Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Плановая доставка FMCG: ключевые проблемы и тренды 2025 года
На рынке FMCG-дистрибуции последняя миля становится серьезным испытанием для логистов. Ритейлеры ужесточают требования к срокам доставки, что влечет за собой повышение расходов на последнюю милю, которые и так велики, и полупустые рейсы. Растущий дефицит водителей и городские ограничения на проезд крупнотоннажного транспорта еще больше увеличивают затраты логистов. Рынок ищет решения – от цифровизации процессов до кооперации между участниками цепи поставок. В статье разбираем главные проблемы плановой B2B-доставки FMCG и намечающиеся пути их преодоления.
Фото: VisualBricks/Shutterstock/Fotodom
По данным исследования компании Relog, FMCG-дистрибьюторам с каждым годом становится все сложнее доставлять товары до магазинов вовремя и с оптимальными затратами. Нарушения обещанных сроков доставки напрямую бьют по бизнесу. Розничные сети и магазины перестали терпимо относиться к опозданиям: все больше заказчиков включают в договоры жесткие требования по времени прибытия и полному выполнению заказа (SLA). Если поставка задерживается или привезен не весь товар, магазин легко переключается на другого дистрибьютора.
По оценкам аналитиков, сегодня 67% онлайн-ритейлеров испытывают трудности на этапе последней мили, что часто приводит к потере покупателей. Исследования показывают, что до 65% потребителей отказываются от ритейлера после 2–3 случаев поздней доставки. «Своевременная доставка — один из главных факторов, влияющих на удовлетворенность и лояльность клиентов. Если заказы часто приходят с задержкой, покупатель просто уходит к конкурентам», – подтвердил Радик Идрисов, руководитель омниканальной логистики сети «Азбука Вкуса».
Источник: Relog
Источник: Relog
Основные причины срывов доставки – человеческий фактор (ошибки водителей, неэффективное планирование) и внешние обстоятельства (пробки, погода). Дополнительную роль играет неточность данных: 23% компаний указали некорректные адреса как частую причину задержек. Решение проблемы ритейлеры видят в более тщательном планировании маршрутов с учетом трафика и в повышении прозрачности процесса (цифровые трекеры, уведомления клиентам).
Городские ограничения и инфраструктура
Логистика также страдает от условий мегаполисов. В крупных городах действуют ограничения на въезд грузового транспорта – например, в Москве днем запрещены машины грузоподъемностью более 1 т внутри ТТК, в Санкт-Петербурге до конца 2025 года – фуры грузоподъемностью более 8 т внутри КАД. Эти меры улучшают экологию, но вынуждают логистов перестраивать маршруты и графики: либо доставлять ночью, либо использовать больше небольших машин.
Ситуацию усугубляет нехватка инфраструктуры: не везде есть зоны разгрузки и парковки для грузовиков. Машинам приходится вставать во втором ряду, разгружаться в стесненных условиях – это замедляет процесс и создает риски ДТП и штрафов. В часы пик одна доставка в центр города может занять до 1,5–2 часов только из-за поиска парковки и ожидания разгрузки. Чтобы справиться, компании экспериментируют с решениями. Популярны ночные доставки (когда магазины готовы принимать товар вне рабочего времени). Некоторые ритейлеры создают мини-склады на окраинах: фуры разгружаются там, а по городу товары развозит мелкотоннажный транспорт. Практикуется и ночной кросс-докинг – когда поставки нескольких компаний свозятся в один магазин или хаб, а утром персонал разбирает товар. Все это требует четкой координации, но позволяет обходить городские «пробки» и ограничения.
Источник: Relog
Кроме того, есть регуляторные барьеры – особенно для малого бизнеса. Например, санитарные нормы (обязательные холодильники, санитарные книжки, мойки транспорта) повышают расходы и затрудняют выход на рынок небольших игроков. Результат: доставка в городе остается сложной «головоломкой», требующей комбинации мер – грамотного управления (планирование с учетом трафика, бронирование окон доставки), технических средств (навигация, ГЛОНАСС-мониторинг) и сотрудничества с властями (спецпропуска, участие в обсуждении городской логистики).
Штрафы и SLA – новая дисциплина
Высокая конкуренция и привыкание клиентов к экспресс-сервису породили спрос на доставку точно в срок. Сейчас магазины требуют соблюдения оговоренных временных окон приемки под угрозой штрафов за опоздание. SLA (Service Level Agreement) фиксирует ключевые показатели: время в пути от склада до точки, допустимое отклонение от графика, условия сохранности груза и размеры штрафов за нарушения. Еще 2–3 года назад такие требования были редки, но теперь стали нормой: более половины поставщиков FMCG отмечают, что за последние пару лет контрагенты ввели SLA почти по каждому контракту. Нарушение SLA грозит не только штрафами, но и пустыми полками у клиента (а значит – потерей выручки магазина).
Источник: Relog
Рынок движется к тому, что к 2027 году наличие SLA станет обыденностью в B2B-доставке. Для перевозчиков это двойной вызов: нужно и процесс отладить до идеала, и обеспечить полную прозрачность для контроля. Без автоматизации и IT-систем отслеживать выполнение SLA практически невозможно. Поэтому активно внедряются системы мониторинга, электронные уведомления о статусе доставки и т.п. – иначе логист легко получит штраф просто из-за недостатка данных. Например, некоторые производители жалуются, что сети штрафуют их за неотправку вовремя статуса доставки, хотя у них нет нужной системы. Такого рода ситуации подталкивают отрасль к единым стандартам обмена информацией и внедрению доступных цифровых решений.
