Свежая продукция – хлеб, овощи, фрукты – одна из самых востребованных и быстрорастущих категорий продуктов в магазинах у дома, но и одна из самых сложных в операционной работе. Ежедневно ритейлеры вынуждены отслеживать сроки годности, перебирать ФРОВ и избавляться от некондиции. Товары, потерявшие внешний вид или свежесть, ритейлеры нередко просто выкидывают, но им можно найти и другое применение. В 2019 году «Пятёрочка» начала передавать такие продукты фермерам. О том, какие выгоды получает ритейлер и сельхозпроизводители от проекта и как происходит процесс передачи, рассказываем в этом кейсе.
Фермер Елена Овсейчик, Тверская область, Фото: «Пятёрочка»
Проект по передаче фермерам продуктов с исходящим сроком годности и потерявших товарный вид в «Пятёрочке» стартовал в 2019 году. Сегодня он реализуется во всех 75 регионах присутствия ритейлера. За это время компания передала птице- и животноводам более 475 тыс. тонн продуктов. Больше всего в Московской области, где много фермерских хозяйств, – 34 тыс. тонн. За ней следуют Краснодарский край (26 тыс. тонн) и Свердловская область (24,2 тыс. тонн).
«Главная цель проекта – найти применение пригодным для кормления животных продуктам, чтобы они не отправились на мусорные полигоны, – говорит Екатерина Демешко, менеджер направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка». – С нами сотрудничают фермерские хозяйства совершенно разной направленности, их более 7100. Есть приюты для животных и даже зоопарки. Мы работаем с ними через агрегаторов – специальные компании, которые берут на себя весь документооборот. Важное требование заключается в том, что переданная магазинами продукция не должна больше попадать в реализацию. Также фермерам нужно самим приезжать в магазины, поэтому в мегаполисах проект не так популярен – дорога по пробкам занимает слишком много времени. В крупных городах компания ищет другие решения, например, развивает фудшеринг – передачу продуктов нуждающимся гражданам».
В компании отмечают, что инициатива помогает многим фермерам развивать свои хозяйства. Есть даже необычные кейсы. Например, во время пандемии Балахнинский зоопарк «Маленькая страна» в Нижегородской области оказался на грани закрытия, ведь посетителей совсем не было. Списанные из «Пятёрочки» продукты помогли тогда и помогают сейчас кормить экзотических животных, в том числе лемуров, копытных млекопитающих, птиц и других. Каждый год объемы переданной в рамках проекта продукции прирастают в среднем на 18%.
«С точки зрения устойчивого развития выгоды для нас огромны. Те 475 тыс. тонн, которые не уехали на полигон, позволили предотвратить выброс в атмосферу 38 млн куб. м метана. Это существенно снижает углеродный след и в целом сокращает нагрузку на окружающую среду», – говорит Наталия Артемьева, менеджер по экологии, клинингу и санитарии торговой сети «Пятёрочка».
Фото: «Пятёрочка»
Фото: «Пятёрочка»
Как строится работа с фермерами?
Когда «Пятёрочка» выходит в какой-то новый регион, она сразу подключает экологические компании к поиску фермеров для сотрудничества по передаче продуктов. Именно такое объявление экологов два с половиной года назад увидела на «Авито» фермер Елена Овсейчик из Тверской области. Теперь она каждый день объезжает семь магазинов «Пятёрочка» в городе Нелидово и забирает из них от 60 до 100 кг пищевой продукции. Это хорошее подспорье в хозяйстве. Полученные продукты полностью обеспечивают кормом поросят и становятся важной добавкой в рацион коров, коз и кроликов.
Елена Овсейчик всю жизнь прожила в городе и 22 года проработала финансистом. Но когда ждала четвертого ребенка, решила завести козу, чтобы обеспечить дочку молоком. Это было восемь лет назад. Число коз быстро выросло, молоко стали продавать. Покупатели, конечно же, спрашивали коровье молоко, и фермер завела коров. «Когда первых двух коров привезли от заводчиков, я на полном серьезе пыталась выманить корову из коневоза куском хлеба. Представляете степень моей неопытности! Глядя на это, водитель коневоза деликатно спросил: «Это, наверное, ваши первые коровы?» Теперь я знаю, что хлеб коровам давать не стоит, а тогда опыта не было совершенно», – со смехом вспоминает Елена.
Сейчас в ее хозяйстве 22 коровы, 4 быка, 6 телят (и еще 6 отелов впереди), 28 коз, 6 баранов, сарай кроликов – их не считают, 20 кур, несколько уток, старенькая лошадка «на пенсии» и поросята. Фермер делает и продает молоко, кефир, творог, творожную массу, различные творожки с наполнителями (в основном под заказ), йогурт, сыры из козьего и коровьего молока (Елена прошла специальные курсы), свежее и копченое мясо, тушенку, колбасы, мясные чипсы. Елена отмечает, что овощи и фрукты из «Пятёрочки» совершенно необходимы и очень помогают дополнить рацион животных, сделать его более сбалансированным и полезным. А еще она рада, что изменила свою жизнь: собственное хозяйство дает ощущение свободы и уверенности в своих силах.
Фото: «Пятёрочка»
Фото: «Пятёрочка»
Обычно в проект берут всех желающих фермеров, если они проходят проверку службы безопасности и впоследствии не нарушают условий сотрудничества.
Сеть передает основные категории свежей продукции, когда та теряет товарный вид или ее срок годности подходит к концу, – хлебобулочные изделия, фрукты и овощи, молочку.
Процесс происходит так. В рамках ежедневного отбора персонал магазинов убирает с полок товары с исходящим сроком годности, а также фрукты и овощи, которые помялись или изменили цвет. Их взвешивают, списывают и готовят к отгрузке. По специальному графику фермеры приезжают в магазины, предоставляют необходимые документы и доверенности и забирают приготовленную для них продукцию.
Чтобы подключиться к проекту, новым фермерам нужно отправить заявку на электронную почту. В письме необходимо указать регион и приложить фото или видео фермы. После обработки обращения и принятия положительного решения понадобится заключить договор с агрегатором – партнером торговой сети.
Retail.ru