Баннер ФЗ-54
07.08.2007 16:49:00 7 августа 2007, 16:49 5605 просмотров

Продуктовые сети, или Кому в ритейле жить хорошо?

Инвестиционное обозрение «КАПИТАЛИСТ»

Развитие цивилизованного торгового рынка в Нижнем Новгороде начиналось усилиями местных продуктовых сетей. Однако за последние три года их заметно потеснили федеральные брэнды. Конкуренция в этом сегменте возросла до предела, и игроки рынка бьются фактически за каждого клиента. Новичкам же приходится искать свободные ниши, которых, по мнению экспертов, в областном центре осталось весьма немного.

«Аборигены» против «заезжих»

По сведениям Нижегородстата, оборот розничной торговли в 2006году в Нижнем Новгороде увеличился на 14,1% по сравнению с 2005годом и составил 116,3млрд руб. Заметно выросло и число открывшихся торговых точек. Среди наиболее крупных местных сетей можно назвать «Райцентр», ТД «Народный», «XXIвек», «Саюс», «Андреевский», а также сетевой тандем «Мясновъ» и «Отдохни». Монополия нижегородцев в продуктовом ритейле сохранялась до 2004 года.

Одной из первых зарубежных продуктовых компаний, которая проникла на местный рынок, открыв здесь свой гипермаркет «Рамстор», стала турецкая «Рамэнка». Вслед за ней в районе Мещерского озера открылся центр мелкооптовой торговли MetroCashCarry(в августе текущего года второй торгцентр компании откроется на ул. Нартова). Тогда же в Нижнем Новгороде появились московские продуктовые сети. Первый супермаркет торговой сети «Перекресток» начал работать на пл. Ленина. Затем нижегородский бизнес компании «Альянс», продвигавшей брэнд «Эконта», перешел в московское владение сети «Магнит». А спустя несколько месяцев на рынок вышел другой крупный столичный дискаунтер — «Копейка». В итоге, по доле рынка москвичи перехватили лидерство у нижегородских предпринимателей.

«У крупного сетевого бизнеса нет проблем с инвестициями, поэтому выйти на рынок им очень легко, — говорит Вадим Носов, руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области. — Единственная трудность для них — это нехватка квалифицированных кадров».

Эксперты единодушны во мнении: если раньше предприниматели зачастую изыскивали собственные средства, чтобы создать продуктовую сеть, то сегодня настало время кредитов. «На рынке появилось много дешевых «длинных» денег, и процент, под который банки кредитуют ритейл, уже ниже уровня инфляции», — констатирует Вадим Носов.

Новые игроки продолжали приходить на рынок и в 2005-2006 годах. В 2005 году на Московском шоссе открылся гипермаркет «Олсон», осенью 2006 года французская компания «АШАН» открыла одноименный гипермаркет в торгово-развлекательном центре «Мега» в дер. Федяково, чуть ранее на выезде из города открылся гипермаркет «Карусель». «Торговля стала уходить на периферию, как и в большинстве крупных европейских городов, — поясняет Вадим Носов. — Это говорит о том, что староформатные магазины советского типа начнут отмирать, потому что основная доля продукции реализуется в крупных гипермаркетах. Учитывая, что на 100 тыс. населения необходим 1 такой гипермаркет, наш город насыщен ими менее чем на половину».

Расширение федеральных сетей на рынке не остановилось и в 2007 году. Например, «Копейка» до конца 2007 года намерена увеличить сеть в Нижегородской области вдвое — до 100 магазинов. Дискаунтер планирует размещать универсамы минимальной площадью 370 кв. мв городах области с населением от 25 тыс. человек. Инвестиции в открытие одной собственной торговой точки составят более $1 млн. В компании рассчитывают, что с увеличением числа магазинов оборот «Копейки» в регионе к концу 2007 года составит 5 млрд руб.

