Логистика в ритейле
27 апреля 2018, 15:09 9346 просмотров

Кейсы трех компаний по оптимизации логистики и снижению затрат

Ритейлеры, производители и дистрибьюторы, в условиях новой экономической реальности, стремятся оптимизировать все свои бизнес-процессы, включая логистические. «Перекресток», Coca-Cola HBC Russia и «ПРОТЕК» поделились своим опытом и рассказали, как простые и логичные на первый взгляд решения могут принести реальные выгоды компании. Как сократить расходы за счет уменьшения товарных запасов, заработать миллионы на безопасном вождении и укомплектовать медицинские препараты с разными температурными режимами в один кузов – подробности в трех кейсах.

«Перекресток» сокращает товарные остатки и «борется» с промо

Торговая сеть «Перекресток», входящая X5 Retail Group, с 2014 года приросла на 235 магазинов и на конец 2017 года, управляла 638 супермаркетами в 122 населенных пунктах России. Рост количества магазинов заставляет задуматься об автоматизации некоторых процессов, например, заказов. Так, несколько лет назад, руководство сети заметило, что после еженедельных промо-акций в магазинах оставались большие товарные остатки, которые представляли из себя дополнительный «балласт» как для торговой точки, так и для логистической структуры. И «Перекресток» решил сократить товарные запасы. Как именно?

Около трех лет X5 Retail Group начал внедрение системы JDA Demand Management & Fulfillment (JDA), которая позволяет в автоматическом режиме работать с прогнозированием спроса и пополнением товара. В 2016 году «Перекресток» внедрил эту систему автозаказа для сокращения товарных запасов, которые оставались после еженедельных промо-акций.

Специфика еженедельных промо-акций в том, что нужно регулярно обновлять довольно большой список SKU за короткий промежуток времени, автозаказ же позволяет автоматически генерировать заказ продуктов на основе тренда продаж в первые 2 дня промо-акции. Процесс выглядел примерно так: объем товара, который завозят в магазин для следующей промо-недели, сократили до 30-40% от первоначального 100% объема. На оставшийся товар, через 2 дня после старта промо, срабатывал автозаказ и в течение 5 следующих дней товарные остатки пополнялись автоматически по мере необходимости.

Чтобы система работала стабильно, важно, чтобы товар грузился день-в-день, поэтому, заказ поступал на обработку утром, а вечером его привозили в магазин из распределительного центра (РЦ). Для этого, «Перекресток» поставлял товары первой необходимости, порядка 4-6 тыс. SKU, из региональных складов, а низкооборачиваемый ассортимент пополнялся из федеральных. Сеть в целом сокращает региональные склады: сегодня средняя площадь каждого из них - 13 тыс. кв. м, для сравнения, федеральный РЦ в Софьино – 68 тыс. кв. м. За счет оперативного пополнения остатков, «Перекресток» сократил товарный запас после промо в среднем, вдвое – с 150 млн-180 млн до 60 млн-80 млн единиц товара.

размещай правильно

В 2018 году сеть, отметив предыдущий успешный опыт работы с JDA, начала тиражирование автозаказа на категорию ультрафреш и товары с коротким сроком годности. Для таких категорий, цена имеет ключевое значение. «Бананы за 52 рубля могут «разлететься» очень быстро, а бананы за 61 рубль встанут «колом», были такие случаи», - делится Денис Шульга – директор по логистике торговой сети «Перекресток».

Идеальная картина для сети - отсутствие товарных запасов в подсобном помещении: весь ассортимент представлен на полках магазинов, отмечает специалист. По такой системе работает, к примеру, сеть TESCO в Великобритании. За счет экономии дополнительных площадей, персонала и своевременного пополнения товарных запасов, улучшается сервис и сохраняется свежесть продуктов.

Coca-Cola HBC Russia формирует культуру безопасного вождения

Coca-Cola HBC Russia, входит в группу Coca‑Cola HBC, которая является одним из крупнейших производителей напитков под брендами The Coca Cola Company в мире. Coca‑Cola HBC Russia владеет 10 заводами по производству газированных напитков и соков, 30 дистибуционными центрами и более 100 офисами в России. В 2014 году перед руководством компании встала задача снижения аварийности на дорогах с участием корпоративного транспорта и формирования культуры безопасного вождения. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) вели не только к финансовым потерям и штрафам (один из самых крупных, 300 тыс. рублей, за парковку автомобиля компании на московском газоне), но и репутационным, особенно если в инциденте участвовал брендированный автомобиль. Итак, расскажем, как в компании решали вопросы повышения безопасности движения? безопасное движение

