресторанов в ближайшее время.