Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости 
индустрии ритейла первым!
7-Eleven: почему крупнейшая в мире сеть магазинов у дома не может найти покупателя?
Уже семь лет японский ритейлер 7-Eleven – само олицетворение формата ultra-convenience store – находится в состоянии глубокой трансформации. Пик своего развития сеть миновала еще в далеком 2016 году – с того момента ее рост замедлился, особенно это заметно в Японии. В последние годы ситуация усугубилась и встал вопрос о продаже компании. Главным претендентом до недавнего времени оставалась канадская ACT, управляющая конкурирующей сетью магазинов Circle K, однако в последний момент сделка неожиданно сорвалась. После этого в 7-Eleven оперативно сменилось руководство, объявившее о новом витке реформ, которые помогут выйти из кризиса. В чем состоит его план и почему японские магазины у дома не могут жить и развиваться по-старому – обсудим в этой статье.
  
Фото: Ned Snowman/Shutterstock/Fotodom
Ретроспектива кризиса
Богатой на события истории 7-Eleven мы уже посвящали отдельную статью. Но на всякий случай напомним основные моменты становления сети, популяризовавшей формат ultra-convenience store в разных концах планеты.
7-Eleven придумали в Техасе в 1927 году. Небольшая продуктовая лавка для работяг разрослась до огромной сети магазинов, выделяющихся революционным для своего времени круглосуточным графиком работы. В 1970-х годах 7-Eleven, насчитывающая уже на тот момент порядка 4 тыс. точек в США, начала международную экспансию и удачно закрепилась в Японии.
Успех в Стране восходящего солнца обеспечивался уникальной для того времени IT-системой контроля ассортимента, позволяющей оперативно пополнять запасы и удовлетворять изменяющиеся потребности покупателей.
В то же время у себя на родине ритейлер сталкивается с серьезными проблемами, в том числе из-за провальной ставки на авторынок и заправочные станции. В 1990 году японский филиал выкупает находящийся на грани банкротства 7-Eleven у его американских владельцев и фактически спасает ее.
Сеть расцветает в Японии, становясь неотъемлемой частью городского ландшафта страны, и почти достигает 60 тыс. магазинов по всему миру к 2016 году.
Территориально 7-Eleven продолжила рост и после 2016 года – сегодня сеть представлена более чем 85 тыс. точек в 19 странах. Однако финансовые показатели компании после 2016 года постепенно замедляются. В 2019 году руководство 7-Eleven объявило о сокращении 3 тыс. рабочих мест, закрытии порядка 1000 нерентабельных магазинов (большинство из них расположены в Японии) и отказе от круглосуточной работы магазинов к 2022 году в рамках масштабной трансформации сети.
Оптимизация расходов дала компании небольшой импульс, но не сменила общую траекторию. По итогам 2020 года посещаемость японских магазинов сети сократилась на ощутимые 10,4% – спустя пять лет этот показатель так и не вернулся к докризисным значениям. С одной стороны, на это есть объективные причины – дело в самих японских потребителях. Население стремительно стареет, люди в возрасте 65+ составляют 29,5% всего общества (35,6 млн человек). В то время как магазины у дома традиционно ориентируются на молодое поколение и подстраиваются под их потребительское поведение.
С другой стороны, 7-Eleven сама совершает критические ошибки. Японский розничный рынок сегодня крайне перенасыщен. С сетью вовсю конкурируют Lawson и FamilyMart, которые, например, успешно интегрировали программы лояльности, пользующиеся большой популярностью у молодежи. 7-Eleven это не удалось. Инновационность, качество обслуживания и премиальность бренда – столпы сети, обосновывающие высокие цены на повседневные товары – больше не работают. В 2024 году 7-Eleven даже пошла на беспрецедентный для формата шаг и снизила цены на ходовые бенто (наборы с готовой едой).
  
