Баннер ФЗ-54
24 января 2012, 00:00 2785 просмотров

Российский потребитель: умирающий «средний класс» и «новые бедные»

Михаил Леонидович, как изменится российский рынок FMCG в 2012 году? Это очень интересная тема, и она очень сильно зависит от двух обстоятельств: региональной экономики и скорости падения доходов населения. Но однозначно будут происходить ряд процессов: часть повседневных товаров будет переходить в разряд роскоши, по части будет резко сокращаться ассортимент, принципиально изменится структура спроса, появится специфический вид потребителя – «новый бедный», то есть человек, у которого денег очень мало, но который хорошо помнит, что такое качественные вещи и продукты и будет по этой причине игнорировать очевидную дешевку. Постепенно (хотя и не в этом году) будет исчезать феномен «среднего класса», то есть люди с типовым потребительским поведением. Это потребует серьезных изменений в маркетинговой политике, в частности, более тонкой адаптации рекламы к мелким группам потребителей. Вообще, современный маркетинг не умеет работать с большим количеством разнородных клиентских групп. Значит, придется разрабатывать новые подходы и методы. В связи с этим, какие стратегии и почему стоит выбирать российскому среднему бизнесу в современных российских экономических условиях? Вообще говоря, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, по той простой причине, что стратегии могут сильно меняться от рынка к рынку, от отрасли к отрасли, от региона к региону. Но самый главный момент, который придется учитывать всем – это то, что нужно учиться работать на падающем рынке. Соответственно, может оказаться, что в какой-то момент выгоднее увеличивать свою долю рынка, а не получать прибыль «здесь и сейчас», что нужно привыкать жить в условиях кредитного голода, что от кредитов нужно переходить к инвестициям и так далее, и тому подобное. И еще одна наиважнейшая вещь – нужно много и упорно работать с менеджментом – подавляющее количество убытков и банкротств в ближайшие годы будет связано с тем, что сотрудники просто будут не готовы к работе в условиях длительного кризиса. Будет труднее работать с банками, поскольку они будут выставлять очень высокую плату за риски, но зато появятся длинные инвестиционные деньги, связанные с частными инвесторами. Нужно учиться с ними работать, защищать свои права и объяснять инвесторам, в чем их реальная выгода от долгосрочного сотрудничества.   Как соотнести проблему продовольственной безопасности, о которой постоянно говорят власти, и вступление России в ВТО (которое Вы называете «самоубийством»)? У меня такое впечатление, что у российской власти сегодня «мозаичное мышление», то есть впрямую не связанные вопросы она игнорирует. В нашем частном случае – долгосрочные и нетривиальные последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей и территорий власти просто не понимают. Наша задача – не просто это постоянно объяснять, но и создавать институты, которые это будут власти объяснять. В том числе – и политическими методами. Если этого не делать – «либеральная партия» протащит свои вредительские идеи, как она уже протащила вступление в ВТО.   Какие конкретные действия стоит предпринять в первую очередь малому и среднему бизнесу, чтобы сохранить маржинальность и вырасти на фоне сложной экономической ситуации? Здесь вообще невозможно давать общие советы – слишком индивидуальная ситуация у каждого конкретного малого бизнеса.  Общие рекомендации даны во втором пункте, разве что нужно учитывать, что малому бизнесу кредиты вообще практически не давали. Но и тут есть варианты, например – кредитные союзы. Я бы сказал, что сегодня нужно еще повышать политическую активность – поскольку, вопреки красивым словам, малый и средний бизнес власти просто игнорируют. А это не только экономика, это еще и занятость, что в условиях кризисе вещь весьма и весьма немаловажная. Если говорить о конкретных рынках, например, продовольствия, то, как я уже говорил, очень важной вещью является не просто изменение структуры спроса, но и то, что эти изменения будут происходить достаточно быстро и, главное, много раз. И вот тут у малых и средних предприятий будет большое преимущество: крупные организации крайне неповоротливы. Значит, нужно не просто следить за конъюнктурой, нужно все время быть на шаг впереди, чтобы выигрывать в условиях развивающегося кризиса. Резюмируя, хочу добавить, что все перечисленные вопросы неоднозначные и сложные, и в кратком интервью их полностью не раскрыть. 15 февраля 2012 на VII Всероссийском Торговом Форуме эти темы я затрону в своем выступлении и смогу подробно ответить на вопросы поставщиков продовольствия и ритейлеров. Беседовал Станислав Сладковский. Retail.ru
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
4768
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1246
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1515
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2326
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2368
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5794
