Баннер ФЗ-54
7 февраля 2017, 21:32 3805 просмотров

Российская косметика на экспорт

Пока в правительстве и институтах развития вырабатывают различные стратегии розничного экспорта из России, в том числе с помощью универсальных инструментов, таких как международные онлайн-платформы, уже сегодня российские компании демонстрируют ряд успешных кейсов, когда российский бренд становится глобальным – причем без особых вложений в рекламу или технологии.
Российская косметика, по мнению Михаила Мамонова из Российского экспортного центра (РЭЦ) – одна из наиболее востребованных сегодня товарных категорий для розничного экспорта, наряду с продуктами питания, детскими товарами, крафто-сувенирной и ювелирной продукцией, а также одеждой. Неудивительно, что именно косметические российские бренды демонстрируют сегодня, пожалуй, самые удачные примеры «зарубежного рынка»

стенд NS в Париже в Monoprix

От «сибирских сувениров» – к экспортной стратегии

Российский производитель органической косметики Natura Siberica попал на международный рынок также «органическим» путем. Как вспоминают в самой компании, сама идея о зарубежной экспансии появилась в результате анализа структуры поисковых запросов на официальном сайте компании. Рост числа запросов иностранных пользователей говорил о существенном интересе со стороны иностранцев, вероятно, это были люди, которые привозили в свои страны продукцию Natura Siberica как подарок из России.

Первые практические шаги по выходу на зарубежные рынки были предприняты в 2012 году: тогда в компании решили принять участие в международной выставке Cosmoprof в Болонье. Там и случились первые продажи российской косметики – в магазины Греции и Испании.

Модель выхода на зарубежные рынки через дистрибьюторов принесла свои плоды. В данный момент Natura Siberica продается в 45 странах мира: от Южной Америки до Австралии. Из последних по времени рынков, куда попала российская косметика этой марки, стоит отметить Болгарию и Бельгию.

В большинстве стран продажи Natura Siberica ведутся через различные торговые сети, причем как специализированные косметические (такие, как DI Beauty & Care в Бельгии), так и мультикатегорийные массовые торговые сети (Monoprix во Франции, Whole Foods в Англии, Esselunga в Италии). Интересно, что в Англии Natura Siberica  стала вообще первым брендом из России, который попал на реализацию в знаменитый лондонский универмаг Harrods.

Зарубежная розница мультиканальна, поэтому продажи российской марки идут и в офлайне, и в онлайне. По данным самой компании, наиболее высока доля интернет-продаж продукции Natura Siberica в Польше, Испании и Австралии. Как полагают специалисты производителя, онлайн как канал популярнее именно в тех странах, где о российском бренде уже неплохо знают по офлайновому опыту: ведь косметика – специфический товар, потребителю при первоначальном знакомстве всегда требуется его попробовать «вживую», понюхать, нанести и пр.

витрина Monoprix в Париже

Помимо продаж через дистрибуторов, у Natura Siberica есть и собственные зарубежные розничные точки, которые играют в том числе и роль в брендинге – достаточно посмотреть на их оформление. Первый собственный магазин за пределами России открылся в 2014 году в Японии – по предложению японского дистрибьютора, который разглядел потенциал марки. Сегодня собственные магазины компании расположены в 6 странах: два в Азии (в Японии и Гонконге) и пять в Европе (в Дании, Сербии, Испании и Эстонии).

Позиционирование российского бренда за рубежом: нейминг, адаптация линейки, продвижение

Успех зарубежной экспансии Natura Siberica, полагают эксперты, во многом объясняется удачным позиционированием бренда, который эксплуатирует не только «русское происхождение» продукции. В самой компании говорят, что расширяясь за рубеж, Natura Siberica старалась формировать именно международный бренд органической косметики с растениями из разных стран, (разумеется, миксуя их с экстрактами сибирских дикороссов с органик-ферм в Хакасии, на Сахалине и Камчатке).

Таким образом, компания продает за рубежом не только «сибирскую экзотику», но и косметические средства с компонентами, знакомые покупателям той или иной страны, отмечают в Natura Siberica. Сейчас у производителя несколько таких «международных» серий: это NS & Alladale – серия, созданная с экстрактом шотландского чертополоха из заповедника «Алладель», Faroe Islands (экстракт водорослей с Фарерских островов), Saaremaa (экстракт дикой морошки с острова Сааремаа в Эстонии).

