III Форум лидеров молочной отрасли, собравший представителей власти и руководителей крупнейших компаний, был богат острыми высказываниями. Ведь повестка сейчас непростая: где искать точки роста, если потребление стагнирует, высокие ставки заставляют поставить на паузу планы развития, а цены на молоко в России – самые высокие в мире? Бизнес осложняет проблема контрафакта, который можно найти даже на полках крупнейших сетей, и низкая стоимость молочных продуктов из Беларуси, хлынувших на полки российских магазинов. Чаще всего звучали вопросы «Как быть эффективными?» и «Как создать точки роста?». В этом обзоре мы собрали ряд тезисов и высказываний форума.
А есть ли спрос?
Турбулентный 2025-ый
Белорусский вызов
Строительство новых производств на паузе
Фальсификата меньше не станет?
А Минздрав против
Вкусы потребителя меняются
Как уровнять условия для традиционной торговли и онлайна?
Фото: 8th.creator/Shutterstock/Fotodom
А есть ли спрос?
На форуме власти и бизнес как-то сразу разошлись в подходе к двум ключевым вопросам. По мнению бизнеса, спрос на молочную продукцию стагнирует. Поэтому, учитывая высокие цены на молоко, высокую ключевую ставку и многие другие экономические факторы, наращивать производство сырья нецелесообразно. Представители Минсельхоза опровергали это буквально на каждой сессии, неизменно повторяя, что отрасли необходимо наращивать объемы производства и экспорта как канала сбыта излишков. Да, рынок находится под давлением спроса, но Доктрина продовольственной безопасности российской федерации требует достичь самообеспеченности по молоку и молочным продуктам на 90% к 2030 году (без учета молока Беларуси). А это значит за ближайшие пять лет надо нарастить производство молока с 34,3 млн т до 38,5 млн т.
Не согласно министерство и с тем, что падает потребление. «По нашим данным, потребление в прошлом году выросло на 2 кг на человека в год. Рост потребления сохраняется, и такая тенденция будет и в дальнейшем», – сказал Максим Боровой, заместитель Министра сельского хозяйства РФ. Производители считают, что потребление молочных продуктов в России в 2025 году составит 250 кг на человека, Россельхоз полагает, что 255 кг. Более того, по планам правительства, к 2030 году оно должно вырасти до 274 кг.
Турбулентный 2025-ый
В 2023 и 2024 годах потребление молока и молочных продуктов в России росло (на 6% и 4% соответственно), но в 2025-ом ситуация изменилась. Уже в 2024-ом себестоимость производства начала повышаться, макроэкономическая ситуация изменилась, кредитные ставки выросли, и цены быстро двинулись вверх. Спрос замедлился и начал снижаться. По оценке Союзмолока, потребление молочной продукции в 2025 году сократилось примерно на 1%. При этом в отрасли не произошло серьезного снижения производства товарного молока, напротив – оно выросло на 2%. Рынок стал профицитным.
«Если смотреть в целом, то первые три квартала 2025 года были одними из лучших за последнее десятилетие как для производителей товарного молока, так и для переработчиков. И только четвертый квартал серьезно подпортил картину, – прокомментировал Артем Белов, генеральный директор Союзмолоко. – Снижение потребления и рост производства привели к дисбалансу на рынке, и мы видим, что год-к-году запасы на предприятиях выросли на 48%. И это, конечно, не могло не сказаться на цене на сырое молоко. При этом сильный рубль помешал нарастить экспорт, который по итогам года сократился примерно на 5%».
Спасти рынок от профицита мог бы экспорт, однако цены на молоко в России сейчас самые высокие в мире, и конкуренция высока. В частности, Китай из самого крупного импортера превратился в экспортера. В плане развития экспорта государство может оказать поддержку российскому бизнесу, рефинансируя транспортные издержки и лабораторные испытания.
Белорусский вызов
Еще один вызов, с которым приходится иметь дело российским производителям, это рост производства товарного молока в союзном государстве Беларусь и активные поставки готовой продукции на прилавки российских магазинов. В Беларуси цены на сырое молоко регулируются государством, они существенно ниже российских, и при этом страна не экспортирует сырье, а только готовую продукцию. Руководители многих российских компаний всерьез обеспокоены этой ситуацией.
