Предприятия 4RM Systems входят в дивизион 4RM белорусского холдинга «1AK-GROUP». 4RM включает две площадки – завод по производству торгового оборудования ООО «ФоЭрЭм системс» (4RM Systems) и завод по производству холодильного оборудования «Фреор рефригерайшн». В линейку 4RM входят стеллажи, кассовые боксы, кассы самообслуживания, весы, холодильное и морозильное оборудование, почтаматы. Предприятия расположены в Республике Беларусь, общие производственные мощности занимают 40 тыс. кв. м. Численность сотрудников двух заводов составляет более 500 человек. Продукция поставляется в 12 стран. Доля экспорта – больше 70% объемов производства. Для развития сотрудничества с российскими ритейлерами в 2024 году 4RM открыл торговый дом в Москве. В 2025 году откроется ТД в Казахстане.
Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Алексей Кузнецов, 4RM Systems: «Наша цель – «умный» магазин без кассиров и продавцов»
Производитель торгового оборудования 4RM стремительно расширяет линейку продуктов для оснащения магазина, обогащая базовые модели новыми возможностями. Сегодня линейка включает в себя «умные» кассы, весы и даже холодильники с функцией распознавания товаров, гибридные решения для небольших пространств, оборудование для автоматизации последней мили в e-com и многое другое. Компания считает, что сегодня даже жесткие дискаунтеры не могут обойтись без инноваций, и стремится создать полностью автономный магазин, работающий на основе технологий искусственного интеллекта. О стратегических задачах, передовых технологиях в торговом оборудовании, ключевых продуктах и перспективах развития Retail.ru побеседовал с коммерческим директором 4RM Systems Алексеем Кузнецовым.
Фото: Retail.ru
– Для начала немного философский вопрос: разрабатывая и выводя на рынок свои продукты, на что производители оборудования ориентируются в первую очередь – на инновационные технологии или требования ритейлеров?
– Наша компания реализует два подхода. Первый действительно ориентирован на запросы ритейлеров, но чаще всего это локальные разработки под индивидуальные заказы. Например, магазину нужна зона хлеба с определенной фишечкой. В ответ на эту потребность берем базовое решение, модернизируем, меняем глубину полки, делаем другую акцентную рамку и пр., и этого бывает достаточно.
Второй подход – стратегическое развитие, которое ориентировано не на запросы конкретного ритейлера, а на состояние отрасли, уровень технологий, новых разработок. Собираем информацию с рынка, смотрим аналитику, выявляем тренды и в ответ на это создаем новые решения.
– Компания 4RM является преимущественно поставщиком или производителем?
– Наша компания создает комплексные решения – от дизайн-проекта до полного оснащения, при этом 90% используемого оборудования производит сама на двух производственных площадках.
– Известно, что ритейлеры зачастую выставляют жесткие требования к цене, часто – в ущерб качеству, применению инновационных решений. Изменился ли этот тренд?
– По нашим наблюдениям, тренды рынка цикличны. Было время, когда ритейлеры требовали максимально упрощенную конфигурацию и удешевление, но этот тренд в итоге не сработал. Рынок меняется, человек хочет от покупок получать эмоции, ощущать в магазине приятную обстановку, чтобы, зайдя в него вечером после работы, провести время с пользой и удовольствием. Просто дешевый магазин уже мало кого привлекает. Поэтому сейчас даже дискаунтеры уходят от палетной выкладки и хотят использовать более качественное оборудование, создавать уникальные элементы.
Например, им тоже нужно делать допродажи, а для этого требуется дополнительный торец у базового стеллажа, акцентные рамки. Им также нужны поворотные рабочие места. Все чаще используются дополнительные функции, например, кофе-поинты, кассы самообслуживания. Это кажется не совсем характерным для магазинов формата дискаунтер, но они понимают, что игроков на данном рынке становится все больше, приходится конкурировать между собой, и делать это надо, в том числе, с помощью инноваций в оборудовании.
Фото: 4RM Systems
Сейчас мы запускаем в дискаунтерах несколько пилотов – это будут кассовые комплексы с программным обеспечением. Наша компания строго выдерживает все заявленные характеристики, и это принципиальная позиция завода. Например, если клиент попросит сделать оборудование из более тонкого металлического листа для снижения цены, мы на это не согласимся, потому что понимаем, к каким последствиям это может привести. Нашим клиентам важен внешний вид магазина и качество оборудования.
– Как ваша компания трансформировалась под актуальные тренды в оснащении магазинов?
– В ответ на ключевые тренды сформировалось три новых продуктовых направления. Первый тренд – востребованность поворотного рабочего места кассира. Дефицит линейного персонала продолжает нарастать, и особенно остро ощущается нехватка сотрудников, умеющих работать на компьютере. Поэтому мы предложили рынку поворотное рабочее место, которое может функционировать как классическая касса и как касса самообслуживания.
