Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
9034

Поделиться

Falabella: как розничный гигант Латинской Америки переживает кризисы

За 135 лет своего существования Falabella успела стать одним из крупнейших ритейлеров Латинской Америки. Компания управляет одноименной сетью универмагов, а также продуктовыми гипермаркетами Tottus, магазинами с товарами для дома Sodimac и маркетплейсом Linio в Чили, Аргентине, Перу, Колумбии, Уругвае, Бразилии и Мексике (всего 567 точек). Falabella довольно бурно развивалась в последние десятилетия, но пандемия, перебои в логистике и экономический кризис привели к рекордному падению доходов компании и даже вынудили ее закрыть часть магазинов на ключевых рынках. Чем примечателен опыт Falabella и как он проливает свет на неизвестную историю южноамериканской розницы – читайте в нашей новой статье.

Источник: Buenos Aires Times

Чилийская мечта

В 1889 г. итальянский иммигрант из Генуи Сальваторе Фалабелла (Salvatore Falabella) открыл в столице Чили Сантьяго крупное ателье по пошиву одежды, которое вскоре превратилось в полноценный магазин. На этом история ритейлера обрывается на 48 лет, до 1937 г., когда инвестор и предприниматель Альберто Солари (Alberto Solari) предлагает семье Фалабелла расширить бизнес и вместе с одеждой продавать товары для дома и предметы декора. Популярность магазина в необычной для того времени концепции быстро растет, а аллею, где он располагался, местные между собой называют «улицей Falabella» – так в Чили появился первый в стране универмаг.

В 1962 г. Falabella впервые вышла за пределы Сантьяго и открыла универмаг в городе Консепсьон. Однако в 1970-е гг. в Чили разразился экономический кризис, который сильной ударил по розничной торговле. Так, по словам одного из руководителей Falabella, в те времена сотрудники универмага «часами играли в шахматы, так как продавать было попросту нечего». Оригинальный выход из кризиса для себя ритейлер нашел в 1980 г., когда запустил первую в Чили кредитную карту Falabella CMR, предложив своим клиентам 60-дневные займы на покупки. Такой шаг привлек в универмаги сети большой поток покупателей, благодаря которому первый флагманский магазин Falabella переехал в престижный центральный район Сантьяго Парк Арауко.

В начале 1990-х гг. Falabella разработала план масштабного расширения, определивший нынешний облик компании, который включал в себя 4 ключевых шага: выход на международные рынки, развитие в финансовой сфере, рост за счет покупки недвижимости и запуск других направлений торговли. Вот как Falabella реализовывала свой амбициозный план.

1. Международная экспансия

Первый универмаг Falabella за пределами Чили открылся в 1993 г. в городе Мендоса, на западе Аргентины. За ним последовали магазины в аргентинских городах Кордова, Росарио и Сан-Хуан. В 1995 г. чилийский ритейлер пришел в Перу, приобретя 70% единственной в стране сети универмагов Saga, которая управляла двумя точками в Лиме (в 1998 г. Falabella открыла в перуанской столице третий универмаг).

2. Финансы

В 1996 г. Falabella вышла на фондовую биржу Сантьяго и стала публичной компанией. Через 2 года ритейлер основал банк, который ориентируется на потребительские кредиты (отделения располагаются в универмагах сети). Тогда же запускаются страховое и туристическое агентства Falabella – компания успешно пробует все в самых различных направлениях на фоне экономического подъема в Чили.

3. Недвижимость

В 1990 г. Falabella приобрела долю в компании Mall Plaza и открыла свой первый торговый центр в Сантьяго, рассчитанный на средний класс. Это был первый современный чилийский ТЦ с ресторанным двориком, игровой площадкой для детей и многозальным кинотеатром. Впоследствии Mall Plaza превратилась в целую сеть ТЦ.