Структура автопарка компании состоит из более 4000 транспортных средств (ТС): легкового, грузового транспорта и погрузчиков. На участок Ивана Попова, регионального менеджера по логистике, который отвечает за Центральный и Северо-западный федеральные округа России, приходится около трети всего автопарка компании – около полутора тысяч ТС, естественно, ДТП при таком количестве автотранспорта – неизбежны. Переломить ситуацию удалось, работая сразу по 3 направлениям:

1. Разработка стандартов, процедур и регламентов пользования корпоративным легковым автотранспортом. К примеру, интересное решение было найдено для сотрудников, которые работают на складских погрузчиках: чтобы убедиться в том, что ремень безопасности при движении был застегнут, черные ремни выкрасили в разные цвета.

2. Введение системы обучения и коммуникации. В компании сделали плакаты, которые пропагандируют безопасное вождение со слоганом «Только у кошки 9 жизней. Соблюдай ПДД», а также изготовили наклейки и выпустили серию видеороликов, которые были призваны повысить уровень безопасности на дорогах. Наклейки расклеили в офисах, коридорах, лифтах и в самих автомобилях, видео транслировали по корпоративному телевидению. «Базовые вещи все и так знают, но, когда ты постоянно о них напоминаешь, они начинают работать на уровне рефлексов», - объясняет Иван Попов.

3. Минимизация аварии, проработка всех случаев, составление рейтингов и мотивации. На 90% своих автомобилей, компания установила интеллектуальную систему помощи водителю MobilEye, которая анализирует, что происходит вокруг машины и сигнализирует о возможных рисках – сокращение дистанции, опасность сближения с объектом, фиксирует разметку, дорожные знаки, движение пешеходов. При этом система сохраняет все нарушения, определяет стиль и уровень вождения, распределяя сотрудников по определенным группам. Каждый уровень градации несет в себе определенные «санкции» для нарушителя: от беседы с сотрудником до конфискации корпоративного транспорта.

mobileye

С 2014 года компании удалось снизить количество аварий более чем в 2 раза, с 6,4 единиц до 2,6 (количество аварий на километр дороги). Помимо этого, в 2016 года Coca‑Cola HBC Russia, в связи со снижением аварийности получила от страховых компаний десятки миллионов рублей, не по итогам года, а в текущем периоде, предоставив необходимые документы. Все процедуры и меры, по словам Ивана Попова, стоили не дорого, к тому же их легко внедрить в любой компании, а покупка и установка гаджетов видео-фиксации окупилась за 1-2 года.

«ПРОТЕК» совершенствует условия поставок за счет концепции «единого кузова»

Группа компаний «ПРОТЕК» - один из крупнейших игроков фармацевтической отрасли, работает сразу в нескольких сегментах – производстве, дистрибуции, рознице лекарственных препаратов. Как дистрибьютор «ПРОТЕК» состоит из 42 филиалов в составе 5 региональных управлений: «Москва», «Центр», «Волга», «Юг», «Восток». В первом полугодии 2017 года, компания занимала долю в 17,9%, от общего рынка фармдистрибьюции в России, данным аналитической компании QuintilesIMS. В связи с тем, что рентабельность фармбизнеса очень низкая, всего 2-3%, это 2-3 млрд рублей в год чистой прибыли, для компании встал вопрос организации транспортировки при одновременном снижении затрат на логистику, ведь на доставку препаратов филиалы компании и 45 тысяч аптек уходит около 1 млрд рублей в год. Усложняло ситуацию наличие более 20 температурных режимов хранения и транспортировки лекарственных средств. Как компания решила поставленную задачу, узнаем ниже.

на колесах

Многие годы в России вопросам хранения и транспортировки медицинских препаратов не уделялось должного внимания, хотя Европе правила надлежащей дистрибьюторской практики существовали давно. Эдуард Марченко, начальник отдела складского хозяйства группы компании «ПРОТЕК», делится, что раньше, в мороз, медицинские препараты перевозились в тентованой машине, и сотрудникам компании приходилось буквально «выдалбливать» товар из замерших контейнеров, чтобы разгрузить ТС. Никакие претензии, при этом, перевозчикам предъявить было нельзя, они действовали в рамках закона. И вот, в 2017 году, в России вступил в силу Приказ Минздрава РФ № 646н от 31.08.2016 "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения", который, в том числе, регламентирует соблюдение более 20 различных температурных режимов.

