Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ирина Яхина, Chaplin dress: «Умение красиво одеваться – важный бизнес-навык, правильный костюм помогает добиваться успеха»
В 2025 году марке офисной одежды Chaplin dress исполнился всего год, за это время она запустила шоурум, онлайн-магазин и пять корнеров. Ведутся переговоры об открытии корнеров в федеральной сети универмагов. Как считает создатель марки Ирина Яхина, респектабельная офисная одежда остается очень перспективной нишей, в этом сегменте мало интересных предложений, хотя от делового костюма зависит не только настроение, но и успех в бизнесе.
Ирина Яхина, фото: Chaplin dress
– Ответом на какой запрос рынка стало создание вашей марки, в чем вы увидели свою нишу?
– Являясь офисным сотрудником крупных компаний более двадцати лет, я все время наблюдаю профессиональных девушек, женщин, которые очень много отдают своей работе. Знают все про бизнес, технологии, управление и как заработать деньги. Но почему-то часто забывают про такой важный бизнес-навык как выглядеть респектабельно. Это именно бизнес-навык, потому что правильный костюм является ключевым инструментом в переговорах и, на мой взгляд, помогает быстрее добиваться успеха. Посещая большое количество деловых встреч и конференций, я вижу, какой эффект на окружающих производит правильная интересная одежда. Человек может обладать множеством талантов, но люди должны хотеть узнать о нем больше, и внешний вид тут является ключевым мотивом.
– Культура делового костюма развивается давно, и российские офисные сотрудники ее хорошо освоили, разве не так?
– Да, но работа на удаленке сильно повлияла на изменение в одежде. За последние пять лет многие офисные сотрудники утратили навык красиво одеваться. Если раньше приходилось каждый день выходить в офис, продумывать, что надеть, смотреть, что с чем сочетается, то теперь такая потребность отпала, люди расслабились и перестали уделять деловой одежде должное внимание. В результате многие девушки годами не получают повышение или желаемую должность.
– Зато развился другой полезный навык – удобная одежда, и это тоже ценность, разве не так?
– Удобство не подразумевает отсутствия формы и красивой одежды. Сейчас на различных ТВ-каналах много передач о том, как стилисты переодевают людей, делают разборы гардероба, дают советы, и, как правило, герой, чью одежду критикуют, оправдывается тем, что ему так удобно. Мне очень хочется, чтобы эпитет «удобно» изменил свое значение. «Удобно» в моем понимании значит «качественно». Одежда должна помогать своему обладателю успешно выстраивать день. А что может вдохновить женщину больше, чем собственное эффектное отражение в зеркале? От этого зависят ее настроение, успех в бизнесе и качество жизни.
– Итак, вы решили создать свою марку и с нуля запустить бизнес, – с чего вы начали? Пошли к инвестору?
– Нет, я пошла учиться на дизайнера одежды. И училась три года без выходных. Это было трудно, моя семья фактически меня забыла, потому что я совмещала основную работу и новую профессию. И за время учебы мы как студенты создавали свои коллекции. Я увидела, что у меня получается интересно, ново, то, что отвечает моим требованиям к одежде. В первую очередь мне важно, чтобы костюм был не только стильным, но и легким в уходе и при этом выглядел дорого. Современные ткани это позволяют.
Когда я создаю свои модели, стараюсь сразу рисовать человека в движении, чтобы понять, насколько воплощение будет красиво в динамике.
На показе моей выпускной коллекции представители «Универмага» передали мне визитку и попросили с ними связаться. Так образовалась наша первая торговая точка, и эту коллекцию они забрали прямо с подиума, что придало мне уверенности в себе.
Потом я купила производство, завезла швейные машинки, оборудовала шоурум. В 2025 году нашему шоуруму исполнился год, и за это время мы расширились до пяти точек в универмагах Москвы и Санкт-Петербурга и запустили онлайн-магазин.
Показ Chaplin Dress. Фото: Chaplin dress
– Откуда вы взяли деньги на свой стартап?
– Заработала за свою трудовую деятельность, это мои личные накопления. Я выделила себе бюджет на начальный этап и посмотрела, что из этого получится. Первую коллекцию быстро раскупили, стала развиваться дальше. Конечно, может быть, если завтра мне понадобится развернуться еще на 120 универмагов, понадобятся сторонние инвестиции. Но пока хватает того, что мы зарабатываем.
– Сколько сейчас человек в вашей команде?