Фото: Крыкова Ольга / Retail.ru
Между Канадой и США
2024 год стал одним из самых тяжелых для 7-Eleven. Операционная прибыль компании рухнула на 21%, до 421 млрд иен (2,91 млрд долл.). В пресс-релизе отмечалось, что сеть «столкнулась с изменениями в потребительской среде, с которыми никогда раньше не сталкивалась», и ситуация неопределенности будет сохраняться и в 2025 году, в том числе из-за повышения пошлин со стороны США.
К слову, 2024 год выдался настолько плохим, что даже в Америке, где дела у 7-Eleven шли заметно лучше, чем в Японии, продажи упали на 2,7%, а на 2025 год прогнозируется сокращение еще на 1,5%. Еще до повышения пошлин, в октябре прошлого года, сеть анонсировала закрытие 444 нерентабельных магазинов в США.
Летом 2024 года 7-Eleven поступило предложение от канадской компании Alimentation Couche-Tard (ACT) о покупке сети за 39 млрд долл. ACT владеет второй крупнейшей в мире сетью магазинов шаговой доступности Circle K, насчитывающей около 14 200 точек в 26 странах. Интерес ACT был обусловлен желанием подмять под себя американский рынок, где Circle K также занимает второе место после 7-Eleven (5800 против 12 300 точек). В 7-Eleven посчитали, что ACT недооценивает компанию, и отказались от предложения, в ответ на что последняя подняла цену до 46 млрд долл.
Тут в борьбу вступил Дзюнро Ито – сын одного из основателей головной компании Seven & i Holdings. Он предложил за 7-Eleven 58 млрд долл. Как оказалось впоследствии, у него не было заявленной суммы для выкупа сети. Попытки наследника перебить предложение канадцев только удешевило 7-Eleven в глазах потенциальных покупателей.
  
Фото: Alejandro Guzmani/Shutterstock/Fotodom
Вынашивался и еще один план – отказаться от продажи бизнеса и вывести американское подразделение 7-Eleven на Нью-Йоркскую биржу. Для этого в марте 2025 года Seven & i Holdings впервые наняла на должность генерального директора иностранца – Стивена Дакуса. Свободно владеющий японским языком Дакус до этого возглавлял американское подразделение сети, а еще раньше управлял японским филиалом Walmart. Компания официально объявила о планах IPO в США в 2026 году и анонсировала очередную трансформацию сети. При этом от предложения ACT пока не отказывались, несмотря на ходившие в медиа слухи.
Только в середине июля стало известно о срыве сделки, но со стороны канадцев. Эта сделка могла бы стать крупнейшим корпоративным поглощением в Азиатско-Тихоокеанском регионе за долгие годы, однако поведение 7-Eleven в ACT посчитали несерьезным и отказались от покупки сети. В ходе переговоров Seven & i Holdings предлагала канадской стороне выкупить весь заграничный и 40% японского бизнеса в обмен на долю в Circle K. ACT такая идея не пришлась по нраву.
План Дакуса
Похоже, руководство 7-Eleven само добивалось срыва сделки, несмотря на давление инвесторов, и решило выбираться из кризиса своими силами. План спасения сети не ограничивается одним лишь IPO, запланированным на конец 2026 года. Новый гендир Стивен Дакус пообещал открыть 2300 новых магазинов в следующие пять лет (1300 в Северной Америке и 1000 в Японии).
Дакус также намерен значительно расширить зону доставки магазинов, которая сейчас работает далеко не во всех точках (особенно слабо она развита в США), и вложить значительные средства в обновление оборудования (особое внимание уделяется кофемашинам). В Штатах сеть усилит интеграцию магазинов с заправочными станциями, а в Японии – улучшит обратную связь с клиентами (в последние годы 7-Eleven сильно критикуют в японских соцсетях за спорные решения с уменьшением размеров бенто и скудный ассортимент).
У экспертов план Дакуса вызывает большие сомнения. Учитывая и так запредельную насыщенность магазинами, которые к тому же сокращают свои площади, открытие еще 1000 точек в Японии кажется совсем нереалистичным. Да и от самого IPO не ждут каких-то чудес, видя в нем лишь дешевый рекламный ход для сети.
В целом же за всем пафосом новых реформ пока скрывается довольно ограниченный набор улучшений, не предполагающий каких-то революционных обновлений бизнес-модели 7-Eleven.
Это проблема не только 7-Eleven, но и других японских сетей. Лучший способ компенсировать стагнацию на японском рынке – экспансивно расширяться за границей. Активнее всего сектор магазинов у дома сейчас растет в Китае, о чем мы писали подробную статью. В Поднебесной сейчас представлены и 7-Eleven, и FamilyMart, и Lawson, не говоря уже о множестве локальных сетей.
В последнее время также активизировалась и отечественная розница: формат ultra-convenience store начали осваивать «Магнит» и X5. Кстати, в апреле 2025 года вновь пошли слухи о возможном выходе 7-Eleven на российский рынок, поводом для которых стала подача заявки в «Роспатент» на регистрацию товарного знака. Однако 7-Eleven уже не раз подавала подобные заявки (например, в 2019 году), но так и не решалась переходить к прямым действиям по открытию магазинов.
Сергей Рыбачук, Retail.ru

Об особенностях B2B-маркетплейса для оптовых закупок, его развитии и возможностях для поставщиков и покупателей.