Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Россияне чувствуют себя бедными
Согласно данным исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия, в мире снизился впервые за шесть кварталов. В России он потерял 6 пунктов по сравнению с началом года. Причиной стало замедление экономического восстановления и очередное распространение кризисных ожиданий по всему миру.
Как говорит д-р Венкатеш Бала, главный экономист Cambridge Group (подразделение Nielsen), «Количество позитивных новостей оказалось недостаточным, чтобы обеспечить высокий уровень доверия среди интернет-потребителей всего мира во II квартале. Замедление темпов роста производства в Азии, развитие долгового кризиса в Европе и политическая нестабильность на Ближнем Востоке в сочетании с увеличением расходов домохозяйств и повышением продовольственной инфляции – все это негативным образом отразилось на уровне потребительского доверия. Во II квартале угасли надежды на полное восстановление мировой экономики в ближайшие двенадцать месяцев, и большинство потребителей во всем мире сохраняют негативные ожидания в отношении экономических тенденций».
В последней волне глобального онлайн-исследования Nielsen, проведенной в период с 20 мая по 7 июня 2011 года, глобальный Индекс потребительского доверия упал на три пункта с 92 до 89 – самый низкий уровень с IV квартала 2009 года. Уровень потребительского доверия в США снизился на пять индексных пунктов до 78. Это рекордно низкий уровень, на два пункта ниже прежнего минимума в 80 пунктов, зафиксированного в первой половине 2009 года в разгар глобального экономического спада.
«В условиях стремительного роста цен на бензин, инфляционного давления в сегменте потребительских товаров, продолжающихся проблем на рынке жилья (потеря заложенной недвижимости и обесценивание имущества), тревожных климатических тенденций (ущерб от наводнений и торнадо), а также стагнации на рынке труда, во II квартале доверие среди американских потребителей упало до нового минимума», – говорит Тодд Хэйл (Todd Hale), старший вице-президент потребительских исследований, Nielsen США.
Индекс потребительского доверия в России
В России Индекс потребительского доверия в конце 1 полугодия 2011 года также снизился – до 82 пунктов, потеряв шесть пунктов по сравнению с 4-м кварталом 2010. Пессимизм в России обусловлен ростом неуверенности потребителей в состоянии собственных финансов, растущие цены, что отмечают потребители, и, как результат, снижение готовности тратить. 72% россиян считают состояние собственных финансов не слишком хорошим или плохим, согласно онлайн исследованию Nielsen. Однако, есть и хорошие новости: все больше онлайн-пользователей в России замечают оживление на рынке труда и оценивают свои перспективы на ближайшие полгода как положительные. К тому же, если сравнить то, как потребители оценивают состояние собственных финансов в Европе, Россия остается оплотом спокойствия: лишь 11% респондентов здесь ответили, что не располагают свободными средствами. Во многих странах Европы так ответили до 30% респондентов.
«В целом, потребители в России более оптимистичны в оценке макроэкономической ситуации по сравнению с 4-м кварталом 2011 году, что обусловлено ростом позитивных оценок рынка трудоустройства. Однако, что касается собственного бюджета, растущие продовольственные цены, высокие расходы на ЖКХ заставляют российских потребителей умерить свои аппетиты и планы по расходованию свободных средств. Как следствие, это сдерживает темпы восстановления потребительского доверия в России. Не исключено, что в нынешних условиях потребителям придется быть еще более изобретательными в стратегиях экономии», говорит Дуайт Уотсон, региональный директор в странах Северо -Восточной Европы, Nielsen.
В текущих условиях, когда потребители испытывают нехватку свободных средства, промо-акции станут еще более сильным драйвером потребления и наращивания доли. Однако, ритейлерам и производителям стоит принимать взвешенные решения относительно промо-акций для своих товаров. Самой страшной ошибкой может стать перепромоутирование категорий, участникам рынка стоит быть осторожными с акциями связанными с временным снижением цен, это может привести к обесцениванию брендов в категории и снижению продаж в долгосрочной перспективе.
В целом, готовность тратить оставшиеся после уплаты основных расходов на проживание средства остается на невысоком уровне в России. Самым популярным способом реализации свободных средств остается покупка одежды. Каждый второй онлайн-пользователь (51%) отметил, что потратить свободные средства на приобретение одежды. Снижается готовность тратить по большинству позиций, в том числе и на популярные ранее декорирование и ремонт дома, покупка бытовой техники и электроники, а также сбережения. Значительный рост отмечен по позиции «туризм и отдых» (41%).
«Если оценивать результаты последней волны замера Индекса потребительского доверия в России, создается впечатление, что все, чего сейчас хотят российские потребители – это сходить в долгожданный отпуск перед началом очередного бизнес-сезона, ведь именно по этому пункту мы видим самый значительный рост ожидаемых трат среди российских потребителей в июне 2011 года», комментирует Д. Уотсон.