Высокая стоимость последней мили
По оценкам McKinsey, до 50% совокупных расходов на доставку товаров падает на последнюю милю. Для FMCG с его низкой маржой это критично: дорогая логистика «съедает» прибыль. Причина – раздробленность отправок. Оптовая поставка может развести расходы на большой объем товара, а последняя миля вынужденно доставляет множество мелких заказов по разным адресам, тратя топливо и часы работы водителей на каждый заказ. Наше исследование подтвердило, что городская доставка – один из самых болезненных пунктов P&L для дистрибьюторов продуктов питания. Ситуацию усугубляют рост цен на топливо и необходимость повышать зарплаты водителям (из-за их нехватки). В структуре затрат последней мили львиную долю составляют оплата труда (39%) и ГСМ (25%) – вместе они дают почти две трети расходов. При увеличении объемов доставки без оптимизации эти затраты растут пропорционально. Еще одна проблема – полупустые рейсы: 40% компаний сообщили, что их машины загружаются неэффективно.
Плохое планирование маршрутов, отсутствие консолидации заказов и несинхронизированный график отгрузок ведут к прямым потерям. Решение здесь – оптимизация маршрутизации и графиков поставок, внедрение TMS-систем, позволяющих увязать заказы, транспорт и расписание складов в единую эффективную схему.
Источник: Relog
Дефицит кадров и человеческий фактор
В доставке не хватает не только денег, но и людей. В 2024 году спрос на водителей грузового транспорта вырос на 58%, а предложение – лишь на 6%. Вакансий в 2,3 раза больше, чем соискателей. Профессия тяжела, молодежь идет неохотно; усилившийся контроль (цифровые тахографы, штрафы за нарушения) делает работу менее привлекательной. В итоге средний возраст водителей растет, многие ветераны выходят на пенсию, а заменить их некем.
Для FMCG это означает рост затрат (приходится поднимать ставки, платить за переработки) и риски срывов доставок, когда машины есть, а сесть за руль некому. К тому же человеческий фактор — причина многих ошибок: где-то водитель опоздал или перепутал документы, где-то грузчики не доложили товар. Компании пытаются снизить зависимость от персонала: переходят на безбумажные технологии (сканеры, мобильные приложения для водителей с маршрутными листами, фото-подтверждение доставки), внедряют KPI и бонусы за выполнение графика. Однако при остром дефиците кадров жестко спрашивать с людей сложно – их стараются удержать всеми средствами. По словам Василия Демина, исполнительного директора консалтинговой компании КСЛ, найти сегодня резерв за счет дешевой рабочей силы уже нереально, поэтому выход только в повышении эффективности: «Единицы компаний смогли снизить себестоимость не за счет найма более дешевого персонала, которого практически уже не осталось, а за счет оптимизационных движков». То есть за счет алгоритмов и технологий, которые позволяют оптимальнее использовать ресурсы.
Поиск решений: цифровизация и кооперация
Несмотря на перечисленные сложности, рынок не стоит на месте. Успешные компании ищут способы повысить эффективность последней мили. Один из главных трендов – цифровая трансформация доставки. По мнению экспертов, 2025 год станет переломным: те, кто не начнет внедрять IT-решения, рискуют скоро столкнуться с невыполнимыми требованиями партнеров или и вовсе остаться позади. Уже около 30% компаний внедрили системы автоматизированного планирования маршрутов. Технологическая база на рынке есть – от крупных отечественных и зарубежных TMS-платформ до доступных облачных сервисов для малого бизнеса.
Источник: Relog
Инвестиции окупаются: внедрение современного маршрутизатора сокращает транспортные расходы до 30%, уменьшает число опозданий в разы и повышает эффективность использования машин. Помимо маршрутизации, компании внедряют системы мониторинга транспорта, электронные транспортные накладные, мобильные приложения для водителей – все это позволяет видеть процесс в реальном времени и быстро реагировать на отклонения.
Другой подход – кооперация и аутсорсинг. Многие игроки передают последнюю милю на сторону 3PL-провайдеров или работают в партнерстве. Например, в Сибири несколько производителей совместно арендуют склад и нанимают одного перевозчика на дистрибуцию по региону. А малые предприятия налаживают сотрудничество друг с другом: один небольшой производитель кондитерских изделий из Татарстана объединился с местным дистрибьютором напитков, чтобы вместе развозить заказы и не гонять полупустые машины – это позволило поднять загрузку транспорта с 60% до 85% и снизить топливные затраты на 20%. Таким образом, даже небольшие компании могут выиграть от цифровизации и партнерств.
Последняя миля FMCG в 2025 году – это сфера повышенного внимания и инвестиций. Главные проблемы – стоимость, кадры, городская специфика – никуда не делись, но у отрасли уже формируются ответы. Лучшие игроки автоматизируют планирование маршрутов, повышают прозрачность доставки, обучают персонал и выстраивают партнерские отношения с клиентами. В результате логистика превращается в сервис с упором на скорость, надежность и удобство. Остальным рынок ясно дает сигнал: либо вы внедряете инновации и повышаете уровень сервиса сейчас, либо в ближайшие 2–3 года рискуете безнадежно отстать.
Retail.ru

Приоритеты цифровизации ритейла: онлайн, логистика, роботизация, ИИ
Поговорили с экспертами «К2Тех» и Leomax о ключевых направлениях цифровизации и перспективах развития рынка.