Законодательство в торговле
Госрегулирование
13 июля 2018, 00:00 7008 просмотров

Стратегии производителей: какую выбрать в зависимости от рыночной ситуации и позиции компании

Сергей Илюха Сергей Илюха, бизнес-консультант, генеральный директор Консалтингового агентства «Лига Коммерсантов», автор книги «Арифметика категорийного менеджмента», «Успешный путь в торговую сеть в вопросах и ответах или 15 советов поставщику».

В который раз хочу вернуться к вопросу, чем же выгодней заниматься производителю продуктов питания. По большому счету варианта три:

  • Производить продукты под собственными брендами и заниматься их продвижением и дистрибьюцией.
  • Начать контрактное производство и выпускать продукцию под частными марками розничных сетей и крупных дистрибьюторов.
  • Заняться экспортом.

Мое отношение к экспорту продуктов глубокой переработки достаточно сложное… Если по экспорту, допустим, пшеницы, мы «впереди планеты всей», то я не могу привести в пример ни одного крупного производителя, у которого доля экспорта в сбыте превышает хотя бы 10 %.

Причин много, главная из которых — невозможность качественно контролировать каналы сбыта.

Аналогичные проблемы мы наблюдаем и при выпуске частных марок. После производства продукции производитель практически не имеет возможности влиять на уровень продаж. И хотя ритейлеры, заказывающие товары под частными марками, предварительно согласуют объемы, при низком уровне продаж повторных заказов может и не быть.

Спасением было развитие собственных брендов производителя. Всегда можно было на более или менее выгодных условиях договориться с розничными сетями о ценах поставки и промо плане и начинать завоевание рынка. Но государство активно регулирует взаимоотношения производителей и розничных сетей. Сначала первая, а затем и вторая редакция ФЗ 381, который иногда просто называют Законом о торговле сильно осложнила жизнь и тем, и другим. Механизмы взаимодействия остались теми же, а вот правила ужесточились.

Непонимание этих правил как производителем, так и ритейлером, может привести к серьезным претензиям со стороны Федеральной антимонопольной службы и других контролирующих органов.

Что же происходит сегодня в сфере законодательного регулирования торговой деятельности?

Сегодня я вижу три тенденции:

  1. Правила на законодательном уровне так и не определены до конца. Можно безнаказанно нарушать некоторые ограничения и в то же время заплатить штраф за то, что с точки зрения любого здравомыслящего человека является обычной практикой ведения бизнеса.
  2. Закон не изменил соотношения рыночных сил. Как и год, и пять, и десять лет назад, все товары не могут попасть на полки магазинов. Есть дефицит места в ассортиментных матрицах супермаркетов. А там, где спрос превышает предложение, возникает неравенство позиций в переговорах. Одни предлагают и борются с конкурентами, другие — выбирают. Сети растут. Их рыночная сила увеличивается. Думаю, скоро от переговоров все ритейлеры перейдут к тендерам на поставку.
  3. Законодатели не успевают за изменениями рынка. Кроме того, находясь вне его, они иногда предлагают откровенно популистские и достаточно странные идеи. И ритейл вынужден возвращаться к саморегулированию для того, чтобы оперативно оценивать практики, которые являются недобросовестными и ведут к дискриминации одного из участников цепи поставок продуктов питания.Что же происходит сегодня в сфере законодательного регулирования торговой деятельности?

Раскрою эти тенденции более подробно

После принятия в 2016 году поправок в Закон о торговле , ФАС достаточно активно начала давать разъяснения и объяснять, что и по каким показателям будет проверяться. Напомню основные поправки. Условно я разделил их на три группы. Отличия групп в том, как можно выявить нарушения.

Для выявления нарушений требований, которые я отнес к первой группе, необходимо проводить достаточно объемные расчеты, исследовать документы и т. д.:

  • Совокупный размер оплаты поставщиком услуг сети и премии за выборку объема не должен превышать 5% от стоимости поставленной продукции за вычетом НДС и акциза.
  • Уменьшены сроки оплаты поставленной продукции, при этом датой, с которой начинает исчисляться отсрочка, является дата фактической передачи товара розничной сети.
  • Стоимость услуг не должна зависеть от вида товара и объема поставленной продукции (указываться не в процентах от товарооборота, а в фиксированных сумах).
  • Доля ритейлера в регионе не должна превышать 25 %.

