Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Почему кинотеатры не размещают на первых этажах ТЦ?
Немного статистики. Согласно данным сайта fireman.club, опубликованных в статье «Гибель на пожарах: статистика, анализ и основные показатели» на пожарах с 2002 по 2017 год по России погибло 222 388 человек. В крупнейших торговых центрах России за последние 15 лет в результате пожаров (включая трагедию в кемеровской «Зимней Вишне») погибли 120 человек. Это составляет 0,05351008 процента. То есть из каждых 1 869 человек погибших при пожарах в России лишь один погиб в крупном торговом центре.
На самом деле торговые центры являются лишь одним из типов общественных зданий, проектирование которых подчиняется единой для всех общественных зданий логике. Главной задачей является обеспечение прочности и надёжности сооружений. Поэтому в основе поэтажного зонирования прежде всего и лежат эти самые требования обеспечения прочности и надёжности объекта и, соответственно, безопасности людей. Это подразумевает, что более крупные по своей площади и объёму помещения должны находиться наверху. Так как они должны быть свободны от несущих элементов для обеспечения хорошей обзорности. Таким решением обеспечивается конструктивная жесткость всего здания в целом. Это касается кинозалов, театральных залов, концертных залов, спортивных залов. Посмотрите даже классический отечественный опыт советского периода кинотеатры «Россия», «Октябрь», советские спорткомплексы, цирки, стадионы, театры. Практически всегда большой объём наверху. Торгово-развлекательные центры не являются исключением из общих правил проектирования, что и определяет их поэтажное функциональное зонирование. Свою роль играет и внутренняя логистика. Это перемещение людей, товаров и отходов внутри здания.
Основные принципы внутренней логистики следующие. Места длительного пребывания покупателей и клиентов стараются отодвинуть подальше от основных входных групп и узлов подъёма, используемых при штатной эксплуатации здания. Делается из-за опасности скопления людей в транзитных общественных зонах. Такие пробки представляют опасность сами по себе и могут привести к увечью и даже гибели людей. Места реализации товара приближают к его месту приёмки. Это ещё один фактор в пользу размещения наиболее крупных магазинов у задней стенки около дебаркадера разгрузки и самое главное, как правило, в его уровне. Чем выше уровень торгового центра от уровня входа и загрузки товаром, тем менее интенсивными должны быть покупательские и товарные потоки на нём. Поэтому наверх ставят операторов более целевого спроса с относительно небольшим товарным и клиентским потоком, а также длительным пребыванием посетителей (киносеанс, концерт, спектакль, развлечения, занятие в фитнесе, творческих и учебных группах).
Представьте ситуацию при которой массы тяжёлых продовольственных товаров концентрируются на верхних этажах, туда же устремляется и основная часть покупателей. Это не только существенное удорожание за счёт ухудшения внутренней логистики, но и ухудшение условий покупки, так как покупателям придётся самостоятельно возвращать товары обратно на уровень входа. Движение товара в таком торговом центре из логичной и удобной прямой линии превратится в бессмысленную вертикальную петлю. Дополнительная нагрузка на все механические устройства вертикального перемещения, загрузка товара на верхние этажи потребует усиления конструкций всего здания и в определённом степени приведёт к повышение его центра тяжести, что негативно скажется на его сейсмоустойчивости и сейсмобезопасности. Поэтому случаи размещения самых сильных магнитов (крупных продовольственных магазинов) на верхних этажах торговых центров, хотя и встречаются в мировой практике, но всё же крайне редки. Гораздо чаще можно встретить на верхних этажах общепит, усиленный деликатесными магазинчиками.
Важно отметить, что и практика назначения арендных ставок основывается, на проходимости и размере арендуемых мест, то есть напрямую связана с внутренней логистикой торговых центров. Чем ближе арендное место к главному входу торгового центра, чем сильнее проходящие около него транзитные покупательские потоки и чем меньше его размеры, тем выше будет арендная ставка. И соответственно большие площади расположенные дальше от главного входа, как по горизонтали, так и по вертикали, со слабыми транзитными покупательскими потоками должны сдаваться по более низким арендным ставкам. При этом важно помнить, что арендная ставка и арендная нагрузка разные вещи.
На верхних этажах наиболее опасны такие аттракционы, в которых посетитель не может самостоятельно и быстро без помощи инструкторов покинуть помещение в случае возникновения опасности, такие как искусственные скалы для занятий альпинизмом и верёвочные парки. Недопустимо применение горючих и выделяющих большие количества токсичных газов материалов, особенно когда они сконцентрированы в больших объёмах.
Перенос кинотеатров на нижние этажи в уже построенных многоэтажных зданиях практически невозможен по целому ряду причин прежде всего из-за нарушения конструктивной прочности зданий торговых центров — разрушается стандартная сетка колонн, высота стандартных этажей недостаточна для кинозалов. К этому добавляется клубок логистических, экономических и юридических проблем, которые способны привести к полному прекращению деятельности торгового центра. В подобной ситуации многоэтажным торгово-развлекательным центрам легче отказаться от кинотеатров и развлекательных детских зон, чем пытаться их перенести на первые или вторые этажи.
Авторы: Кира и Рубен Канаян, группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?