В ходе поиска оптимального, для такой большой компании, решения по транспортировке медикаментов, «ПРОТЕК» заметил, что все многообразие температур, укладывается в 3 основных диапазона, согласующихся с Государственной Фармакопеей: +2…+8ᵒС, +8…+15ᵒС, +15…+25ᵒС. В течение нескольких лет компания разрабатывала концепцию «единого кузова», согласно которой товары должны транспортироваться в одной машине, несмотря на разные температурные режимы. Так родились «многопоставочные» и «однопоставочные» режимы транспортировки.

«Многопоставочный» режим – это поставка, которая формируется по определенным группам температурных режимов и осуществляется практически ежедневно. К примеру, если в кузове поддерживается температура +2+8ᵒС, то в нем едут товары температурных групп +2+8ᵒС, +2+15ᵒС, +2+25ᵒС. А если общий температурный режим +2+30ᵒС, а такого ассортимента около 30% от всех лекарственных средств, то в одном кузове поедут товары групп +2+25ᵒС, +15+25ᵒС.

«Однопоставочный» режим – это поставка за счет объединения всех температурных режимов в одном кузове, осуществляется, в среднем, один раз в неделю, как правило на дальние расстояния. Минусы такой поставки - использование дополнительных средств поддержания температурного режима, термо-контейнеров, которые стоят не дешево, около 6-7 тыс. за штуку, а выдерживают всего несколько поездок, затем приходится закупать новые. Такой вид поставок компания планирует постепенно сокращать, поскольку укрупняет логистические центры, закрывая небольшие филиалы в регионах.

Что касается аптечной доставки, то здесь используется та же самая концепция «одного кузова», где поддерживается постоянная температура +15…+25ᵒС, а режимы +8…+15ᵒС и +2…+8ᵒС соблюдаются благодаря термоконтейнерам.

Каждое ТС оснащено средствами поддержания и контроля температурных режимов. По словам Эдуарда Марченко, сотрудники компании освоили целую науку о том, как должна выглядеть тепловая поставка: как распределяются тепловые потоки, куда в машине поставить датчик, а куда тепловую «пушку». На переоснащение одного ТС уходит порядка 300-400 тыс. рублей – климатическое и отопительное оборудование, бесшовная термоизоляция, дополнительное освещение и т.д. Но так как «ПРОТЕК» почти не имеет своего транспорта, основные инвестиции понесли перевозчики, которые в свою очередь отразили затраты в своих тарифах для компании. По материалам РБК Конференции «Логистика 2018. Инвестиции и эффективность»

Яна Морозова, специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: Логистика в ритейле
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
1097
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
554
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
1988
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2304
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2435
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2893

«Перекресток» сокращает товарные остатки и «борется» с промо

Торговая сеть «Перекресток», входящая X5 Retail Group, с 2014 года приросла на 235 магазинов и на конец 2017 года, управляла 638 супермаркетами в 122 населенных пунктах России. Рост количества магазинов заставляет задуматься об автоматизации некоторых процессов, например, заказов. Так, несколько лет назад, руководство сети заметило, что после еженедельных промо-акций в магазинах оставались большие товарные остатки, которые представляли из себя дополнительный «балласт» как для торговой точки, так и для логистической структуры. И «Перекресток» решил сократить товарные запасы. Как именно?

Около трех лет X5 Retail Group начал внедрение системы JDA Demand Management & Fulfillment (JDA), которая позволяет в автоматическом режиме работать с прогнозированием спроса и пополнением товара. В 2016 году «Перекресток» внедрил эту систему автозаказа для сокращения товарных запасов, которые оставались после еженедельных промо-акций.

Специфика еженедельных промо-акций в том, что нужно регулярно обновлять довольно большой список SKU за короткий промежуток времени, автозаказ же позволяет автоматически генерировать заказ продуктов на основе тренда продаж в первые 2 дня промо-акции. Процесс выглядел примерно так: объем товара, который завозят в магазин для следующей промо-недели, сократили до 30-40% от первоначального 100% объема. На оставшийся товар, через 2 дня после старта промо, срабатывал автозаказ и в течение 5 следующих дней товарные остатки пополнялись автоматически по мере необходимости.

Чтобы система работала стабильно, важно, чтобы товар грузился день-в-день, поэтому, заказ поступал на обработку утром, а вечером его привозили в магазин из распределительного центра (РЦ). Для этого, «Перекресток» поставлял товары первой необходимости, порядка 4-6 тыс. SKU, из региональных складов, а низкооборачиваемый ассортимент пополнялся из федеральных. Сеть в целом сокращает региональные склады: сегодня средняя площадь каждого из них - 13 тыс. кв. м, для сравнения, федеральный РЦ в Софьино – 68 тыс. кв. м. За счет оперативного пополнения остатков, «Перекресток» сократил товарный запас после промо в среднем, вдвое – с 150 млн-180 млн до 60 млн-80 млн единиц товара.