Для выявления нарушений требований, которые я отнес ко второй группе, необходимо просто прочитать документы:

  • Запрещены договоры комиссии.
  • Запрещено включать в договор поставки действия, не связанные с товародвижением.
  • Необходимо привести все договоры, даже те, по которым нет движения товара, в соответствие с внесенными поправками. Раскрою эти тенденции более подробно

Для выявления нарушений требований, которые я отнес к третьей группе, необходимо просто оценить действия участников рынка, руководствуясь буквой Закона. А иногда «духом закона» и собственными разъяснениями и пониманием:

  • нельзя навязывать невыгодные условия;
  • нельзя понуждать к заключению договоров;
  • нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать к доступу на рынок;

После вступления в действие поправок 1 января 2017 года ФАС активно приступила к проверкам розничных сетей. Что же проверялось в течение первого квартала 2017 года и какие были получены результаты:

Было проведено 11 266 проверок. Проверялись в основном договоры поставки. Нарушения выявлены в 1 261 договоров (11 %).

Основные нарушения:

  • 439 договоров — не приведены в соответствие условия оплаты,
  • 282 договора — не приведены в соответствие размеры премии (более 5 %) в том числе:
    • заключение договоров оказания услуг с поставщиком,
    • принуждение поставщиков заключать договоры об оказании услуг с подконтрольными сети структурами,
    • получение вознаграждения за поставки социально значимых товаров.
  • 154 нарушения — не должным образом раскрыта информация о правилах отбора контрагентов.

Как видите, проверялись только документы. Проверка соответствия объемов премии и соблюдения сроков поставки не велась. По словам руководителей ФАС , оценка того, превысили ли оплаты поставщика пятипроцентный барьер, будет проведена по итогам 2017 года.

После этих проверок было еще два небольших разъяснения и отрывочная информация о проведенных проверках в СМИ. По словам ритейлеров, проверки проводились, но в основном выражались в проверках документации.

Основные проверки проводились по жалобам «пострадавших» поставщиков:

  • Навязывание невыгодных условий, выражающееся в информировании поставщиков, что цены не конкурентно способны и необходимо предоставить скидки.
  • Навязывание невыгодных условий, выражающееся в «принуждении» поставщика для повышения уровня продаж провести промо акцию.
  • Навязывание заключения договоров об оказании услуг с независимыми рекламными или логистическими компаниями.
  • Затруднение доступа на рынок, выражающееся в отсутствии заказов товара (иногда после уведомления о низких продажах или отказа сети принять повышение цены товара выше рынка) при действующем договоре поставки.
  • Намерение нарушить закон, заключающееся в «нерасторжении» договора об оказании услуг при действующем соглашении о выплате премии в размере 5 % (максимально разрешенной Законом о торговле).

Информации о нарушениях много, оштрафованы практически все крупные ритейлеры. Частично, они сами виноваты в этом: не обратили внимание на мелочи или невнимательно изучили Закон о торговле и разъяснения ФАС .

Что бросается в глаза? Не было информации ни об одной проверки тех пунктов Закона, которые можно посчитать! И тут возможно два варианта: или ФАС не готова проводить эти, достаточно трудоемкие, проверки. Или же всем надо готовиться. Скоро они разработают технологию проверки и проверят ВСЕХ!

В сложившейся на рынке ситуации ритейлеры осторожничают. Но, учитывая чувствительность потребителя к цене товара и жесткую конкуренцию между розничными сетями, не могут не проводить промо.

В результате проводятся только те акции, которые на взгляд ритейлера просты и безопасны — скидки в цене. И проводимые сетями за свой счет программы лояльности. В результате покупатели не получают все возможные выгоды, сеть теряет доходность, а у производителя практически нет шансов выделиться на фоне конкурентов. Теряют все.

Решением является развитие саморегулирования в ритейле

Кодекс добросовестных практик (КДП) взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров был принят в 2012 году, когда всем игрокам рынка стало ясно, что Закон о торговле , принятый в 2009 году, не выполняет возложенных на него задач.

В 2014-2016 годах Комиссия по применению КДП приняла ряд решений, которые помогли производителям и ритейлерам вместе пережить пик кризиса. Но внесение поправок в Закон о торговле практически прекратило действие КДП. Сейчас готовится новая редакция Кодекса, приводящая его в соответствие с сегодняшними реалиями рынка.

Уже сегодня Комиссия по применению КДП приняла ряд очень полезных для рынка решений, которые исполняют компании, поддержавшие Кодекс (а это крупнейшие отраслевые союзы ритейлеров и производителей):

  • Признана недобросовестной практика взимания штрафа за недопоставку при незначительном объеме недопоставки.
  • Признана недобросовестной практика взимания штрафа в процентах от товарооборота.
  • Признана необоснованной практика прекращения оплаты поставленного товара в случае, если поставщик оспаривает выставленный ему штраф.
  • Признана недобросовестной практика затягивания согласования новых цен (приема переоценки), если сеть в это время требует поставлять товары по «старым» ценам.