Скраб из созданной в честь открытия магазина в Дании магазина

При всем этом представители компании говорят, что в целом как такового специального нейминга для вывода существующих линеек косметических продуктов за рубеж не потребовалось. Так, запустив в Европе культовую для России «облепиховую» серию, в компании решили сохранить русское название неизвестной для многих европейцев дикой ягоды. Серия в Европе называется Oblepikha Siberica, а уже сзади на упаковке дается детальное разъяснение, что это за ягода.

Что касается адаптации продуктового ряда, то есть среди зарубежных рынков и страны, где Natura Siberica создавала отдельные welcome-серии. Так, в Латвии, Эстонии и Литве производитель вывел отдельные серии «Natura Siberica loves…» (Latvia / Estonia / Lithuania) – отдельно под каждую страну.

Также, специально для некоторых зарубежных стран, Natura Siberica расширяла свой продуктовый ряд (так, например, было с продуктами мужской серии в странах Западной Европы, где потребители хотели больше мужских продуктов, при этом новые продукты из этой серии в России не представлены).

Однако специфика продаж на европейском рынке продиктовала компании ряд «политических» изменений и в существующих сериях косметики. Например, популярную в России, Японии и Китае серию с пантами оленей из премиальной линейки Fresh Spa by Natura Siberica в Европе (вероятно, из-за опасений протестов экологических активистов) заменили для экспорта на водоросли.

магазин NS в Копенгагене

Есть в ассортименте компании и серии, которые принципиально не выводят на зарубежные рынки по маркетинговым соображениям. Таковы, например, серия «NS by Alena Akhmadullina», созданная совместно с дизайнером Аленой Ахмадуллиной, которая не так известна за рубежом, как в России, и эконом-линейка Natura Kamchatka, которая создавалась специально как «антикризисная» серия для российского рынка.

В компании подчеркивают, что маркетинговая стратегия на всех рынках присутствия – что в России, что за рубежом, приблизительно одинакова. Продвижение товара подразумевает везде почти полное отсутствие рекламных бюджетов – компания ставит на само качество продукта (т.е. на личные рекомендации пользователей) и на его упаковку. На ключевых зарубежных рынках также запущены несколько PR-кампаний.

Зарубежные продажи: итоги и планы. Онлайн-магазин Natura Siberica – уже скоро?

Доля зарубежных продаж в общей прибыли Natura Siberica составляет 15%, что выглядит более чем внушительно. В 2016 году продажи Natura Siberica за пределами России в объемном выражении увеличились в 3,5 раза по сравнению с 2015 годом. Максимально широкий ассортимент у Natura Siberica за рубежом в странах Прибалтики, а также в странах, где работают фирменные магазины (Испания, Дания, Эстония, Гонконг, Япония, Белград). Кроме того, большое количество SKU представлено в торговых сетях Греции, Польши и др.

Во Франции российскому косметическому бренду также удалось достичь весьма впечатляющих результатов: за год продаж в 209 точках крупнейшей французской розничной сети Monoprix Natura Siberica смогла увеличить количество своих SKU в два раза (с 45 до 80). При этом российский бренд вошел по продажам в ТОП-15 самых продаваемых косметических брендов этого ритейлера, обойдя в рейтинге более двухста других брендов, включая таких мощных глобальных конкурентов, как Head & Shoulders и даже несколько торговых марок Loreal.

Зарубежное направление, говорят в Natura Siberica, не является чем-то отдельным для компании, напротив анализ спроса в ряде зарубежных стран приводит к созданию новых глобальных серий. Так, в настоящее время российский производитель готовит к запуску серию своих солнцезащитных средств. Данная серия будет продаваться везде, в том числе и в России, но первоначально решение о ее создании было продиктовано именно потребительским спросом в Австралии и Испании, рассказали в Natura Siberica.

Магазин в Японии

Что касается планов развития вне России, то Natura Siberica, как подчеркивают в самой компании, по-прежнему находится в поиске диких мест с редкими травами, где производитель сможет организовать их промышленный сбор и установить свои экстракторы. Пока в ближайших планах компании – Румыния, Патагония и Аляска. На этот год запланировано и начало продаж российской органик-косметики в Аргентине. Кроме этого, как стало известно Retail.ru, в этом году Natura Siberica планирует открыть и свой первый официальный «глобальный» интернет-магазин, доставка из которого будет международной. Как сообщается, международный запуск будет проходить в 4 этапа, с постепенным расширением списка охваченных стран. На первом этапе (после России) присоединятся страны Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия). Страны второй очереди – это Прибалтика и Скандинавия. Затем будет организована доставка в Центральную Европу, и следом – в Западную Европу. «Анализируя трафик на официальном сайте naturasiberica.ru мы уже сегодня видим большой интерес со стороны стран Западной Европы: весьма существенная часть трафика к нам приходит из Франции и Нидерландов» – подчеркивают в компании.