Негативные ожидания
Наиболее резкое снижение показали такие регионы, как Ближний Восток / Африка и Азиатско-Тихоокеанский Регион – на 12 и 9 индексных пунктов, соответственно, по сравнению с прошлым кварталом. При этом текущие показатели соответствуют тенденциям прошлого года. Уровень потребительского доверия в Европе (74) и Латинской Америки (91) практически не менялся – в обоих регионах рост составил всего один индексный пункт. Несмотря на снижение на 9 пунктов, АТР остается наиболее оптимистичным регионом (98 пунктов), за которым следует регион Ближний Восток / Африка (94 пункта).
«Согласно данным за II квартал, потребители вернулись к негативным ожиданиям и снова затягивают пояса после последних 12 месяцев, в течение которых они позволили себе медленное и осторожное увеличение расходов», – говорит д-р Бала. «По данным последнего опроса, намерения расходов сверх жизненно необходимых (от инвестиций в акции и покупки одежды до туристических путевок и обновления бытовой техники) среди потребителей во всем мире сократились по сравнению с ситуацией три месяца назад».
Еще одним свидетельством того, что потребители сохраняют негативные настроения, является тот факт, что 58% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что они по-прежнему находятся в состоянии экономического спада – это самое высокое значение за прошлый год. Из них более половины (51%) считают, что в течение ближайшего года рецессия будет сохраняться. Число Интернет-респондентов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, которые сказали, что в настоящее время они находятся в стадии рецессии, увеличилось с 37% в I квартале 2011 года до 45% вo II квартале. В регионе Ближний Восток / Африка экономический спад продолжается для 74% онлайн-респондентов – рост на 9 пунктов по сравнению с ситуацией три месяца назад.
Наиболее существенное падение потребительского доверия во II квартале было зарегистрировано в Саудовской Аравии (-11) и Египте (-10), где в I квартале 2011 года отмечался наибольший рост. В целом, показатели совпадают с тенденциями прошлого года. «Постреволюционный оптимизм в Египте угас и сменился более реалистичными взглядами на ситуацию в стране и более глубоким пониманием экономического аспекта периода после революции», – говорит Халед эль Тохами (Khaled El Tohami), управляющий директор Nielsen Egypt. «В Саудовской Аравии всплеск оптимизма в I квартале, вызванный дополнительными денежными вливаниями, сделанными королем Абдаллой, стих по мере того, как потребители почувствовали на себе инфляционное давление при покупке продуктов питания и оплате ЖКХ», – говорит Арслан Ашраф (Arslan Ashraf), управляющий директор Nielsen Saudi Arabia.
Нарастающая экономическая нестабильность в Греции на фоне эскалации ее долгового кризиса и широкого распространения протестных настроений привели к дальнейшему падению потребительского доверия во II квартале на 4 пункта. Греция стала самой пессимистичной страной в мире. Индекс потребительского доверия в стране упал до рекордно низкого уровня в 41 пункт.
Во II квартале 2011 снижение уровня потребительского доверия было отмечено на 8 из 14 рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее резкое падение зафиксировано в Австралии и Сингапуре. В Китае, хотя экономика замедляется, потребители сохраняют оптимизм.
«Небольшое снижение потребительского доверия в Китае вызвано ростом инфляции, которая по-прежнему является основной проблемой для потребителей. Хотя в последние три месяца инфляция продолжала ползти вверх, каких-либо признаков замедления темпов потребления незаметно, даже в категориях товаров не первой необходимости. Продолжающееся укрепление внутреннего потребления отражает общий оптимизм в экономике, основанный на продолжающемся росте доходов», – говорит Картик Рао (Karthik Rao), управляющий директор Nielsen Greater China.
Готовность тратить снижается
Двенадцать месяцев назад 35% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что сейчас хорошее время для того, чтобы делать нужные и желанные покупки. Однако во II квартале 2011 года этот показатель снизился до 27% – наиболее заметный спад отмечен в США и Азиатско-Тихоокеанском Регионе. В начале этого года 27% потребителей в США сказали, что сейчас хорошее время для покупок, а в прошлом квартале их количество сократилось до 20%. Аналогично, год назад 40% потребителей Азиатско-Тихоокеанского Региона считали, что текущий период – хорошее время для покупок, а во II квартале таких потребителей осталось всего 32%.
«На розничном рынке США лишь 20% домохозяйств повысили свою потребительскую активность в период рецессии, тогда как все другие семьи по-прежнему проявляют сдержанность – в частоте посещений магазинов и средней сумме чека», – говорит Хейл. «Рост продаж потребительских товаров в денежном выражении составил всего 0,1%[1]. При этом продажи в денежном выражении за последний квартал[2] снижались аналогичными темпами – подобного мы не наблюдали уже давно».
Глобальное онлайн исследование было проведено Nielsen в мае-июне 2011 года среди почти 31 тыс. респондентов из числа регулярных интернет-пользователей в 56 странах мира, включая Россию, с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. Индекс потребительского доверия Nielsen базируется на таких показателях, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой стране квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна онлайн аудитории. Максимальная возможная статистическая ошибка ±0.6%.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?