И ряд других интересных решений.

Возможно, саморегулирование позволит избежать излишнего законодательного регулирования рынка розничной торговли.Решением является развитие саморегулирования в ритейле

Чего можно ожидать в ближайшее время

  • ФАС, производители и, конечно, депутаты, могут добиться ограничения наценок в розничных сетях.
  • Cкидки, предоставленные ритейлеру поставщиком, но не в полном объеме транслированные конечному потребителю, могут быть включены в размер пятипроцентного бонуса. Разговоры об этом идут давно. Но тут ведь считать надо, а это сложно...
  • Протоколы разногласий к договору поставки, и даже разные формы договора, могут быть оценены как дискриминация, особенно в части различных цен поставки и дифференцированных штрафов.
  • Hаспределение ответственности за возможные штрафы уже на этапе подписания договора (условно, если меня оштрафуют, штраф компенсируешь ты…).
  • Есть еще много тонкостей в законодательном регулировании розничного рынка. Но об этом в следующих статьях, на тренингах и на сайте.

Что хочу порекомендовать производителям продуктов питания. Если вы не готовы заниматься продвижением и изучать тонкости Закона о торговле-ваш путь экспорт и контрактное производство.

Если же вы готовы создать собственный отдел продаж и маркетинга, заниматься продажами и продвижением, работать с претензиями ФАС -развивайте собственные бренды. Это в разы сложнее, но и выгодней.

Удачи при любом варианте и следите за новостями законодательства!

Ближайший семинар Сергея Илюхи "Закон о Торговле 2018. Как работать, чтобы избежать штрафов" пройдет 23 июля. Подробности по ссылке.

Читайте также Два кейса для тех, кто хочет начать поставки в сеть

Retail.ru

Илюха Сергей Александрович

Эксперт по категорийному менеджменту, организации сотрудничества поставщика с розничными се...

Далее
23450
Статья относится к тематикам: Законодательство в торговле, Госрегулирование
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Стратегии производителей: какую выбрать в зависимости от рыночной ситуации и позиции компании

Сергей Илюха Сергей Илюха, бизнес-консультант, генеральный директор Консалтингового агентства «Лига Коммерсантов», автор книги «Арифметика категорийного менеджмента», «Успешный путь в торговую сеть в вопросах и ответах или 15 советов поставщику».

В который раз хочу вернуться к вопросу, чем же выгодней заниматься производителю продуктов питания. По большому счету варианта три:

  • Производить продукты под собственными брендами и заниматься их продвижением и дистрибьюцией.
  • Начать контрактное производство и выпускать продукцию под частными марками розничных сетей и крупных дистрибьюторов.
  • Заняться экспортом.

Мое отношение к экспорту продуктов глубокой переработки достаточно сложное… Если по экспорту, допустим, пшеницы, мы «впереди планеты всей», то я не могу привести в пример ни одного крупного производителя, у которого доля экспорта в сбыте превышает хотя бы 10 %.

Причин много, главная из которых — невозможность качественно контролировать каналы сбыта.

Аналогичные проблемы мы наблюдаем и при выпуске частных марок. После производства продукции производитель практически не имеет возможности влиять на уровень продаж. И хотя ритейлеры, заказывающие товары под частными марками, предварительно согласуют объемы, при низком уровне продаж повторных заказов может и не быть.

Спасением было развитие собственных брендов производителя. Всегда можно было на более или менее выгодных условиях договориться с розничными сетями о ценах поставки и промо плане и начинать завоевание рынка. Но государство активно регулирует взаимоотношения производителей и розничных сетей. Сначала первая, а затем и вторая редакция ФЗ 381, который иногда просто называют Законом о торговле сильно осложнила жизнь и тем, и другим. Механизмы взаимодействия остались теми же, а вот правила ужесточились.

Непонимание этих правил как производителем, так и ритейлером, может привести к серьезным претензиям со стороны Федеральной антимонопольной службы и других контролирующих органов.

Что же происходит сегодня в сфере законодательного регулирования торговой деятельности?