htmlimage.jpg

Natura Siberica

Natura Siberica — российская компания-производитель органической косметики. Позиционирует себя как «первый российский бренд органической и натуральной косметики, в основе которой лежат редкие свойства диких трав Сибири и растений из других нетронутых северных регионов мира». Компания обладает собственными лабораториями, в которой изучает лекарственные свойства дикорастущих растений для создания косметических средств экспортного уровня. Все травы, используемые в продуктах Natura Siberica, как сообщается на официальном сайте компании, выращиваются на собственных сертифицированных органических фермах, расположенных в Хакасии, на Камчатке и на Сахалине, или собираются вручную в дикой природе с соблюдением строгих норм Wild Harvesting.

На сегодняшний день продукция Natura Siberica представлена в нескольких сотнях российских городов (включая сеть из 33 собственных монобрендовых бутиков), и на 45 международных рынках (Италия, Бельгия, Греция, Австралия, Испания, Польша, Словения, Эстония, Чехия, Казахстан и др.). Собственные флагманы Natura Siberica работают в Копенгагене, Барселоне (2 магазина), Токио, Белграде, Таллине и Гонконге. В Великобритании продукция бренда представлена в сети Whole Foods и в универмаге Harrods, во Франции в сети магазинов Monoprix и Monop’ Beauty, в Италии — в крупной сети Esselunga (85 магазинов), в Бельгии и Люксембурге в 120 магазинах сети DI Beauty & Care. Natura Siberica — первый российский косметический бренд, чья продукция одобрена ведущими международными сертифицирующими органами натуральной и органической косметики (BDIH, Ecocert,ICEA, SOIL Association и др.). Ферма компании в Хакасии получила сертификат европейского био-стандарта ЕU 834/07, подтвердив статус самого крупного органического хозяйства в Евразии.

Дмитрий Середа, специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: Магазиностроение, Марка. Брэнд. PrivateLabel
Поделиться публикацией:
Wi-Fi-аналитика ищет «зоны притяжения» покупателей
163
Фоторепортаж с производства косметической компании
364
Анна Образцова, коммерческий директор ADG group, о...
2399
Олег Еремин, генеральный директор ЗАО «АСД-ИМЭКС»
1925
Уровень обслуживания повысился, расходы сократилис...
1514
Российская косметика, по мнению Михаила Мамонова из Российского экспортного центра (РЭЦ) – одна из наиболее востребованных сегодня товарных категорий для розничного экспорта, наряду с продуктами питания, детскими товарами, крафто-сувенирной и ювелирной продукцией, а также одеждой. Неудивительно, что именно косметические российские бренды демонстрируют сегодня, пожалуй, самые удачные примеры «зарубежного рынка»

стенд NS в Париже в Monoprix

От «сибирских сувениров» – к экспортной стратегии

Российский производитель органической косметики Natura Siberica попал на международный рынок также «органическим» путем. Как вспоминают в самой компании, сама идея о зарубежной экспансии появилась в результате анализа структуры поисковых запросов на официальном сайте компании. Рост числа запросов иностранных пользователей говорил о существенном интересе со стороны иностранцев, вероятно, это были люди, которые привозили в свои страны продукцию Natura Siberica как подарок из России.

Первые практические шаги по выходу на зарубежные рынки были предприняты в 2012 году: тогда в компании решили принять участие в международной выставке Cosmoprof в Болонье. Там и случились первые продажи российской косметики – в магазины Греции и Испании.

Модель выхода на зарубежные рынки через дистрибьюторов принесла свои плоды. В данный момент Natura Siberica продается в 45 странах мира: от Южной Америки до Австралии. Из последних по времени рынков, куда попала российская косметика этой марки, стоит отметить Болгарию и Бельгию.

В большинстве стран продажи Natura Siberica ведутся через различные торговые сети, причем как специализированные косметические (такие, как DI Beauty & Care в Бельгии), так и мультикатегорийные массовые торговые сети (Monoprix во Франции, Whole Foods в Англии, Esselunga в Италии). Интересно, что в Англии Natura Siberica  стала вообще первым брендом из России, который попал на реализацию в знаменитый лондонский универмаг Harrods.