размещай правильно

В 2018 году сеть, отметив предыдущий успешный опыт работы с JDA, начала тиражирование автозаказа на категорию ультрафреш и товары с коротким сроком годности. Для таких категорий, цена имеет ключевое значение. «Бананы за 52 рубля могут «разлететься» очень быстро, а бананы за 61 рубль встанут «колом», были такие случаи», - делится Денис Шульга – директор по логистике торговой сети «Перекресток».

Идеальная картина для сети - отсутствие товарных запасов в подсобном помещении: весь ассортимент представлен на полках магазинов, отмечает специалист. По такой системе работает, к примеру, сеть TESCO в Великобритании. За счет экономии дополнительных площадей, персонала и своевременного пополнения товарных запасов, улучшается сервис и сохраняется свежесть продуктов.

Coca-Cola HBC Russia формирует культуру безопасного вождения

Coca-Cola HBC Russia, входит в группу Coca‑Cola HBC, которая является одним из крупнейших производителей напитков под брендами The Coca Cola Company в мире. Coca‑Cola HBC Russia владеет 10 заводами по производству газированных напитков и соков, 30 дистибуционными центрами и более 100 офисами в России. В 2014 году перед руководством компании встала задача снижения аварийности на дорогах с участием корпоративного транспорта и формирования культуры безопасного вождения. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) вели не только к финансовым потерям и штрафам (один из самых крупных, 300 тыс. рублей, за парковку автомобиля компании на московском газоне), но и репутационным, особенно если в инциденте участвовал брендированный автомобиль. Итак, расскажем, как в компании решали вопросы повышения безопасности движения? безопасное движение

Структура автопарка компании состоит из более 4000 транспортных средств (ТС): легкового, грузового транспорта и погрузчиков. На участок Ивана Попова, регионального менеджера по логистике, который отвечает за Центральный и Северо-западный федеральные округа России, приходится около трети всего автопарка компании – около полутора тысяч ТС, естественно, ДТП при таком количестве автотранспорта – неизбежны. Переломить ситуацию удалось, работая сразу по 3 направлениям:

1. Разработка стандартов, процедур и регламентов пользования корпоративным легковым автотранспортом. К примеру, интересное решение было найдено для сотрудников, которые работают на складских погрузчиках: чтобы убедиться в том, что ремень безопасности при движении был застегнут, черные ремни выкрасили в разные цвета.

2. Введение системы обучения и коммуникации. В компании сделали плакаты, которые пропагандируют безопасное вождение со слоганом «Только у кошки 9 жизней. Соблюдай ПДД», а также изготовили наклейки и выпустили серию видеороликов, которые были призваны повысить уровень безопасности на дорогах. Наклейки расклеили в офисах, коридорах, лифтах и в самих автомобилях, видео транслировали по корпоративному телевидению. «Базовые вещи все и так знают, но, когда ты постоянно о них напоминаешь, они начинают работать на уровне рефлексов», - объясняет Иван Попов.

3. Минимизация аварии, проработка всех случаев, составление рейтингов и мотивации. На 90% своих автомобилей, компания установила интеллектуальную систему помощи водителю MobilEye, которая анализирует, что происходит вокруг машины и сигнализирует о возможных рисках – сокращение дистанции, опасность сближения с объектом, фиксирует разметку, дорожные знаки, движение пешеходов. При этом система сохраняет все нарушения, определяет стиль и уровень вождения, распределяя сотрудников по определенным группам. Каждый уровень градации несет в себе определенные «санкции» для нарушителя: от беседы с сотрудником до конфискации корпоративного транспорта.

mobileye

С 2014 года компании удалось снизить количество аварий более чем в 2 раза, с 6,4 единиц до 2,6 (количество аварий на километр дороги). Помимо этого, в 2016 года Coca‑Cola HBC Russia, в связи со снижением аварийности получила от страховых компаний десятки миллионов рублей, не по итогам года, а в текущем периоде, предоставив необходимые документы. Все процедуры и меры, по словам Ивана Попова, стоили не дорого, к тому же их легко внедрить в любой компании, а покупка и установка гаджетов видео-фиксации окупилась за 1-2 года.