Нижегородский рынок, несмотря на его высококонкурентность, до сих пор привлекает новых игроков. В 2007 году Нижний Новгород площадкой для экспансии выбрала калининградская группа компаний «Вестер»: она намерена открыть в городе супермаркет игипермаркет. «Магазины будут располагаться наарендуемых площадях, что позволит компании сократить затраты нареализацию проекта», — говорит Анна Карабицына, руководитель отдела побрэндингу исвязям собщественностью федеральной дирекции маркетинга ирекламы сети «Вестер». Один из магазинов разместится в реконструируемом ныне здании нагорного Дворца спорта. Компания собирается открывать магазины врайонах, которые еще неосвоены крупными игроками. Инвестиции воткрытие двух «арендных» магазинов составят $8,4 млн, тогда как настроительство гипермаркета пришлось быпотратить неменее $10млн.

Сопротивление экспансии

Местные сети ищут новые способы удержаться на плаву. Кое-кто решил расширять бизнес в других регионах. Например, холдинг «Жанто» нацелился на рынки Воронежа и Украины, а ТД «Народный» решил открыть торговый центр в Чебоксарах.

Зато нижегородская компания «ВКТ» отважилась противостоять экспансии и закрепиться в пределах родной области. В мае 2007года компания начала развивать новый для себя формат торговли— магазины шаговой доступности площадью 50-100кв. мпод брэндом «Точка», потратив на это $3млн. Как выяснилось, «ВКТ» надеется получить в Нижнем Новгороде долю от 17-25% розничного рынка, освобождаемых ларьками и мини-маркетами. (Напомним, что в июле 2006года мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов подписал постановление, согласно которому мини-маркеты и ларьки постепенно будут ликвидированы с городских улиц). Как подсчитали специалисты «ВКТ», «Точки» будут рентабельны при ежедневной выручке 30-50тыс.руб. «Сектор «магазинов у дома» абсолютно свободен, и здесь нет ни одного сетевого формата», — считает Алексей Зудин, генеральный директор компании «ВКТ». Срок окупаемостипроекта — около пяти лет.

«Формат «магазинов у дома» перспективен, но, как правило, для крупных сетевых компаний, — замечает Вадим Носов. — Поэтому мелким игрокам в этом случае целесообразно обратиться за франшизой. При этом, однако, нужно обратить внимание на то, как у франшизера развита логистика в нашем регионе. Ведь логистика сегодня — главный фактор успеха в сетевой торговле, поскольку помогает снизить издержки. И это особенно важно, потому что в Нижнем Новгороде настала эпоха реальной борьбы за клиента. Чтобы привлечь покупателя, сегодня обязательна реклама, различные акции, скидки и т. п. И снижение издержек даже на доли процента просто необходимо».

Федералам тоже нелегко

В последнее время открывать продуктовые магазины в Нижнем Новгороде становится все сложнее. Поэтому, по мнению экспертов, больше перспектив сегодня в районных центрах. Здесь больше свободных ниш, а также свободных площадей для открытия магазинов. В отличие, например, от «ВКТ», которая нацелила свои «Точки» на районы области, у «Копейки» могут возникнуть проблемы с нехваткой помещений. Причем даже несмотря на то, что дискаунтеры менее прихотливы к состоянию объектов недвижимости.

Не исключено также, что определенные сложности у федералов могут возникнуть и с франчайзинговыми магазинами. По словам аналитика

ИК «Финам» Сергея Фильченкова, франчайзинг может обеспечить более высокие темпы развития, но открывать собственные магазины выгоднее, так как снижаются риски, а компания получает всю прибыль, а не роялти от франчайзи.

