Баннер ФЗ-54
19 декабря 2014, 01:00 10807 просмотров

В кризис выживут сильнейшие

Экономика России стремительно развивается по негативному сценарию. Реальная цифра инфляции приближается к двузначной. Резкое падение курса рубля приводит в замешательство и потребителей и предпринимателей. Тем не менее экономическая деятельность не приостанавливается.

Как вести себя коммерческому сектору в столь неблагоприятных условиях?

На сегодняшний день российская экономика агонизирует под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Геополитическая напряженность, санкции и антисанкции, падение мировых цен на нефть, значительный отток капитала и инвестиций, возрастающая налоговая нагрузка, ускоряющаяся инфляция и падающий рубль – все это формирует предельный уровень нестабильной экономической ситуации. Кроме того, непредсказуемые действия ЦБ и правительства говорят о том, что кризис носит саморазвивающийся характер. Андрей Поденок, президент Московской ассоциации предпринимателей, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса говорит о том, что в ближайшее время ждать улучшения экономической ситуации в России не придется. Россия находится в ситуации дестабилизации экономического развития и полностью лишилась инвестиционного ресурса.

Большинство экспертов убеждены, что рецессия в российской экономике началась уже более двух лет назад, когда темпы роста ВВП поменялись с умеренных на минимальные.  Однако общество это заметило далеко не сразу. В поведении потребителей в кризис можно выделить четыре этапа.  Сначала, когда в финансовой, коммерческой и промышленной областях только цифровые значения способны охарактеризовать изменения в экономике в худшую сторону, потребитель ничего не замечает. Это первый этап.

Во втором, при накоплении негативных событий и оценок, происходит ухудшение потребительских и предпринимательских ожиданий.  Начинается коррекция потребительского поведения: люди пока покупают в тех же объемах, но стараются купить подешевле, общие суммы трат снижаются.

В момент третьего этапа происходят лихорадочные покупки, потребители стараюсь купить то, что необходимо до неизбежного подорожания. В четвертой стадии покупательский спрос снижается резко, доля непродовольственных товаров в покупках уменьшается, основные траты приходятся на продовольствие. Покупатель начинает серьезным образом экономить. Также в кризис меняется состав потребительской корзины: в первую очередь в кризис меньше покупают непродовольственные товары. Российские потребители сейчас находится между третьим и четвертым этапами.

По мнению финансового аналитика Владимира Левченко, самая глубокая за последние десятилетия потребительская яма возникнет весной следующего года. Однако, Левченко считает, что в подобной ситуации компаниям необходимо принимать долгосрочные решения и стараться активно занимать долю рынка, искать неконкурентные среды, где будет высокая добавленная стоимость. В условиях перманентного кризиса, необходимо снижать риски: искать сектора, где высокая рентабельность, уходить от заемных денег и постоянно работать над снижением издержек.

Кризис откинул Россию в 90-е годы двадцатого века. Тем не менее, коммерческий сектор рынка в экономике есть, в отличие от производственного, и за это стоит побороться. Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации: «Нормальная экономика начинается с потребителя. Все, что мы создаем и производим, доводится через торговлю. У населения огромная способность к адаптации, и бизнес уже научился адаптироваться, но в стране не создан настоящий средний класс, который мог бы стать качественным потребителем. Хотелось бы еще, чтобы и органы управления страной научились адаптироваться. Необходимо стимулировать внутренний спрос, как это сделали другие экономики мира, например, Китай. Кроме того, я считаю, что наша торговая отрасль сильно скособочена. По официальным данным Росстата, доля сетевой торговли в общем торговом обороте страны составляет 21%».

Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования НЕОКОН считает, что Россия вышла в длительный период падающего рынка, где ключевой стратегией становится захват доли рынка за счет выбывания конкурентов. Для этого в тактической сфере имеется один единственный инструмент –это маркетинговые технологии.  Никакого объективного роста рынка и спроса в ближайшее время, по мнению эксперта, не будет.

«Без возвращения финансовой системы в симбиоз с производственной системой, без создания механизмов производства на базе внутренних, а не иностранных кредитов, невозможно организовать стимулирование инновационного и предпринимательского развития», – говорит  Сергей Глазьев, экономист, академик РАН, советник Президента РФ по вопросам интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Предсказать ситуацию достаточно сложно, многофакторность воздействия на российскую экономику предполагает множество сценариев. Тем не менее, большинство прогнозов экспертов пессимистичны. Экономику России ждут сложные времена и дело не только в колебаниях цен на нефть и давлении со стороны стран Запада. Страна практически не наработала внутренний ресурс, способный облегчить кризисную ситуацию: технологические инновации, производственный сектор, независимость от импорта, класс предпринимателей и средний бизнес.

Решения, принимаемые на уровне государства, пока не способствуют облегчению и реальному улучшению ситуации в экономике и коммерческом секторе. Единственный плюс – в кризис все участники рынка учатся выживать, как научились в 1998 быть более осторожным на рынке ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа), как в 2008 году научились быть аккуратнее с займами.

Безусловно, кризисная ситуация неблагоприятна для большинства. Однако те, кто умело в ней лавирует, имеют шансы на успех и могут занять место тех, кто ушел с рынка. В этом смысле у кризиса функция положительная – выживает сильнейший, наиболее востребованный покупателем или клиентом. И как бы не хотелось надеяться на новую стратегию и поддержку государства, бороться за себя бизнесу придется самому.

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

По материалам  IV Всероссийского бизнес-форума «Россия. Новая стратегия».  Организатор бизнес-форума конгрессно-выставочная компания «ИМПЕРИЯ».