Одна из основных проблем в ритейле – рост злоупотреблений покупателей на кассах самообслуживания. Например, кладут на весы авокадо, а выбирают иконку «банан». Мы разработали собственное программное обеспечение на основе искусственного интеллекта, позволяющее распознавать продукт на весах, начали внедрять распознавание в кассы самообслуживания. И дальше появился запрос от белорусского и российского ритейла на весы с распознаванием. Так как многие производители и бренды ушли с российского рынка, потребность в обновлении и обслуживании моноблочных весов самообслуживания значительно возросла. В ответ мы разработали и произвели собственные весы самообслуживания модульной конструкции, в основе которых лежат комплектующие, легко доступные на локальном рынке и которые при необходимости будет легко заменить на модернизированные, даже через несколько лет использования.
Каким будет алгоритм действий после распознавания, решает сам ритейлер. Например, человек вместо апельсинов взвесил картофель, распечатал этикетку, и когда QR-код будет отсканирован, касса подаст сигнал о нарушении, возможно, загорится красная лампочка или на мониторе появится информация о том, что это не тот товар.
Третье большое направление – разработка почтаматов в ответ на тренд развития онлайн-торговли. Количество пунктов выдачи заказов растет, при этом, как и везде, кадров не хватает, и решить проблему последней мили можно с помощью почтаматов. Мы идем в это направление уже с опережением и разработали почтаматы, которые можно использовать даже для сегмента DIY. Будут почтаматы как для внутренней, так и для наружной установки, потому что аренда площадей внутри торговых центров стоит дорого, и, чтобы сэкономить, можно поставить почтамат на улице и сделать его автономным. Это как раз то направление, в которое мы идем со стратегическими целями – от запроса рынка, а не от запроса ритейлера.
Фото: 4RM Systems
В целом идея компании 4RM — оснащать магазин под ключ. При этом наша цель – создать «умный» магазин, работающий без кассиров и продавцов.
– Вы считаете, что у ритейлеров есть потребность в «умных» магазинах?
– Такой запрос есть, потому что, во-первых, «умный» магазин решает проблему персонала, во-вторых, привлекает молодежь, создает инновационный имидж розничному бренду. Считаю, что это практичный и интересный формат ритейла. Поэтому мы внедряем распознавание не только фруктов и овощей, но и любых товаров, а также распознавание планограмм на полке и в холодильнике. Наше оборудование сможет сигнализировать, какого товара на полке не хватает, подсвечивать акции в тот момент, когда человек подходит к определенному товару. Все это находится в разработке.
Кроме того, есть запрос от ритейлеров на распознавание клиента и формирование индивидуального предложения с учетом его личных предпочтений. С помощью ИИ мы сможем моделировать поведение покупателя, понимать его потребности и предлагать подходящие акции.
Также есть запрос, и это самый интересный вызов для нас, на распознавание стока внутри холодильного шкафа, возможность понимать, сколько именно товаров было выбрано из этого холодильника на протяжении дня. Чтобы программа в дальнейшем понимала, что и когда продается, и давала рекомендации мерчандайзеру. С помощью этой информации можно производить ротацию товара.
Наша задача — прийти к тому, чтобы магазин работал полностью автономно, без персонала, используя компьютерное зрение и машинное обучение. Процесс будет выглядеть следующим образом. Покупатель заходит в магазин, набирает товар — в корзину, карман, пакет, сумку – без разницы, и камеры понимают, какие товары и в каком количестве он взял. Когда покупатель подходит к выходу, система показывает ему чек, он его подтверждает, и с его карточки списывается необходимая сумма. Таким образом решается вопрос с проблемой персонала в ритейле, а также с удобством и быстротой покупок.
Фото: 4RM Systems
– Компания 4RM участвовала в выставке оборудования «Магазин и ресторан-2025» в Казани. Расскажите, какие решения вы на ней представляли и какие ключевые особенности в них можно отметить.
– На стенде компании были представлены решения для самообслуживания, призванные решить ключевые проблемы современного ритейла – дефицит кадров и оптимизацию пространства. В первую очередь это гибридная касса линейки Nova Roto, сочетающая основу стандартного кассового бокса Nova и поворотное рабочее место кассира Roto. Касса может использоваться и в традиционном режиме, с продавцом, и в формате самообслуживания. Запрос на такое решение пришел от рынка, в первую очередь от магазинов малого формата, имеющих проблему ограниченного места и небольшое количество персонала. Если поставить кассы самообслуживания, придется пожертвовать традиционной кассой, но делать этого не следует, так как одна касса самообслуживания пропускает меньше покупательского трафика, чем кассир-профессионал на традиционной кассе. Сопоставимый эффект будет, только если установить три и более таких касс.
Итак, мы оставляем традиционную кассу, но, когда поток покупателей небольшой, кассир может развернуть рабочее место к клиенту, выбрать режим самообслуживания и заняться мерчандайзингом в торговом зале. И клиент легко понимает, что традиционная касса сейчас работает в режиме самообслуживания, так как световая индикация и эргономика поворотного рабочего места значительно повторяют привычную всем кассу самообслуживания.