Игорь Кремнёв, управляющий акционер «Лебедяньмолоко», в своем выступлении призывал регулятора вмешаться: «Белорусский бренд «Савушкин продукт» занял первые места в трех категориях. Давайте представим, что мы оставим все как есть. При разнице в стоимости сырья в России и Белоруссии в 10 рублей это закончится плохо. Нужно либо открывать рынок сырья, либо как-то регулировать рынок. Я против жесткой регуляторики, но необходимость искать баланс назрела. Вполне возможно, что скоро и крупные сети начнут загружать белорусские предприятия производством своих СТМ. Хорошо, что пока этого нет. Рынку нужна регуляторика, и важно договариваться в перспективе 5 лет о квотах на ввоз продукции».
В ответ на подобные высказывания Министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут довольно жестко ответила: «Беларусь – союзное государство. Мы не должны регулировать поток продукции из нее, потому что у нас единое экономическое пространство. Да, есть нюансы, которые нам необходимо решать вместе, но у нас общий рынок и другого не будет... Белоруссия дешевле, значит нам тоже надо быть дешевле. Согласна, что нам нужно стремиться к объединению рынка сырья, и этот вопрос необходимо решать».
Выступая на форуме, министр сельского хозяйства Беларуси Юрий Горлов заявил, что страна готова отказаться от системы индикативных цен в пользу рыночных механизмов, но переход должен быть взвешенным и постепенным.
К 2030 году Беларусь планирует нарастить производство молока с 9,2 млн т (в 2005 году) до 10,5 млн т (это в 3 раза превышает внутреннее потребление в Беларуси). Очевидно, что эта продукция в том числе придет и на российский рынок, участникам которого придется балансировать в этой ситуации.
Строительство новых производств на паузе
Эксперты считают, что 2026-й будет для молочников непростым годом и пройдет в поиске баланса. По прогнозу Союзмолока, в 2026 году потребление молока вырастет до 32,4 млн т и приблизится к уровню 2024 года (32,0 млн т). Ожидается, что цены на продукцию будут стабилизироваться, и прироста производства сырого молока скорее всего не произойдет (и тогда получится снизить существенные товарные запасы на предприятиях). Пока в отрасли не заметили сильного снижения инвестиционной активности, и эксперты полагают, что игроки инвестируют в развитие собственные средства. Однако целесообразность наращивания производств, к чему призывает министерство, под вопросом.
Холдинг «Эконива» – крупнейший производитель молока в России – сейчас достраивает два животноводческих комплекса и еще 10 расширяет. Завершение этих проектов позволит компании производить еще 270 тысяч тонн молока ежегодно.
«Еще у нас есть порядка 20 проектов по строительству ферм в разных регионах России, на которых мы пока что поставили жирный крест, – сказал Штефан Дюрр, президент ГК «Эконива». – Для одной фермы мы даже уже получили субсидию, но возникает вопрос «Зачем?». Уже сейчас мы ежедневно сушим 600 тонн молока, откладываем в сторону, чтобы потом продать по низким ценам в Африку. Эту программу мы у себя прозвали «От поля до бедуина». Пока планы строительства новых животноводческих комплексов на паузе, вероятно, мы к ним вернемся в будущем».
Штефан Дюрр, президент ГК «Эконива». Фото: II Форум лидеров молочной отрасли
Фальсификата меньше не станет?
Одной из самых острых для молочного рынка остается проблема фальсификата, который не только отъедает прибыль честных производителей, но и подрывает доверие покупателей.
«В 2025 году вместе с Союзмолоко мы брали огромное количество проб продукции, – рассказал Игорь Кремнёв, управляющий акционер «Лебедяньмолоко». – «Честный знак», конечно, нам помог в том, что продукция с истекшим сроком годности не проходит через кассы магазинов, однако количество контрафакта увеличилось. Причем не только с замещением молочных жиров растительным маслом, но и с существенным занижением белка и жира в готовой продукции. Огромное спасибо Союзмолоко и всем компаниям, которые «протащили» законопроект об НДС 22% для продукции с заменителями молочного жира, и я надеюсь, мы увидим кейсы штрафов, доначисления НДС и, возможно, уголовных дел. Однако есть риск, что мы также увидим увеличение объемов готовой продукции с занижением белка и молочного жира, что сейчас часто наблюдается в продукции СТМ».