Поделиться публикацией:
Мнение экспертов: возможно ли такое в России?
477
Новое на рынке: первые проекты запущены и успешно ...
675
Ярослав Шиллер, исполнительный директор иркутской ...
448
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
2050
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2584
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5992
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
802
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
957

Как вести себя коммерческому сектору в столь неблагоприятных условиях?

На сегодняшний день российская экономика агонизирует под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Геополитическая напряженность, санкции и антисанкции, падение мировых цен на нефть, значительный отток капитала и инвестиций, возрастающая налоговая нагрузка, ускоряющаяся инфляция и падающий рубль – все это формирует предельный уровень нестабильной экономической ситуации. Кроме того, непредсказуемые действия ЦБ и правительства говорят о том, что кризис носит саморазвивающийся характер. Андрей Поденок, президент Московской ассоциации предпринимателей, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса говорит о том, что в ближайшее время ждать улучшения экономической ситуации в России не придется. Россия находится в ситуации дестабилизации экономического развития и полностью лишилась инвестиционного ресурса.

Большинство экспертов убеждены, что рецессия в российской экономике началась уже более двух лет назад, когда темпы роста ВВП поменялись с умеренных на минимальные.  Однако общество это заметило далеко не сразу. В поведении потребителей в кризис можно выделить четыре этапа.  Сначала, когда в финансовой, коммерческой и промышленной областях только цифровые значения способны охарактеризовать изменения в экономике в худшую сторону, потребитель ничего не замечает. Это первый этап.

Во втором, при накоплении негативных событий и оценок, происходит ухудшение потребительских и предпринимательских ожиданий.  Начинается коррекция потребительского поведения: люди пока покупают в тех же объемах, но стараются купить подешевле, общие суммы трат снижаются.

В момент третьего этапа происходят лихорадочные покупки, потребители стараюсь купить то, что необходимо до неизбежного подорожания. В четвертой стадии покупательский спрос снижается резко, доля непродовольственных товаров в покупках уменьшается, основные траты приходятся на продовольствие. Покупатель начинает серьезным образом экономить. Также в кризис меняется состав потребительской корзины: в первую очередь в кризис меньше покупают непродовольственные товары. Российские потребители сейчас находится между третьим и четвертым этапами.

По мнению финансового аналитика Владимира Левченко, самая глубокая за последние десятилетия потребительская яма возникнет весной следующего года. Однако, Левченко считает, что в подобной ситуации компаниям необходимо принимать долгосрочные решения и стараться активно занимать долю рынка, искать неконкурентные среды, где будет высокая добавленная стоимость. В условиях перманентного кризиса, необходимо снижать риски: искать сектора, где высокая рентабельность, уходить от заемных денег и постоянно работать над снижением издержек.

Кризис откинул Россию в 90-е годы двадцатого века. Тем не менее, коммерческий сектор рынка в экономике есть, в отличие от производственного, и за это стоит побороться. Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации: «Нормальная экономика начинается с потребителя. Все, что мы создаем и производим, доводится через торговлю. У населения огромная способность к адаптации, и бизнес уже научился адаптироваться, но в стране не создан настоящий средний класс, который мог бы стать качественным потребителем. Хотелось бы еще, чтобы и органы управления страной научились адаптироваться. Необходимо стимулировать внутренний спрос, как это сделали другие экономики мира, например, Китай. Кроме того, я считаю, что наша торговая отрасль сильно скособочена. По официальным данным Росстата, доля сетевой торговли в общем торговом обороте страны составляет 21%».

Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования НЕОКОН считает, что Россия вышла в длительный период падающего рынка, где ключевой стратегией становится захват доли рынка за счет выбывания конкурентов. Для этого в тактической сфере имеется один единственный инструмент –это маркетинговые технологии.  Никакого объективного роста рынка и спроса в ближайшее время, по мнению эксперта, не будет.

«Без возвращения финансовой системы в симбиоз с производственной системой, без создания механизмов производства на базе внутренних, а не иностранных кредитов, невозможно организовать стимулирование инновационного и предпринимательского развития», – говорит  Сергей Глазьев, экономист, академик РАН, советник Президента РФ по вопросам интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Предсказать ситуацию достаточно сложно, многофакторность воздействия на российскую экономику предполагает множество сценариев. Тем не менее, большинство прогнозов экспертов пессимистичны. Экономику России ждут сложные времена и дело не только в колебаниях цен на нефть и давлении со стороны стран Запада. Страна практически не наработала внутренний ресурс, способный облегчить кризисную ситуацию: технологические инновации, производственный сектор, независимость от импорта, класс предпринимателей и средний бизнес.

Решения, принимаемые на уровне государства, пока не способствуют облегчению и реальному улучшению ситуации в экономике и коммерческом секторе. Единственный плюс – в кризис все участники рынка учатся выживать, как научились в 1998 быть более осторожным на рынке ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа), как в 2008 году научились быть аккуратнее с займами.

Безусловно, кризисная ситуация неблагоприятна для большинства. Однако те, кто умело в ней лавирует, имеют шансы на успех и могут занять место тех, кто ушел с рынка. В этом смысле у кризиса функция положительная – выживает сильнейший, наиболее востребованный покупателем или клиентом. И как бы не хотелось надеяться на новую стратегию и поддержку государства, бороться за себя бизнесу придется самому.

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

По материалам  IV Всероссийского бизнес-форума «Россия. Новая стратегия».  Организатор бизнес-форума конгрессно-выставочная компания «ИМПЕРИЯ».

В кризис выживут сильнейшиеразвитие, перспективы, выживание, кризис
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
В кризис выживут сильнейшие
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/86382/2017-09-27