Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как выбрать свой вариант автоматизации?
Ранее мы познакомились с системами автоматизации торговли и выяснили, почему они востребованы в бизнесе. В этой части серии поговорим о том, какие возможны подходы к автоматизации, а также как выбрать вариант, подходящий для того или иного бизнеса.
Возможны два подхода к автоматизации торговли. Первый – это сбор системы собственными силами, внутри отдела информационных технологий компании. Второй – это обращение к интегратору (компании, занимающейся внедрением) или вендору(разработчику), предлагающему услуги по внедрению и дальнейшей технической поддержки системы автоматизации.
Бизнес в России активно отходит от первой модели автоматизации.
Необходимо сделать оговорку, что разные классы систем решают те задачи, которые они умеют решать лучше всего, соответственно любая сегментация имеет в своём основании значительную долю опоры на задачи. Они могут в пределе оказаться схожи у любых бизнесов, но текущие практические задачи часто отличаются в зависимости от сферы и масштабов бизнеса
Как правило, средний и крупный бизнесы больше интереса проявляют к системам автоматизации, построенным на серверной модели, так как трепетно относятся к вопросам безопасности собственных данных. Вендоры отмечают, что эксперименты с облачными системами идут, но многие клиенты на данный момент ещё не готовы рисковать в освоении подобных технологий.
Крупные и средние торговые сети часто работают с такими же по масштабу поставщиками систем автоматизации (см. Рисунок 1). Крупные вендоры, как правило, не пытаются создать универсальную систему, что является серьёзным их плюсом – чёткое разграничение задач компонентов автоматизации позволяет лучше их реализовывать в специализированных продуктах. Стоит отметить, между ними существует серьёзная конкуренция:
Рисунок 1. Вендоры по количеству проектов внедрений (системы автоматизации торговли), % от общего числа внедрений за всю историю. Источник: TAdviser
На уровне малого бизнеса активно действуют компании, предлагающие более дешёвые решения, в частности специализирующиеся на облачных технологиях. Подобный подход позволяет значительно сэкономить, так как облачные системы обслуживаются поставщиком услуги, и зачастую способны работать даже на неспециализированных устройствах.
Список основных вендоров представлен в Таблице 1. Компании, предлагающие серверные решения, отобраны на основе данных сайта TAdviser. В их портфеле есть решения для автоматизации торговли (количество внедрений не менее пяти). Вендоры облачных сервисов приведены из списка ТОП-15 сайта CloudErp.ru.
Также в таблице отмечены наиболее важные на сегодняшний день характеристики систем: во-первых, технология, которая прямо влияет на стоимость внедрения и обслуживания системы, во-вторых, поддержка ЕГАИС, необходимая для торговли алкоголем, в-третьих, маркетинговые инструменты такие, как программы лояльности, CRM-системы (изначально интегрированные в систему или же поддерживаемые в виде внешних сервисов).
Все системы автоматизации, представленные в таблице, за исключением части продуктов ГК «Системные технологии» и «Гильдии разработчиков» рассчитаны на автоматизацию более или менее стационарных процессов, привязываясь к торговым залам и складам, продавцам и товароведам. Также данные компании предлагают решения класса WFM, Work Force Management, речь о которых шла в первом материале серииТаблица 1. Список основных вендоров и характеристики предлагаемых систем автоматизации
Система / компания |
Технология |
Поддержка ЕГАИС |
Маркетинговые инструменты |
CloudShop |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Mr. Doc |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
Mycroft |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлена поддержка внешних сервисов |
Nonzenon |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
Store & Cash |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Subtotal |
Облачный сервис |
Заявлена |
Заявлены |
TradeMaster |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Workabox |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Бизнес.ру |
Облачный сервис |
Заявлена |
Заявлены |
Большая Птица |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
Идеалист |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Каркас Lab |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
МойСклад |
Облачный сервис |
Заявлена |
Заявлены |
ОфисОфф |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
УчётОблако |
Облачный сервис |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
Borlas Retail |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Columbus |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
FIT - France Informatique & Technologie |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
NCR |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
Oracle |
Сервер |
При внедрении |
Заявлены |
RS-Balance |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
SAP |
Сервер |
При внедрении |
Заявлены |
SetRetail |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
UCS |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
АйТи |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Ансофт |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
АТОЛ |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
Галион |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
Гильдия Разработчиков |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Не заявлены |
ГК «Пилот» |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
Петроглиф |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
Ран-Ритейл |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Сервис Плюс |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
Софт-Вест |
Сервер |
Заявлена |
Заявлены |
Фрегат ИТЦ |
Сервер |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
ГК «Системные технологии» |
Сервер / облако |
Заявлена |
Заявлены |
Продукты на базе 1С |
Сервер / облако |
Заявлена в ряде модификаций |
Заявлены в ряде модификаций |
СофтБаланс |
Сервер / облако |
Заявлена |
Заявлены |
CDC – Центр Корпоративных Разработок |
Сервер/Облако |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
FogSoft |
Сервер/Облако |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Амадеус |
Сервер/Облако |
Нет данных на сайте |
Заявлены |
Некоторые вендоры предлагают специализированные решения для торговых предприятий различной направленности, например для аптек, продуктовых магазинов, магазинов запчастей и так далее. Подобные решения разрабатываются с учётом опыта предыдущих внедрений и учитывают лучшие практики тех или иных бизнесов в организации собственной деятельности.
Вне зависимости от подхода, внедрение сложной системы в крупную сеть занимает месяцы, а сам этот процесс достаточно дорог. Именно поэтому необходима тонкая настройка программного обеспечения для нужд бизнеса. Как итог, отвечающая всем потребностям и хорошо отлаженная система окупается сравнительно быстро, при этом сохраняется возможность её модернизации и расширения.
Выбирать систему автоматизации необходимо с учётом стоящих задач и имеющихся в распоряжении средств. В любом случае, пожалуй, главная рекомендация по выбору системы автоматизации торговли, если нет ещё хоть сколько-нибудь сформировавшихся предпочтений – это обращение к интегратору. Введение в строй такой системы в любом случае довольно затруднительно без его участия, а практический опыт профессионалов позволит избежать ошибок при подготовке к внедрению системы и оптимизировать бизнес-процессы для более эффективной работы.
Небольшим же сетям, впервые столкнувшимся с необходимостью автоматизировать свою работу, стоит обратить внимание на облачные сервисы – многие из них предоставляют возможность попробовать систему бесплатно с ограничением функционала или времени использования. Таким образом, можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант.
В заключительной части цикла мы рассмотрим самые яркие и интересные тренды систем автоматизации торговли, их развитие в России. Что интересно разработчикам и бизнесу? Какое будущее у систем автоматизации? Останется ли место для человека, или его заменит компьютер? О том, куда движется автоматизированная торговля, поговорим в следующем материале.* Исследование подготовлено маркетинговой компанией Mix Research совместно с информационным порталом Retail.ru. Сбор информации осуществлялся двумя методами: Desk-research рынка систем автоматизации и экспертные телефонные интервью. Всего было собрано и проанализировано девять интервью с представителями компаний: Mr. Doc, Subtotal, МойСклад (облачные сервисы), FIT – France Informatique & Technologie, Галион, АТОЛ, ГК «Пилот», ГК «Системные технологии», Columbus (серверные системы автоматизации).
Mix Research, отдел b2b исследований
Какая офисная одежда востребована рынком, и как модному стартапу за год удалось открыть пять точек в уникармагах.