Баннер ФЗ-54
19 декабря 2014, 01:00 11345 просмотров

В кризис выживут сильнейшие

Экономика России стремительно развивается по негативному сценарию. Реальная цифра инфляции приближается к двузначной. Резкое падение курса рубля приводит в замешательство и потребителей и предпринимателей. Тем не менее экономическая деятельность не приостанавливается.

Как вести себя коммерческому сектору в столь неблагоприятных условиях?

На сегодняшний день российская экономика агонизирует под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Геополитическая напряженность, санкции и антисанкции, падение мировых цен на нефть, значительный отток капитала и инвестиций, возрастающая налоговая нагрузка, ускоряющаяся инфляция и падающий рубль – все это формирует предельный уровень нестабильной экономической ситуации. Кроме того, непредсказуемые действия ЦБ и правительства говорят о том, что кризис носит саморазвивающийся характер. Андрей Поденок, президент Московской ассоциации предпринимателей, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса говорит о том, что в ближайшее время ждать улучшения экономической ситуации в России не придется. Россия находится в ситуации дестабилизации экономического развития и полностью лишилась инвестиционного ресурса.

Большинство экспертов убеждены, что рецессия в российской экономике началась уже более двух лет назад, когда темпы роста ВВП поменялись с умеренных на минимальные.  Однако общество это заметило далеко не сразу. В поведении потребителей в кризис можно выделить четыре этапа.  Сначала, когда в финансовой, коммерческой и промышленной областях только цифровые значения способны охарактеризовать изменения в экономике в худшую сторону, потребитель ничего не замечает. Это первый этап.

Во втором, при накоплении негативных событий и оценок, происходит ухудшение потребительских и предпринимательских ожиданий.  Начинается коррекция потребительского поведения: люди пока покупают в тех же объемах, но стараются купить подешевле, общие суммы трат снижаются.

В момент третьего этапа происходят лихорадочные покупки, потребители стараюсь купить то, что необходимо до неизбежного подорожания. В четвертой стадии покупательский спрос снижается резко, доля непродовольственных товаров в покупках уменьшается, основные траты приходятся на продовольствие. Покупатель начинает серьезным образом экономить. Также в кризис меняется состав потребительской корзины: в первую очередь в кризис меньше покупают непродовольственные товары. Российские потребители сейчас находится между третьим и четвертым этапами.

По мнению финансового аналитика Владимира Левченко, самая глубокая за последние десятилетия потребительская яма возникнет весной следующего года. Однако, Левченко считает, что в подобной ситуации компаниям необходимо принимать долгосрочные решения и стараться активно занимать долю рынка, искать неконкурентные среды, где будет высокая добавленная стоимость. В условиях перманентного кризиса, необходимо снижать риски: искать сектора, где высокая рентабельность, уходить от заемных денег и постоянно работать над снижением издержек.

Кризис откинул Россию в 90-е годы двадцатого века. Тем не менее, коммерческий сектор рынка в экономике есть, в отличие от производственного, и за это стоит побороться. Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации: «Нормальная экономика начинается с потребителя. Все, что мы создаем и производим, доводится через торговлю. У населения огромная способность к адаптации, и бизнес уже научился адаптироваться, но в стране не создан настоящий средний класс, который мог бы стать качественным потребителем. Хотелось бы еще, чтобы и органы управления страной научились адаптироваться. Необходимо стимулировать внутренний спрос, как это сделали другие экономики мира, например, Китай. Кроме того, я считаю, что наша торговая отрасль сильно скособочена. По официальным данным Росстата, доля сетевой торговли в общем торговом обороте страны составляет 21%».

Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования НЕОКОН считает, что Россия вышла в длительный период падающего рынка, где ключевой стратегией становится захват доли рынка за счет выбывания конкурентов. Для этого в тактической сфере имеется один единственный инструмент –это маркетинговые технологии.  Никакого объективного роста рынка и спроса в ближайшее время, по мнению эксперта, не будет.

«Без возвращения финансовой системы в симбиоз с производственной системой, без создания механизмов производства на базе внутренних, а не иностранных кредитов, невозможно организовать стимулирование инновационного и предпринимательского развития», – говорит  Сергей Глазьев, экономист, академик РАН, советник Президента РФ по вопросам интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Предсказать ситуацию достаточно сложно, многофакторность воздействия на российскую экономику предполагает множество сценариев. Тем не менее, большинство прогнозов экспертов пессимистичны. Экономику России ждут сложные времена и дело не только в колебаниях цен на нефть и давлении со стороны стран Запада. Страна практически не наработала внутренний ресурс, способный облегчить кризисную ситуацию: технологические инновации, производственный сектор, независимость от импорта, класс предпринимателей и средний бизнес.

Решения, принимаемые на уровне государства, пока не способствуют облегчению и реальному улучшению ситуации в экономике и коммерческом секторе. Единственный плюс – в кризис все участники рынка учатся выживать, как научились в 1998 быть более осторожным на рынке ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа), как в 2008 году научились быть аккуратнее с займами.

Безусловно, кризисная ситуация неблагоприятна для большинства. Однако те, кто умело в ней лавирует, имеют шансы на успех и могут занять место тех, кто ушел с рынка. В этом смысле у кризиса функция положительная – выживает сильнейший, наиболее востребованный покупателем или клиентом. И как бы не хотелось надеяться на новую стратегию и поддержку государства, бороться за себя бизнесу придется самому.

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

По материалам  IV Всероссийского бизнес-форума «Россия. Новая стратегия».  Организатор бизнес-форума конгрессно-выставочная компания «ИМПЕРИЯ».