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
465
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
665
Михаил Леонидович, как изменится российский рынок FMCG в 2012 году? Это очень интересная тема, и она очень сильно зависит от двух обстоятельств: региональной экономики и скорости падения доходов населения. Но однозначно будут происходить ряд процессов: часть повседневных товаров будет переходить в разряд роскоши, по части будет резко сокращаться ассортимент, принципиально изменится структура спроса, появится специфический вид потребителя – «новый бедный», то есть человек, у которого денег очень мало, но который хорошо помнит, что такое качественные вещи и продукты и будет по этой причине игнорировать очевидную дешевку. Постепенно (хотя и не в этом году) будет исчезать феномен «среднего класса», то есть люди с типовым потребительским поведением. Это потребует серьезных изменений в маркетинговой политике, в частности, более тонкой адаптации рекламы к мелким группам потребителей. Вообще, современный маркетинг не умеет работать с большим количеством разнородных клиентских групп. Значит, придется разрабатывать новые подходы и методы. В связи с этим, какие стратегии и почему стоит выбирать российскому среднему бизнесу в современных российских экономических условиях? Вообще говоря, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно, по той простой причине, что стратегии могут сильно меняться от рынка к рынку, от отрасли к отрасли, от региона к региону. Но самый главный момент, который придется учитывать всем – это то, что нужно учиться работать на падающем рынке. Соответственно, может оказаться, что в какой-то момент выгоднее увеличивать свою долю рынка, а не получать прибыль «здесь и сейчас», что нужно привыкать жить в условиях кредитного голода, что от кредитов нужно переходить к инвестициям и так далее, и тому подобное. И еще одна наиважнейшая вещь – нужно много и упорно работать с менеджментом – подавляющее количество убытков и банкротств в ближайшие годы будет связано с тем, что сотрудники просто будут не готовы к работе в условиях длительного кризиса. Будет труднее работать с банками, поскольку они будут выставлять очень высокую плату за риски, но зато появятся длинные инвестиционные деньги, связанные с частными инвесторами. Нужно учиться с ними работать, защищать свои права и объяснять инвесторам, в чем их реальная выгода от долгосрочного сотрудничества.   Как соотнести проблему продовольственной безопасности, о которой постоянно говорят власти, и вступление России в ВТО (которое Вы называете «самоубийством»)? У меня такое впечатление, что у российской власти сегодня «мозаичное мышление», то есть впрямую не связанные вопросы она игнорирует. В нашем частном случае – долгосрочные и нетривиальные последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей и территорий власти просто не понимают. Наша задача – не просто это постоянно объяснять, но и создавать институты, которые это будут власти объяснять. В том числе – и политическими методами. Если этого не делать – «либеральная партия» протащит свои вредительские идеи, как она уже протащила вступление в ВТО.   Какие конкретные действия стоит предпринять в первую очередь малому и среднему бизнесу, чтобы сохранить маржинальность и вырасти на фоне сложной экономической ситуации? Здесь вообще невозможно давать общие советы – слишком индивидуальная ситуация у каждого конкретного малого бизнеса.  Общие рекомендации даны во втором пункте, разве что нужно учитывать, что малому бизнесу кредиты вообще практически не давали. Но и тут есть варианты, например – кредитные союзы. Я бы сказал, что сегодня нужно еще повышать политическую активность – поскольку, вопреки красивым словам, малый и средний бизнес власти просто игнорируют. А это не только экономика, это еще и занятость, что в условиях кризисе вещь весьма и весьма немаловажная. Если говорить о конкретных рынках, например, продовольствия, то, как я уже говорил, очень важной вещью является не просто изменение структуры спроса, но и то, что эти изменения будут происходить достаточно быстро и, главное, много раз. И вот тут у малых и средних предприятий будет большое преимущество: крупные организации крайне неповоротливы. Значит, нужно не просто следить за конъюнктурой, нужно все время быть на шаг впереди, чтобы выигрывать в условиях развивающегося кризиса. Резюмируя, хочу добавить, что все перечисленные вопросы неоднозначные и сложные, и в кратком интервью их полностью не раскрыть. 15 февраля 2012 на VII Всероссийском Торговом Форуме эти темы я затрону в своем выступлении и смогу подробно ответить на вопросы поставщиков продовольствия и ритейлеров. Беседовал Станислав Сладковский. Retail.ru Российский потребитель: умирающий «средний класс» и «новые бедные»retail, retailer, retail.ru, михаил хазин, ритейл, потребительский рынок, ВТО
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российский потребитель: умирающий «средний класс» и «новые бедные»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/60739/2017-09-23