Сегодня я вижу три тенденции:

  1. Правила на законодательном уровне так и не определены до конца. Можно безнаказанно нарушать некоторые ограничения и в то же время заплатить штраф за то, что с точки зрения любого здравомыслящего человека является обычной практикой ведения бизнеса.
  2. Закон не изменил соотношения рыночных сил. Как и год, и пять, и десять лет назад, все товары не могут попасть на полки магазинов. Есть дефицит места в ассортиментных матрицах супермаркетов. А там, где спрос превышает предложение, возникает неравенство позиций в переговорах. Одни предлагают и борются с конкурентами, другие — выбирают. Сети растут. Их рыночная сила увеличивается. Думаю, скоро от переговоров все ритейлеры перейдут к тендерам на поставку.
  3. Законодатели не успевают за изменениями рынка. Кроме того, находясь вне его, они иногда предлагают откровенно популистские и достаточно странные идеи. И ритейл вынужден возвращаться к саморегулированию для того, чтобы оперативно оценивать практики, которые являются недобросовестными и ведут к дискриминации одного из участников цепи поставок продуктов питания.Что же происходит сегодня в сфере законодательного регулирования торговой деятельности?

Раскрою эти тенденции более подробно

После принятия в 2016 году поправок в Закон о торговле , ФАС достаточно активно начала давать разъяснения и объяснять, что и по каким показателям будет проверяться. Напомню основные поправки. Условно я разделил их на три группы. Отличия групп в том, как можно выявить нарушения.

Для выявления нарушений требований, которые я отнес к первой группе, необходимо проводить достаточно объемные расчеты, исследовать документы и т. д.:

  • Совокупный размер оплаты поставщиком услуг сети и премии за выборку объема не должен превышать 5% от стоимости поставленной продукции за вычетом НДС и акциза.
  • Уменьшены сроки оплаты поставленной продукции, при этом датой, с которой начинает исчисляться отсрочка, является дата фактической передачи товара розничной сети.
  • Стоимость услуг не должна зависеть от вида товара и объема поставленной продукции (указываться не в процентах от товарооборота, а в фиксированных сумах).
  • Доля ритейлера в регионе не должна превышать 25 %.

Для выявления нарушений требований, которые я отнес ко второй группе, необходимо просто прочитать документы:

  • Запрещены договоры комиссии.
  • Запрещено включать в договор поставки действия, не связанные с товародвижением.
  • Необходимо привести все договоры, даже те, по которым нет движения товара, в соответствие с внесенными поправками. Раскрою эти тенденции более подробно

Для выявления нарушений требований, которые я отнес к третьей группе, необходимо просто оценить действия участников рынка, руководствуясь буквой Закона. А иногда «духом закона» и собственными разъяснениями и пониманием:

  • нельзя навязывать невыгодные условия;
  • нельзя понуждать к заключению договоров;
  • нельзя создавать дискриминационные условия и препятствовать к доступу на рынок;

После вступления в действие поправок 1 января 2017 года ФАС активно приступила к проверкам розничных сетей. Что же проверялось в течение первого квартала 2017 года и какие были получены результаты:

Было проведено 11 266 проверок. Проверялись в основном договоры поставки. Нарушения выявлены в 1 261 договоров (11 %).

Основные нарушения:

  • 439 договоров — не приведены в соответствие условия оплаты,
  • 282 договора — не приведены в соответствие размеры премии (более 5 %) в том числе:
    • заключение договоров оказания услуг с поставщиком,
    • принуждение поставщиков заключать договоры об оказании услуг с подконтрольными сети структурами,
    • получение вознаграждения за поставки социально значимых товаров.
  • 154 нарушения — не должным образом раскрыта информация о правилах отбора контрагентов.

Как видите, проверялись только документы. Проверка соответствия объемов премии и соблюдения сроков поставки не велась. По словам руководителей ФАС , оценка того, превысили ли оплаты поставщика пятипроцентный барьер, будет проведена по итогам 2017 года.

После этих проверок было еще два небольших разъяснения и отрывочная информация о проведенных проверках в СМИ. По словам ритейлеров, проверки проводились, но в основном выражались в проверках документации.

Основные проверки проводились по жалобам «пострадавших» поставщиков:

  • Навязывание невыгодных условий, выражающееся в информировании поставщиков, что цены не конкурентно способны и необходимо предоставить скидки.
  • Навязывание невыгодных условий, выражающееся в «принуждении» поставщика для повышения уровня продаж провести промо акцию.
  • Навязывание заключения договоров об оказании услуг с независимыми рекламными или логистическими компаниями.
  • Затруднение доступа на рынок, выражающееся в отсутствии заказов товара (иногда после уведомления о низких продажах или отказа сети принять повышение цены товара выше рынка) при действующем договоре поставки.
  • Намерение нарушить закон, заключающееся в «нерасторжении» договора об оказании услуг при действующем соглашении о выплате премии в размере 5 % (максимально разрешенной Законом о торговле).