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
508
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2058
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
214
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
463
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1154
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2658

Как вести себя коммерческому сектору в столь неблагоприятных условиях?

На сегодняшний день российская экономика агонизирует под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Геополитическая напряженность, санкции и антисанкции, падение мировых цен на нефть, значительный отток капитала и инвестиций, возрастающая налоговая нагрузка, ускоряющаяся инфляция и падающий рубль – все это формирует предельный уровень нестабильной экономической ситуации. Кроме того, непредсказуемые действия ЦБ и правительства говорят о том, что кризис носит саморазвивающийся характер. Андрей Поденок, президент Московской ассоциации предпринимателей, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса говорит о том, что в ближайшее время ждать улучшения экономической ситуации в России не придется. Россия находится в ситуации дестабилизации экономического развития и полностью лишилась инвестиционного ресурса.

Большинство экспертов убеждены, что рецессия в российской экономике началась уже более двух лет назад, когда темпы роста ВВП поменялись с умеренных на минимальные.  Однако общество это заметило далеко не сразу. В поведении потребителей в кризис можно выделить четыре этапа.  Сначала, когда в финансовой, коммерческой и промышленной областях только цифровые значения способны охарактеризовать изменения в экономике в худшую сторону, потребитель ничего не замечает. Это первый этап.

Во втором, при накоплении негативных событий и оценок, происходит ухудшение потребительских и предпринимательских ожиданий.  Начинается коррекция потребительского поведения: люди пока покупают в тех же объемах, но стараются купить подешевле, общие суммы трат снижаются.

В момент третьего этапа происходят лихорадочные покупки, потребители стараюсь купить то, что необходимо до неизбежного подорожания. В четвертой стадии покупательский спрос снижается резко, доля непродовольственных товаров в покупках уменьшается, основные траты приходятся на продовольствие. Покупатель начинает серьезным образом экономить. Также в кризис меняется состав потребительской корзины: в первую очередь в кризис меньше покупают непродовольственные товары. Российские потребители сейчас находится между третьим и четвертым этапами.

По мнению финансового аналитика Владимира Левченко, самая глубокая за последние десятилетия потребительская яма возникнет весной следующего года. Однако, Левченко считает, что в подобной ситуации компаниям необходимо принимать долгосрочные решения и стараться активно занимать долю рынка, искать неконкурентные среды, где будет высокая добавленная стоимость. В условиях перманентного кризиса, необходимо снижать риски: искать сектора, где высокая рентабельность, уходить от заемных денег и постоянно работать над снижением издержек.

Кризис откинул Россию в 90-е годы двадцатого века. Тем не менее, коммерческий сектор рынка в экономике есть, в отличие от производственного, и за это стоит побороться. Александр Борисов, генеральный директор Московской международной бизнес ассоциации: «Нормальная экономика начинается с потребителя. Все, что мы создаем и производим, доводится через торговлю. У населения огромная способность к адаптации, и бизнес уже научился адаптироваться, но в стране не создан настоящий средний класс, который мог бы стать качественным потребителем. Хотелось бы еще, чтобы и органы управления страной научились адаптироваться. Необходимо стимулировать внутренний спрос, как это сделали другие экономики мира, например, Китай. Кроме того, я считаю, что наша торговая отрасль сильно скособочена. По официальным данным Росстата, доля сетевой торговли в общем торговом обороте страны составляет 21%».

Михаил Хазин, президент компании экспертного консультирования НЕОКОН считает, что Россия вышла в длительный период падающего рынка, где ключевой стратегией становится захват доли рынка за счет выбывания конкурентов. Для этого в тактической сфере имеется один единственный инструмент –это маркетинговые технологии.  Никакого объективного роста рынка и спроса в ближайшее время, по мнению эксперта, не будет.

«Без возвращения финансовой системы в симбиоз с производственной системой, без создания механизмов производства на базе внутренних, а не иностранных кредитов, невозможно организовать стимулирование инновационного и предпринимательского развития», – говорит  Сергей Глазьев, экономист, академик РАН, советник Президента РФ по вопросам интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Предсказать ситуацию достаточно сложно, многофакторность воздействия на российскую экономику предполагает множество сценариев. Тем не менее, большинство прогнозов экспертов пессимистичны. Экономику России ждут сложные времена и дело не только в колебаниях цен на нефть и давлении со стороны стран Запада. Страна практически не наработала внутренний ресурс, способный облегчить кризисную ситуацию: технологические инновации, производственный сектор, независимость от импорта, класс предпринимателей и средний бизнес.

Решения, принимаемые на уровне государства, пока не способствуют облегчению и реальному улучшению ситуации в экономике и коммерческом секторе. Единственный плюс – в кризис все участники рынка учатся выживать, как научились в 1998 быть более осторожным на рынке ГКО (государственные краткосрочные облигации) и ОФЗ (облигации федерального займа), как в 2008 году научились быть аккуратнее с займами.

Безусловно, кризисная ситуация неблагоприятна для большинства. Однако те, кто умело в ней лавирует, имеют шансы на успех и могут занять место тех, кто ушел с рынка. В этом смысле у кризиса функция положительная – выживает сильнейший, наиболее востребованный покупателем или клиентом. И как бы не хотелось надеяться на новую стратегию и поддержку государства, бороться за себя бизнесу придется самому.

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

По материалам  IV Всероссийского бизнес-форума «Россия. Новая стратегия».  Организатор бизнес-форума конгрессно-выставочная компания «ИМПЕРИЯ».

В кризис выживут сильнейшиеразвитие, перспективы, выживание, кризис
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
В кризис выживут сильнейшие
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/86382/2018-09-21

Прямая трансляция