– На постоянной основе у меня работают пять девушек. Две из них занимаются SMM, съемками и монтажом, две основные швеи, товаровед. Много людей на аутсорсе. Я стараюсь автоматизировать все, что могу, как человек из мира диджитал, я на все смотрю основательно. Например, сейчас вся одежда должна быть маркирована, и очень сложно вести этот учет. Мы установили необходимые ИТ-программы, позволяющие в моменте понимать, что происходит, сколько есть остатков, что продается лучше, что надо заказать или распределить по точкам, и так далее.
– Расскажите о вашем производстве. Что оно собой представляет, где располагается?
– У меня небольшое собственное производство в Москве, скорее это экспериментальный цех, где отрабатываются лекала и создаются новые модели. Для изготовления больших партий сотрудничаю со швейными фабриками, при этом подбираю отдельное производство под каждый тип одежды. Одна и та же швея не может шить хорошо и шелковую блузку, и пальто, потому что это не только абсолютно разные навыки, но и разное оборудование.
Все эти производства расположены в России, это был принципиальный выбор, потому что мне очень важно контролировать процесс. Пошив качественного изделия требует трех – четырех корректировок. Изначально мы отшиваем одну и ту же модель из нескольких видов тканей, примеряем, потом несколько раз стираем вещи, чтобы посмотреть, что происходит с тканями.
– Значит, в России есть качественные швейные производства, отвечающие всем вашим критериям?
– Конечно. Более того, сейчас мы хотим запускать модели из вязаного трикотажа, и я нашла в Москве прекрасные фабрики, изготавливающие изделия самого высокого уровня. Раньше я думала, что такое может быть только в Италии.
Самые крутые российские фабрики не рекламируют себя, им даже некогда этим заниматься, потому что к ним стоит очередь на год вперед.
Шить в России не так дешево, как в Китае, но сейчас мне очень важно получить на выходе то, что я задумала, а не что-то неожиданное, что мне может не понравиться.
– Сколько вещей марка Chaplin dress продает за год?
– Пока трудно сказать. Когда мы стартовали в 2024 году, была цель сделать не меньше 100 SKU разных позиций, чтобы обеспечить марке ассортимент. Поэтому весь прошлый год нарабатывали этот объем. Это было 100 позиций с глубиной в 10–15 единиц на каждый размер. И сейчас у меня на складе практически ничего не осталось. Мы постоянно отшиваем и отшиваем, и все быстро расходится по универмагам. И теперь я понимаю, что надо повышать объемы.
– Каковы ценовое позиционирование и средний чек марки?
– Марка ориентируется на профессиональных женщин, работающих в офисе, в перспективных компаниях, занимающих лидирующие посты. Соответственно, им нужна респектабельная одежда. Это не только лидеры подразделений, но и предприниматели, телеведущие – словом, те, кто на виду. Такая одежда должна выглядеть уместно дорого и не может стоить дешево, потому что требует качественных тканей и квалифицированных специалистов. Наш сегмент – middle-up. Например, жакет стоит около 30 тыс. рублей. Но специалисты нашей отрасли говорят, что это должно стоить дороже.
– Почему ваш бренд называется Chaplin dress? Кажется, это ассоциируется с чем-то комическим и немножко не вяжется с декларируемой вами стабильностью.
– Это очень частый вопрос. Вокруг все такие серьезные, что нам хочется быть немножко несерьезными. Хочется улыбок, милых шалостей. Наш прототип – Чарли Чаплин, герой которого старался очень хорошо одеваться. Даже в самых комичных постановках он был в сюртуке, жилете, котелке с тростью, и, конечно же, в обуви, которая сделала его образ столь узнаваемым. Видно, что весь его наряд продуман до мелочей. Это человек-бродяга, который стремится к звездам, успеху. Он в любой момент был готов встретить что-то необыкновенное и считал, что должен выглядеть для этого лучшим образом. Вот и я подошла к созданию одежды творчески. В каждом изделии есть какая-то необычная деталь, например, пиджак с интересным подкладом, рукава с необычными срезами, элемент, от которого хотелось бы улыбнуться.
Стараемся рассказать своим покупательницам о том, кто мы.
Контент нашего телеграм-канала – это не фотографии или ролики с разбором одежды, а черно-белое кино на небольшие забавные сюжеты из жизни магазина, об одежде, о женщинах в разных ситуациях.
Все подается в юмористическом стиле немого кино, что выделяет нас в потоке контента о моде.