Также на выставке показали программное обеспечение Stemma собственной разработки, которое можно установить на любую кассу самообслуживания. Это система распознавания товара, позволяющая определить, что покупает человек. Таким образом решается проблема поиска товара в каталоге, когда сложно определить, например, сорт помидора или вид булочки. По нашим наблюдениям, на поиск в каталоге названия одного SKU уходит 24–30 секунд. Автоматическое распознавание ускоряет обслуживание и позволяет верифицировать товар, чтобы сократить злоупотребления.
Фото: 4RM Systems
– Какие решения вы предложили для сегмента e-commerce?
– Для автоматизации последней мили были разработаны и представлены почтаматы двух типов – для установки на улице и внутри помещения, о которых я уже рассказывал выше. Почтамат, предназначенный для установки на улице, изготовлен из оцинкованного металла, устойчивого к коррозии, имеет защитный козырек, усиленные замки. Кроме того, можно установить камеру, звуковую сигнализацию, датчики тревоги и т.д.
Сейчас в проработке находится почтамат, нижняя часть которого сможет вместить полноразмерную европалету. То есть можно будет загрузить мешки сыпучей смеси, банки краски и пр. Такой формат будет востребован в первую очередь строительными магазинами.
– 4RM Systems также производит стеллажное оборудование. Как было представлено это направление?
– Стеллажное оборудование, представленное на выставке, разработано специально для того, чтобы помочь ритейлерам продавать больше товаров. Простыми стеллажами уже никого не удивить, поэтому мы использовали различные технологические и дизайнерские решения. Например, было представлено достаточно компактное решение – островной стеллаж, на котором можно совместить выкладку хлеба, премиального алкоголя, энергетиков и других товаров. Это сборный стеллаж, который можно увеличивать, добавляя нужные секции.
Стеллаж имеет торцевую секцию со светодиодной подсветкой и лайтбоксом, где можно разместить рекламную информацию, а также светящиеся боковины, которые можно использовать как дополнительную навигацию для покупателей в магазине. Две средние секции «острова» выделены с помощью металлического декора, что придает премиальности и может быть использовано для экспозиции дорогой продукции. На стандартной стеллажной стойке закреплен изолированный хлебный стеллаж, который можно снимать и снова навешивать в зависимости от потребности магазина. Плюс внизу есть дополнительное место для продажи соусов и джемов. Очень важно, что стеллаж полностью отвечает всем нормам товарного соседства. Благодаря сборной конструкции и компактности решение удобно использовать в магазинах малого формата. На всех наших стеллажах сделаны акцентные рамки, позволяющие выделять определенные товары и таким образом стимулировать продажи.
Фото: Retail.ru
Новым стратегическим направлением развития 4RM Systems стало торговое холодильное оборудование. Недавно в структуру компании вошел белорусский завод по производству холодильного оборудования «Фреор рефригерайшн», что позволило нам расширить предложение по оснащению магазинов. Линейка ТХО включает в себя бонеты на встройке, гастрономические горки и прилавочные витрины. На выставку привезли новинку – морозильный ларь с большим прозрачным фронтом, что обеспечивает хороший обзор и повышает привлекательность товара. Это ларь со встроенным агрегатом, особенность которого – легкий доступ для сервисного обслуживания испарителя, оттайка сжиженным газом. На стенде мы делали компоновку – ларь и верхняя структура на базе типового стеллажа. При этом среднюю стенку стеллажа сделали узорной, что облегчает вид, обеспечивает просматриваемость зала и работает на две стороны.
Еще одна новинка – пристенная охлаждаемая горка, в которой окно выкладки товара имеет акцентную рамку, сделана двусторонняя подсветка, что тоже является дополнительным инструментом мерчандайзинга, фишкой, помогающей повышать продажи.
– Комплексные решения 4RM для оснащения магазинов включают и сигаретные шкафы. В чем их особенности?
– Сигаретные шкафы стали основным каналом взаимодействия с потребителем, потому что прямая реклама табачных изделий запрещена. Наши шкафы имеют возможность брендирования и способны стать инструментом маркетинга. В линейке есть напольный пристенный шкаф, подвесные блоки и настольные табачные шкафы, таким образом мы закрываем потребности разных форматов. При этом учитываем индивидуальные запросы клиентов, например, как установить подсветку, какой угол наклона полки сделать и т.д. И здесь возможны инновации, например, верификация возраста по лицу. Тут пока мы упираемся в законодательные нормы, но сделать это несложно с учетом наших разработок системы распознавания на базе ИИ.
Фото: 4RM Systems
– В какую сторону будет двигаться дальнейшее развитие линейки 4RM?
– Так как ритейл становится все более цифровым, 4RM будет и дальше внедрять инновации в классические решения, используя технологии искусственного интеллекта, создавать оборудование под разные запросы, форматы и возможности, помогающее нашим клиентам стимулировать продажи товаров.
Посмотрите видеозапись интервью с Алексеем Кузнецовым
Retail.ru

Алексей Кузнецов, 4RM Systems: «Наша цель – «умный» магазин без кассиров и продавцов»
Производитель торгового оборудования 4RM расширяет линейку продуктов, обогащая модели новыми возможностями.