Зарубежная розница мультиканальна, поэтому продажи российской марки идут и в офлайне, и в онлайне. По данным самой компании, наиболее высока доля интернет-продаж продукции Natura Siberica в Польше, Испании и Австралии. Как полагают специалисты производителя, онлайн как канал популярнее именно в тех странах, где о российском бренде уже неплохо знают по офлайновому опыту: ведь косметика – специфический товар, потребителю при первоначальном знакомстве всегда требуется его попробовать «вживую», понюхать, нанести и пр.

витрина Monoprix в Париже

Помимо продаж через дистрибуторов, у Natura Siberica есть и собственные зарубежные розничные точки, которые играют в том числе и роль в брендинге – достаточно посмотреть на их оформление. Первый собственный магазин за пределами России открылся в 2014 году в Японии – по предложению японского дистрибьютора, который разглядел потенциал марки. Сегодня собственные магазины компании расположены в 6 странах: два в Азии (в Японии и Гонконге) и пять в Европе (в Дании, Сербии, Испании и Эстонии).

Позиционирование российского бренда за рубежом: нейминг, адаптация линейки, продвижение

Успех зарубежной экспансии Natura Siberica, полагают эксперты, во многом объясняется удачным позиционированием бренда, который эксплуатирует не только «русское происхождение» продукции. В самой компании говорят, что расширяясь за рубеж, Natura Siberica старалась формировать именно международный бренд органической косметики с растениями из разных стран, (разумеется, миксуя их с экстрактами сибирских дикороссов с органик-ферм в Хакасии, на Сахалине и Камчатке).

Таким образом, компания продает за рубежом не только «сибирскую экзотику», но и косметические средства с компонентами, знакомые покупателям той или иной страны, отмечают в Natura Siberica. Сейчас у производителя несколько таких «международных» серий: это NS & Alladale – серия, созданная с экстрактом шотландского чертополоха из заповедника «Алладель», Faroe Islands (экстракт водорослей с Фарерских островов), Saaremaa (экстракт дикой морошки с острова Сааремаа в Эстонии).

Скраб из созданной в честь открытия магазина в Дании магазина

При всем этом представители компании говорят, что в целом как такового специального нейминга для вывода существующих линеек косметических продуктов за рубеж не потребовалось. Так, запустив в Европе культовую для России «облепиховую» серию, в компании решили сохранить русское название неизвестной для многих европейцев дикой ягоды. Серия в Европе называется Oblepikha Siberica, а уже сзади на упаковке дается детальное разъяснение, что это за ягода.

Что касается адаптации продуктового ряда, то есть среди зарубежных рынков и страны, где Natura Siberica создавала отдельные welcome-серии. Так, в Латвии, Эстонии и Литве производитель вывел отдельные серии «Natura Siberica loves…» (Latvia / Estonia / Lithuania) – отдельно под каждую страну.

Также, специально для некоторых зарубежных стран, Natura Siberica расширяла свой продуктовый ряд (так, например, было с продуктами мужской серии в странах Западной Европы, где потребители хотели больше мужских продуктов, при этом новые продукты из этой серии в России не представлены).

Однако специфика продаж на европейском рынке продиктовала компании ряд «политических» изменений и в существующих сериях косметики. Например, популярную в России, Японии и Китае серию с пантами оленей из премиальной линейки Fresh Spa by Natura Siberica в Европе (вероятно, из-за опасений протестов экологических активистов) заменили для экспорта на водоросли.

магазин NS в Копенгагене

Есть в ассортименте компании и серии, которые принципиально не выводят на зарубежные рынки по маркетинговым соображениям. Таковы, например, серия «NS by Alena Akhmadullina», созданная совместно с дизайнером Аленой Ахмадуллиной, которая не так известна за рубежом, как в России, и эконом-линейка Natura Kamchatka, которая создавалась специально как «антикризисная» серия для российского рынка.

В компании подчеркивают, что маркетинговая стратегия на всех рынках присутствия – что в России, что за рубежом, приблизительно одинакова. Продвижение товара подразумевает везде почти полное отсутствие рекламных бюджетов – компания ставит на само качество продукта (т.е. на личные рекомендации пользователей) и на его упаковку. На ключевых зарубежных рынках также запущены несколько PR-кампаний.

Зарубежные продажи: итоги и планы. Онлайн-магазин Natura Siberica – уже скоро?