4. Ритейл-диверсификация

В 1997 г. Falabella установила партнерские отношения с американской DIY-сетью Home Depot, а в 2001 г. приобрела все ее магазины в Чили. В 2003 г. Falabella купила другого DIY-ритейлера Sodimac, а в 2004 г. – перуанскую сеть продуктовых гипермаркетов Tottus. В 1999 г. ритейлер запустил интернет-магазин для чилийских покупателей.

Фото: Puririy/shutterstock

Золотой век

Такое агрессивное расширение во всех направлениях делает Falabella крупнейшим игроком на розничном рынке Чили и Южной Америки. Компания смело врывается в XXI в., поглощая конкурентов и заводя новые активы самых разных секторах. Уже к 2004 г. Falabella оценивалась в $4,6 млрд – почти в 3 раза больше, чем при выходе на биржу в 1996 г.

В 2007 г. Falabella соглашается на слияние с чилийской сетью супермаркетов D&S, однако антимонопольные органы отклоняют эту операцию. В ответ Falabella приобретает 60% крупнейшей в Чили сети хозяйственных магазинов Imperial и расширяется на DIY-рынке.

На 2010-е гг. пришлись массовые открытия универмагов Falabella в Аргентине, Перу, Колумбии (до этого сеть присутствовала только в Чили и управляла другими приобретенными ритейлерами на местных рынках), а к концу декады общее число магазинов компании перевалило за 500. Тогда же, в 2018 г., Falabella приобретает за $138 млн мексиканский маркетплейс Linio, активно развивающийся в Латинской Америке с 2012 г., и подключает к нему все свои основные активы. Это приобретение помогает Falabella устойчиво встретить пандемию COVID-19, однако последующий за ней кризис и падение покупательского спроса первые сильно бьют по бизнесу чилийской сети.

Фото: Marianna Ianovska/shutterstock

Сантьяго. Фото: Marianna Ianovska/shutterstock

Закат империи

На самом деле экономический кризис наступил в Чили еще до вспышки коронавируса, чего стоят массовые протесты 2019 г., спровоцированные очередным ростом цен на проезд в метро. Волнения в стране продолжаются по сей день, так как до сих пор нерешенными остаются вопросы неравенства и бедности, даже после смены правительства.

Неблагоприятной была и внешняя конъюнктура. Латинская Америка с каждым годом все больше зависит от китайского экспорта, и локдауны, на несколько месяцев накрывшие крупные мегаполисы КНР, привели к перебоям в поставках, а как следствие, товарному дефициту.

Все это, очевидно, негативно влияет на чилийскую розницу и Falabella в частности, выручка которой в последние годы постепенно сокращается. Но самым тяжелым в истории компании стал 2022 г., когда ее прибыль сократилась на рекордные 86% (в IV квартале она и вовсе упала на 111%). На фоне таких результатов Falabella предупредила о закрытии от 5 до 10% торговых точек (преимущественно в Перу).

Неутешительные итоги 2022 г. ставят под сомнение успешное сотрудничество Falabella с IKEA, согласно которому шведский DIY-ритейлер откроет первый в регионе гипермаркет в Сантьяго уже в 2023 г. (а в будущем – еще точки в Лиме и Боготе).

Судя по последним крупным проектам Falabella, компания планирует справляться с кризисом большими инвестициями в e-commerce. Так, летом 2022 г. Falabella запустила одноименный маркетплейс, объединяющий всех ритейлеров, которые принадлежат компании на основе экосистемы Linio, а также добавила туда Banco Falabella (ставка на кредиты и займы, как в кризисные 1970-е гг.) и продукцию ТЦ Mallplaza. А осенью компания запустила в Перу крупный автоматизированный распределительный центр за $30 млн, работающий с онлайн-заказами. Все эти проекты не вызывают того энтузиазма, что был в бурные 1990-е и 2000-е гг., когда Falabella росла как на дрожжах, так как экономический кризис продолжает накрывать солнечный континент.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Сергей Костин, «1С-БСЛ»: «Основная проблема доставки последней мили – прогнозируемость эффективности курьерского юнита»

Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами