«Верме» – группа компаний, с 2014 года развивающая на отечественном рынке решения по управлению рабочим временем в рознице. Начав с решения задачи планирования оптимального расписания вывода продавцов в магазинах, компания дополнила пул своих продуктов платформой учета рабочего времени «Моя смена» на основе технологии Face-ID и QR-кодов с геолокацией, порталом управления аутсорсом и собственной Uber-платформой для самозанятых. За девять лет развития это решение стало одной из самых популярных систем планирования и учета рабочего времени, по версии рейтинга крупнейших HR-Tech игроков в России CNews, а также вывода самозанятых исполнителей с более чем 50 кейсами реализации в четырех странах.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Проблемы укомплектованности решает автоматизация: вызовы 2024 года
2023 год стал по-настоящему годом новых вызовов для российской розницы. Тренды, которые формировались с середины 2021 года, достигли пиковых проявлений. Как изменился за год ритейл, какие направления и процессы вышли на первый план – разбираемся вместе с ведущими экспертами «Верме».
Фото: Dilok Klaisataporn/shutterstock
Почему ритейлеры заинтересовались системой управления рабочим временем?
Большинство IT-решений, которые внедрялись в рознице до 2016 года, автоматизировали крупные и жизненно необходимые процессы внутри бизнеса, но упускали такой важный момент, как планирование рабочего времени персонала. «Верме» разработала собственное решение, адаптированное к российским реалиям и законодательству, которое вскоре прочно заняло эту нишу. А впоследствии, когда розница столкнулась с еще одной проблемой – дефицитом кадров, «Верме» выпустила новый продукт – Uber-платформу «Моя смена», решившую и этот наболевший вопрос.
Новые решения появились на рынке весьма кстати.
«Когда мы создавали нашу систему, внедрение гибких графиков в магазинах для большинства сетей было на уровне “nice-to have option”, – вспоминает Дмитрий Шеходанов, основатель и генеральный директор «Верме». – Розничные компании неохотно смотрели в сторону решений, влияющих на эффективность использования фонда часов, ритейл быстро рос, и сети концентрировались на экспансии, а не на эффективности. Нам часто говорили: «Наш директор магазина лучше прогнозирует и считает, чем какая-то там система». Рынок «умного» управления графиками в России приходилось формировать практически с нуля, не только выступая как разработчик решения, но и занимаясь пропагандой самой концепции бережливого управления.
Действительно, если взглянуть на цифры, – WFM не получится найти в первых строках рейтинга самых распространенных IT-решений рядом с ERP или CRM. И тем не менее портфель клиентов «Верме» включает в себя практически всех федеральных игроков и большую часть крупного регионального бизнеса.
Решить проблему с кадрами помогла автоматизация
За счет чего удалось добиться такого проникновения в рынок, поясняет Роман Шаталов, директор по развитию «Верме» и сооснователь компании «Моя смена»: «Мы живем в режиме перманентного стартапа. При том, что «Верме» на рынке уже более семи лет, сотни человек в штате, серьезные крупные заказчики – мы не перестаем постоянно искать новые гипотезы, выпускать новые продукты и отвечать на меняющиеся запросы рынка. Это было в нас с самого начала. Продукт Verme создавался в том числе из-за несовершенства существовавших на тот момент систем того же класса. Когда разобрались с WFM – то есть с планированием смен, – пришла идея дополнить продукт учетом фактически отработанного времени.
Хорошо проанализировав рынок и даже поработав на нескольких проектах с уже существующими поставщиками биометрии, нам пришлось создать свой продукт – с нуля, с производством оборудования и ПО. Только алгоритмы распознавания нас устроили уже существующие, от Vision Labs.
Далее стало понятно, что помимо планирования и учета штатного персонала необходимо применять эти подходы и к аутсорсу – и мы выпустили IT-решение «Портал внешнего персонала», а когда в стране перестало хватать людей и рознице потребовались дополнительные источники линейного персонала – выпустили продукт «Моя смена», ставший № 1 среди Uber-платформ для самозанятых в ритейле».
Платформа «Моя смена» автоматизирует привлечение самозанятых исполнителей на подработки в розничные торговые точки. Сегодня это самая большая база самозанятых, готовых брать предлагаемые ритейлерами смены для подработки в удобное время. Все зарегистрированные пользователи прошли проверку документов, при необходимости – вводное обучение и готовы взять заказ на выполнение работы. Сегодня на платформе зарегистрировано более 12 тыс. исполнителей, ежемесячно выполняется более 100 тыс. смен по всей стране.
Изменения в крупном бизнесе – будь то ритейл, производство, банки, логистика – всегда значительно влияют на компании, создающие решения или оказывающие этому бизнесу услуги. Меняется повестка в отрасли, меняется запрос, некоторые компании порой вынуждены просто уходить с рынка, так как в их услугах исчезла потребность, сменился фокус внимания. С другой стороны, перемены всегда открывают дорогу чему-то новому.
Тренд на подработку набирает популярность, а значит, приложение «Моя смена» идет в регионы
В 2023 году основной повесткой стали люди. По данным ФГБУН «Институт экономики РАН», в России сейчас не хватает порядка 4,8 млн человек, и эта цифра растет. При этом в странах, которые исторически выступали «донорами» трудовых мигрантов, сейчас период экономического роста, рабочих мест хватает и дома.
С другой стороны, тренд на подработку рядом с домом по удобному графику через самозанятость продолжает набирать популярность. За 2023 год количество смен, выполняемых через платформу «Моя смена», увеличилось практически втрое, сервис стал доступен в 57 новых городах, а портфель торговых сетей, представленных на платформе, пополнился шестнадцатью новыми брендами, включая три федеральных.
Задача для розницы в 2024 году: укомплектовать штат и не потерять в сервисе при экономном расходовании
При этом в отличие от 2022 года, который стал пиком появления Uber-платформ и новым открытием для аутсорс-агентств, получивших толчок роста за счет обострившейся потребности в их услугах, в 2023 году просто найти людей было уже недостаточно. Особую важность приобрели инструменты управления источниками персонала, грамотное планирование, контроль исполнения заявок и синергия внешних поставщиков с собственными ресурсами магазина.
«Дело уже не только в том, как найти надежного поставщика внешнего персонала, провести торги по условиям и вписать в договор штрафы за невыполнение SLA, – комментирует Дмитрий Филимонов, директор консалтинга «Верме». – Ключевой вопрос состоит в том, как обеспечить нужную укомплектованность каждого магазина сети и при этом не допустить перерасхода ресурсов.
В 2023 году практически все розничные компании вышли за лимит бюджета на внешний персонал по двум причинам – непрогнозируемо снизившаяся комплектность и увеличение стоимости часа. При таких вводных задача оптимального планирования графиков штатного и внешнего персонала обрела особую актуальность – и мы видим это по растущему спросу».
Только за 2023 год мы завершили внедрение Verme в семи федеральных сетях, добились роста производительности на этих проектах в среднем на 6,7% и уровня NPS наших клиентов в 67% (бенчмарком является 60%).
Одна из причин такого роста в том, что за годы работы в отрасли наша команда научилась не только внедрять IT-инструменты, но и помогать пересобирать бизнес-процессы в магазинах и на складах, чтобы добиваться максимальной эффективности и производительности труда. За год это направление показало настолько сильный отклик, что в 2024 году мы выводим его в новый продукт – «Стратегический консалтинг», который усилит существующую экосистему продуктов «Верме».
Сервис стратегического консалтинга заключается в детальном разборе текущих процессов розничной сети, поиске наибольших потерь для бизнеса и выработке и внедрении инициатив по изменению неэффективных процессов в торговом зале, распределительных центрах и центральном офисе компании.
К примеру, мы решаем такие задачи, как распределение операций между внутренним и внешним персоналом, чтобы комплектность по опытному персоналу получилась выше, а уровень сервиса в торговой точке вырос.
«2024 год обещает быть интересным и продуктивным, – подводит итог Дмитрий Шеходанов. В постоянно меняющейся среде большой ценностью является открытость, готовность учиться и делиться опытом с другими. Несмотря на откровенно сложный для отечественного бизнеса период, мы видим большой запрос на нетворк и общение от топ-менеджеров наших клиентов. В этом году Verme Club (формат, в котором мы объединяем профессионалов и лидеров отрасли на деловых и культурных мероприятиях) вышел за границы России и стал международным, а само комьюнити расширилось до пятидесяти семи постоянных участников, готовых поддерживать друг друга в решении общеотраслевых проблем. Это вселяет уверенность и надежду, что все вызовы, которые ждут нас впереди, станут не более чем поводом для еще большего роста и развития розничного и IT-бизнеса в России».
Стать участником комьюнити или получить консультацию по продуктам экосистемы Verme можно, оставив заявку.
Retail.ru
Интервью
Анастасия Холопова, retailab: «Приятный плюс к продажам могут принести даже небольшие изменения»
Можно ли «освежить магазин недорого», про тренды в магазиностроении и почему стоит привлечь экспертов при редизайне?