Доля зарубежных продаж в общей прибыли Natura Siberica составляет 15%, что выглядит более чем внушительно. В 2016 году продажи Natura Siberica за пределами России в объемном выражении увеличились в 3,5 раза по сравнению с 2015 годом. Максимально широкий ассортимент у Natura Siberica за рубежом в странах Прибалтики, а также в странах, где работают фирменные магазины (Испания, Дания, Эстония, Гонконг, Япония, Белград). Кроме того, большое количество SKU представлено в торговых сетях Греции, Польши и др.

Во Франции российскому косметическому бренду также удалось достичь весьма впечатляющих результатов: за год продаж в 209 точках крупнейшей французской розничной сети Monoprix Natura Siberica смогла увеличить количество своих SKU в два раза (с 45 до 80). При этом российский бренд вошел по продажам в ТОП-15 самых продаваемых косметических брендов этого ритейлера, обойдя в рейтинге более двухста других брендов, включая таких мощных глобальных конкурентов, как Head & Shoulders и даже несколько торговых марок Loreal.

Зарубежное направление, говорят в Natura Siberica, не является чем-то отдельным для компании, напротив анализ спроса в ряде зарубежных стран приводит к созданию новых глобальных серий. Так, в настоящее время российский производитель готовит к запуску серию своих солнцезащитных средств. Данная серия будет продаваться везде, в том числе и в России, но первоначально решение о ее создании было продиктовано именно потребительским спросом в Австралии и Испании, рассказали в Natura Siberica.

Магазин в Японии

Что касается планов развития вне России, то Natura Siberica, как подчеркивают в самой компании, по-прежнему находится в поиске диких мест с редкими травами, где производитель сможет организовать их промышленный сбор и установить свои экстракторы. Пока в ближайших планах компании – Румыния, Патагония и Аляска. На этот год запланировано и начало продаж российской органик-косметики в Аргентине. Кроме этого, как стало известно Retail.ru, в этом году Natura Siberica планирует открыть и свой первый официальный «глобальный» интернет-магазин, доставка из которого будет международной. Как сообщается, международный запуск будет проходить в 4 этапа, с постепенным расширением списка охваченных стран. На первом этапе (после России) присоединятся страны Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия). Страны второй очереди – это Прибалтика и Скандинавия. Затем будет организована доставка в Центральную Европу, и следом – в Западную Европу. «Анализируя трафик на официальном сайте naturasiberica.ru мы уже сегодня видим большой интерес со стороны стран Западной Европы: весьма существенная часть трафика к нам приходит из Франции и Нидерландов» – подчеркивают в компании.

htmlimage.jpg

Natura Siberica

Natura Siberica — российская компания-производитель органической косметики. Позиционирует себя как «первый российский бренд органической и натуральной косметики, в основе которой лежат редкие свойства диких трав Сибири и растений из других нетронутых северных регионов мира». Компания обладает собственными лабораториями, в которой изучает лекарственные свойства дикорастущих растений для создания косметических средств экспортного уровня. Все травы, используемые в продуктах Natura Siberica, как сообщается на официальном сайте компании, выращиваются на собственных сертифицированных органических фермах, расположенных в Хакасии, на Камчатке и на Сахалине, или собираются вручную в дикой природе с соблюдением строгих норм Wild Harvesting.

На сегодняшний день продукция Natura Siberica представлена в нескольких сотнях российских городов (включая сеть из 33 собственных монобрендовых бутиков), и на 45 международных рынках (Италия, Бельгия, Греция, Австралия, Испания, Польша, Словения, Эстония, Чехия, Казахстан и др.). Собственные флагманы Natura Siberica работают в Копенгагене, Барселоне (2 магазина), Токио, Белграде, Таллине и Гонконге. В Великобритании продукция бренда представлена в сети Whole Foods и в универмаге Harrods, во Франции в сети магазинов Monoprix и Monop’ Beauty, в Италии — в крупной сети Esselunga (85 магазинов), в Бельгии и Люксембурге в 120 магазинах сети DI Beauty & Care. Natura Siberica — первый российский косметический бренд, чья продукция одобрена ведущими международными сертифицирующими органами натуральной и органической косметики (BDIH, Ecocert,ICEA, SOIL Association и др.). Ферма компании в Хакасии получила сертификат европейского био-стандарта ЕU 834/07, подтвердив статус самого крупного органического хозяйства в Евразии.

Дмитрий Середа, специально для Retail.ru

Российская косметика на экспортNatura Siberica, российский бренд, косметика, Oblepikha Siberica, Siberica
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Российская косметика на экспорт
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/cases/140953/2017-06-24