«ПРОТЕК» совершенствует условия поставок за счет концепции «единого кузова»

Группа компаний «ПРОТЕК» - один из крупнейших игроков фармацевтической отрасли, работает сразу в нескольких сегментах – производстве, дистрибуции, рознице лекарственных препаратов. Как дистрибьютор «ПРОТЕК» состоит из 42 филиалов в составе 5 региональных управлений: «Москва», «Центр», «Волга», «Юг», «Восток». В первом полугодии 2017 года, компания занимала долю в 17,9%, от общего рынка фармдистрибьюции в России, данным аналитической компании QuintilesIMS. В связи с тем, что рентабельность фармбизнеса очень низкая, всего 2-3%, это 2-3 млрд рублей в год чистой прибыли, для компании встал вопрос организации транспортировки при одновременном снижении затрат на логистику, ведь на доставку препаратов филиалы компании и 45 тысяч аптек уходит около 1 млрд рублей в год. Усложняло ситуацию наличие более 20 температурных режимов хранения и транспортировки лекарственных средств. Как компания решила поставленную задачу, узнаем ниже.

на колесах

Многие годы в России вопросам хранения и транспортировки медицинских препаратов не уделялось должного внимания, хотя Европе правила надлежащей дистрибьюторской практики существовали давно. Эдуард Марченко, начальник отдела складского хозяйства группы компании «ПРОТЕК», делится, что раньше, в мороз, медицинские препараты перевозились в тентованой машине, и сотрудникам компании приходилось буквально «выдалбливать» товар из замерших контейнеров, чтобы разгрузить ТС. Никакие претензии, при этом, перевозчикам предъявить было нельзя, они действовали в рамках закона. И вот, в 2017 году, в России вступил в силу Приказ Минздрава РФ № 646н от 31.08.2016 "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения", который, в том числе, регламентирует соблюдение более 20 различных температурных режимов.

В ходе поиска оптимального, для такой большой компании, решения по транспортировке медикаментов, «ПРОТЕК» заметил, что все многообразие температур, укладывается в 3 основных диапазона, согласующихся с Государственной Фармакопеей: +2…+8ᵒС, +8…+15ᵒС, +15…+25ᵒС. В течение нескольких лет компания разрабатывала концепцию «единого кузова», согласно которой товары должны транспортироваться в одной машине, несмотря на разные температурные режимы. Так родились «многопоставочные» и «однопоставочные» режимы транспортировки.

«Многопоставочный» режим – это поставка, которая формируется по определенным группам температурных режимов и осуществляется практически ежедневно. К примеру, если в кузове поддерживается температура +2+8ᵒС, то в нем едут товары температурных групп +2+8ᵒС, +2+15ᵒС, +2+25ᵒС. А если общий температурный режим +2+30ᵒС, а такого ассортимента около 30% от всех лекарственных средств, то в одном кузове поедут товары групп +2+25ᵒС, +15+25ᵒС.

«Однопоставочный» режим – это поставка за счет объединения всех температурных режимов в одном кузове, осуществляется, в среднем, один раз в неделю, как правило на дальние расстояния. Минусы такой поставки - использование дополнительных средств поддержания температурного режима, термо-контейнеров, которые стоят не дешево, около 6-7 тыс. за штуку, а выдерживают всего несколько поездок, затем приходится закупать новые. Такой вид поставок компания планирует постепенно сокращать, поскольку укрупняет логистические центры, закрывая небольшие филиалы в регионах.

Что касается аптечной доставки, то здесь используется та же самая концепция «одного кузова», где поддерживается постоянная температура +15…+25ᵒС, а режимы +8…+15ᵒС и +2…+8ᵒС соблюдаются благодаря термоконтейнерам.

Каждое ТС оснащено средствами поддержания и контроля температурных режимов. По словам Эдуарда Марченко, сотрудники компании освоили целую науку о том, как должна выглядеть тепловая поставка: как распределяются тепловые потоки, куда в машине поставить датчик, а куда тепловую «пушку». На переоснащение одного ТС уходит порядка 300-400 тыс. рублей – климатическое и отопительное оборудование, бесшовная термоизоляция, дополнительное освещение и т.д. Но так как «ПРОТЕК» почти не имеет своего транспорта, основные инвестиции понесли перевозчики, которые в свою очередь отразили затраты в своих тарифах для компании. По материалам РБК Конференции «Логистика 2018. Инвестиции и эффективность»

Яна Морозова, специально для Retail.ru

Кейсы трех компаний по оптимизации логистики и снижению затратлогистика, кейс, транспорт
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Кейсы трех компаний по оптимизации логистики и снижению затрат
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/keysy-trekh-kompaniy-po-optimizatsii-logistiki-i-snizheniyu-zatrat/2019-12-09

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052