Информации о нарушениях много, оштрафованы практически все крупные ритейлеры. Частично, они сами виноваты в этом: не обратили внимание на мелочи или невнимательно изучили Закон о торговле и разъяснения ФАС .

Что бросается в глаза? Не было информации ни об одной проверки тех пунктов Закона, которые можно посчитать! И тут возможно два варианта: или ФАС не готова проводить эти, достаточно трудоемкие, проверки. Или же всем надо готовиться. Скоро они разработают технологию проверки и проверят ВСЕХ!

В сложившейся на рынке ситуации ритейлеры осторожничают. Но, учитывая чувствительность потребителя к цене товара и жесткую конкуренцию между розничными сетями, не могут не проводить промо.

В результате проводятся только те акции, которые на взгляд ритейлера просты и безопасны — скидки в цене. И проводимые сетями за свой счет программы лояльности. В результате покупатели не получают все возможные выгоды, сеть теряет доходность, а у производителя практически нет шансов выделиться на фоне конкурентов. Теряют все.

Решением является развитие саморегулирования в ритейле

Кодекс добросовестных практик (КДП) взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров был принят в 2012 году, когда всем игрокам рынка стало ясно, что Закон о торговле , принятый в 2009 году, не выполняет возложенных на него задач.

В 2014-2016 годах Комиссия по применению КДП приняла ряд решений, которые помогли производителям и ритейлерам вместе пережить пик кризиса. Но внесение поправок в Закон о торговле практически прекратило действие КДП. Сейчас готовится новая редакция Кодекса, приводящая его в соответствие с сегодняшними реалиями рынка.

Уже сегодня Комиссия по применению КДП приняла ряд очень полезных для рынка решений, которые исполняют компании, поддержавшие Кодекс (а это крупнейшие отраслевые союзы ритейлеров и производителей):

  • Признана недобросовестной практика взимания штрафа за недопоставку при незначительном объеме недопоставки.
  • Признана недобросовестной практика взимания штрафа в процентах от товарооборота.
  • Признана необоснованной практика прекращения оплаты поставленного товара в случае, если поставщик оспаривает выставленный ему штраф.
  • Признана недобросовестной практика затягивания согласования новых цен (приема переоценки), если сеть в это время требует поставлять товары по «старым» ценам.

И ряд других интересных решений.

Возможно, саморегулирование позволит избежать излишнего законодательного регулирования рынка розничной торговли.Решением является развитие саморегулирования в ритейле

Чего можно ожидать в ближайшее время

  • ФАС, производители и, конечно, депутаты, могут добиться ограничения наценок в розничных сетях.
  • Cкидки, предоставленные ритейлеру поставщиком, но не в полном объеме транслированные конечному потребителю, могут быть включены в размер пятипроцентного бонуса. Разговоры об этом идут давно. Но тут ведь считать надо, а это сложно...
  • Протоколы разногласий к договору поставки, и даже разные формы договора, могут быть оценены как дискриминация, особенно в части различных цен поставки и дифференцированных штрафов.
  • Hаспределение ответственности за возможные штрафы уже на этапе подписания договора (условно, если меня оштрафуют, штраф компенсируешь ты…).
  • Есть еще много тонкостей в законодательном регулировании розничного рынка. Но об этом в следующих статьях, на тренингах и на сайте.

Что хочу порекомендовать производителям продуктов питания. Если вы не готовы заниматься продвижением и изучать тонкости Закона о торговле-ваш путь экспорт и контрактное производство.

Если же вы готовы создать собственный отдел продаж и маркетинга, заниматься продажами и продвижением, работать с претензиями ФАС -развивайте собственные бренды. Это в разы сложнее, но и выгодней.

Удачи при любом варианте и следите за новостями законодательства!

Ближайший семинар Сергея Илюхи "Закон о Торговле 2018. Как работать, чтобы избежать штрафов" пройдет 23 июля. Подробности по ссылке.

Читайте также Два кейса для тех, кто хочет начать поставки в сеть

Retail.ru

стратегии, мнение, производство, законодательствоСтратегии производителей: какую выбрать в зависимости от рыночной ситуации и позиции компании
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/strategii-proizvoditeley-kakuyu-vybrat-v-zavisimosti-ot-rynochnoy-situatsii-i-pozitsii-kompanii/2022-03-09


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052