По словам Штефана Дюрра («Эконива»), при этом если «Пятёрочка» охотно сотрудничает с профессиональным сообществом и при выявлении фальсификата убирает его с полок, то другие сети – в том числе крупнейшие – этого не делают, вероятно, стремясь сохранить низке цены.
А Минздрав против
Обсуждая способы повысить потребление молока, Андрей Шутов, управляющий акционер «Комос групп» (группа ежегодно перерабатывает чуть более 700 тысяч тонн молока, производит порядка 42 тысяч тонн сырого молока, мясо птицы, яйцо, свинину) рассказал о программе «Школьное молоко», которая действует в 20 регионах России, и предложил способствовать ее расширению. Программа не только приносит прибыль местным производителям, но и приводит к снижению общей заболеваемости на 20% и росту потребления на душу населения. «При этом не обязательно давать школьникам именно молоко, – отметил Андрей Шутов, – это могут быть ферментированные продукты и порционный сыр. Например, в Японии и Китае детям дают кефирный йогурт с пребиотиками, в Литве – сырные палочки».
Однако, важно понимать, что у популяризации потребления молока есть противники. «У нас есть сильный оппонент, – отметила министр сельского хозяйства Оксана Лут, – это здравоохранение. Сейчас в информационном поле и через работников здравоохранения продвигается мысль, что молоко не очень-то полезно, что после 35 лет уже не стоит употреблять молоко, а в сырах слишком много жиров. И эту тему отрасль не должна упустить! Все наши цели могут разбиться о мнение, способное завоевать умы населения».
Фото: Alex_video70/Shutterstock/Fotodom
Вкусы потребителя меняются
Потребительские предпочтения смещаются от классических молочных продуктов к продуктам более сложным по составу – с повышенным содержанием нутриентов, с пониженным содержанием сахара и соли. Владимир Скворцов, директор Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ, рассказал: «В качестве примера можно привести высокобелковые коктейли и йогурты, популярные сейчас среди молодых потребителей. Растет потребление безлактозной молочной продукции, но динамика снижается в связи с насыщением рынка. Заметен тренд на рост категорий так называемого здорового питания. Заметно увеличение спроса на продукцию в маленьких упаковках, но при этом семейная упаковка продолжает быть востребована».
О том, что спрос переходит в продукты с меньшим содержанием сахара и более высоким содержанием белка, пробиотиков, с понятным и чистым составом, также говорили представители «Логики молока» и «Молвеста». У этой продукции сформировалась своя стабильная аудитория, которую сегодня необходимо принимать во внимание.
Как уровнять условия для традиционной торговли и онлайна?
Об этой дискуссии, идущей в отрасли, рассказал Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: «Торговым сетям запрещена агентская схема комиссии по продуктам питания. Может быть, стоит эту схему зеркально распространить на маркетплейсы? Потому что иначе присутствует очевидный дисбаланс в регулировании. Ведь раньше – до принятия Закона о торговле – торговые сети активно применяли агентскую схему, но потом они стали очень крупные и мощные, и у поставщиков начались проблемы. Да, сейчас торговля продуктами питания занимает не очень много места в обороте маркетплейсов, но ее доля неуклонно растет. Звучат мнения, что не нужно дожидаться, пока она вырастет, а нужно уже вводить зеркально тот же подход, который действует в отношении торговых сетей. Грубо говоря: «хочешь торговать продуктами – покупай и продавай как свой товар со всеми вытекающими обязательствами». Во многом эта позиция правильная. Как и мнение, что на маркетплейсы нужно распространить и другие требования, действующие в отношении сетей. При этом еще один важный момент заключается в том, что правила платформ в отношении продавцов не должны меняться так часто, как сейчас. Вот над этими вопросами в законодательстве мы сейчас в том числе работаем».
Источник: «Союзмолоко»
Анастасия Агеенкова, Retail.ru