Фото: Chaplin dress
– Как марка Chaplin dress выглядит в универмагах?
– Это брендированный корнер с нашим ассортиментом, мы стоим рядом с марками мирового уровня, такими как Max Mara, Chapurin.
– Какие категории одежды вы изготавливаете?
– Сейчас в ассортименте марки две основные линейки одежды. Первая – smart casual, это костюмы, и их ключевые элементы – жакеты и пиджаки, но не строгие. Я вообще не за строгий дресс-код, а за современность, комфорт и презентабельность. В моем понимании «классический костюм» уже морально устарел, одежда должна развиваться, как развивается искусственный интеллект, отражать новые тренды. Жизнь стала очень мобильной, сегодня человек после работы идет в театр, а завтра перед работой хочет заскочить на утренник к своему ребенку, и его костюм во всех этих ситуациях должен быть уместным.
И вторая линейка – городской спорт, это одежда, позволяющая презентабельно выглядеть и на прогулках и встречах, не требующих по регламенту делового костюма.
Фактически в нашем ассортименте есть все категории одежды, кроме верхней.
В ближайшее время добавятся кожаные аксессуары и бижутерия, выполненные по моим эскизам, которые смогут дополнить образ, сделать его более выразительным. Возможно, со временем придем и к изготовлению обуви.
– Где закупаете ткани?
– Посещаю профильные выставки, где представлены все крупные оптовики, и сама отбираю подходящие ткани. Там можно найти очень хорошие итальянские ткани, современные китайские ткани, которые тоже не уступают им по качеству, тонкий мягкий трикотаж, который производится в России. Сейчас нет проблем ни с сырьем, ни с фурнитурой.
– Планируете ли вы открывать собственные магазины марки?
– Наш шоурум в Жулебино работает и как магазин. Я не развиваю собственную розницу, мне больше подходит модель продаж через профильные универмаги. Это эффективный канал сбыта, привлекательный формат для дизайнерских марок, заслуживший прекрасную репутацию высоким профессионализмом и хорошо обученным персоналом. Там хороший трафик и грамотный подбор арендаторов. Наша марка представлена в ТД «Люкс» и универмагах Slava и будет расширять свое присутствие. В частности, ведем переговоры с крупной федеральной сетью.
Показ Chaplin Dress. Фото: Chaplin dress
Показ Chaplin Dress. Фото: Chaplin dress
– Считаете ли вы маркетплейсы перспективным каналом продаж дизайнерских марок?
– Считаю, что маркетплейсы с их очень дешевым предложением очень сильно испортили мир красивых женщин, и ни один приличный бренд не может и не должен позволять себе так халатно относиться к своей продукции. Появилось неразумное потребление и неуважительное отношение к одежде. Люди покупают, например, майку, которую легче выбросить, чем постирать.
Дизайнеры на маркетплейсах оказываются в очень уязвленном положении: люди берут одежду на один день, чтобы сфотографироваться или сходить на вечеринку, и возвращают в ПВЗ. Это ужасно, потому что дизайнеры, владельцы этих брендов, вкладывают душу в свои изделия, и с ними недопустимо так обращаться.
Думаю, что, скорее всего, все приличные дизайнерские бренды уйдут с дешевых маркетплейсов. Потому что качественное производство не может допускать такого пренебрежительного к себе отношения.
– И еще, считаете ли вы, что сейчас происходит бум российских дизайнерских марок?
– Думаю, что появилось много российских дизайнеров. Но очень часто они как будто бы немного оторваны от жизни и создают одежду для мира социальных сетей, но не для девушек, которые строят карьеру. Возможно, она подходит для авангардных вечеринок, но в повседневной жизни ходить в ней неудобно. У нашей марки практичный подход, мы создаем одежду, которая развивается вместе с ее обладательницей.
– Каким вы видите свое развитие в 2025 году, на ближайшие годы?
– В планах – выйти в сегмент мужской одежды. Меня часто спрашивают, когда в ассортименте нашей марки появится предложение для мужчин. И еще – запустить вязаный трикотаж, потому что качественный трикотаж – это удобная альтернатива классическому жакету. Свитера и джемпера очень удобно носить в офис, и я на собственном примере знаю, в какой одежде будет комфортно.
Валерия Миронова, Retail.ru

Про прибыль, персонализацию мобильного приложения, адаптацию офлайн-ассортимента под онлайн-покупателей и многое другое.