Кстати, компания X5RetailGroup, развивающая сети «Перекресток» и «Пятерочка», испытывает определенные трудности с реализацией франчайзингового направления. Сейчас цена франшизы поднялась и составляет около $1,5млн, соответственно, интерес потенциальных партнеров заметно пошел на убыль. Так, компания не нашла подходящего франчайзи в Нижнем Новгороде, попала в конфликтную ситуацию в Краснодаре (владелец франчайзинговых «Пятерочек» в Краснодаре Владимир Измайлов решил отказаться от франшизы из-за высоких отчислений), а потом впервые в своей практике даже решила открывать по соседству с франчайзинговыми собственные «Пятерочки» в Самаре, так и не сумев договориться с владельцем франшизы о выкупе магазинов.

Смешение магазинов на одной территории до сих пор было в практике «Копейки». Впрочем, от этого больше страдают франчайзи. «Копейка» сейчас не самый удачный вариант для тех, кто собирается купить ее франшизу, что связано с возможностью продажи этого бизнеса владельцами.

Что касается сети «Магнит», то здесь нет определенности, будет ли она развиваться в дальнейшем по франшизе или нет. «У компании достаточно своих ресурсов, чтобы открывать собственные магазины, которыми легче управлять», — поясняет Вадим Носов.

Перспективы рынка

По мнению экспертов, у продуктового ритейла в Нижнем Новгороде существует как минимум двукратный потенциал роста и он будет продолжаться до 2010 года. «Определить, что рынок достиг наивысшей точки конкуренции, можно по следующему признаку — когда гипермаркеты начнут продавать на своих АЗС бензин без наценки, а «Лукойл» подаст на них в суд, обвинив в законе о нарушении конкуренции. В Европе и США такие прецеденты уже встречались. Сетевики готовы идти на все, чтобы заманить к себе клиента», — говорит Вадим Носов.

Но победит тот, кто сумеет выстроить отлаженную логистику и найти свободные ниши. Одной из них эксперты называют формат натуральных продуктов, которые не содержат добавок. В мире торговля ими занимает 3-5%. А в России пока нет даже системы сертификации натуральных продуктов.

Пятерка, семерка, туз

Аналитики положительно оценивают инвестиционную привлекательность розничного сегмента, называя его «бенефициаром российского рынка». Главная причина этого — рост доходов и потребления населения. Доля потребления целого ряда продукции на душу населения значительно ниже по сравнению с аналогичными показателями в странах Западной и даже Восточной Европы. Эта разница будет сокращаться по мере увеличения ВВП и экономики в целом, что обеспечит дальнейший бурный рост в этом сегменте. Сегодня на фондовом рынке представлены акции трех продуктовых сетей: X5 retailgroup, «Седьмой континент» и «Магнит», однако в течение года список торгуемых бумаг из сектора увеличится. Посмотрим, кто станет следующим!

Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1147
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
1067
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
778
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1811
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
607
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
628

Инвестиционное обозрение «КАПИТАЛИСТ»

Развитие цивилизованного торгового рынка в Нижнем Новгороде начиналось усилиями местных продуктовых сетей. Однако за последние три года их заметно потеснили федеральные брэнды. Конкуренция в этом сегменте возросла до предела, и игроки рынка бьются фактически за каждого клиента. Новичкам же приходится искать свободные ниши, которых, по мнению экспертов, в областном центре осталось весьма немного.

«Аборигены» против «заезжих»

По сведениям Нижегородстата, оборот розничной торговли в 2006году в Нижнем Новгороде увеличился на 14,1% по сравнению с 2005годом и составил 116,3млрд руб. Заметно выросло и число открывшихся торговых точек. Среди наиболее крупных местных сетей можно назвать «Райцентр», ТД «Народный», «XXIвек», «Саюс», «Андреевский», а также сетевой тандем «Мясновъ» и «Отдохни». Монополия нижегородцев в продуктовом ритейле сохранялась до 2004 года.

Одной из первых зарубежных продуктовых компаний, которая проникла на местный рынок, открыв здесь свой гипермаркет «Рамстор», стала турецкая «Рамэнка». Вслед за ней в районе Мещерского озера открылся центр мелкооптовой торговли MetroCashCarry(в августе текущего года второй торгцентр компании откроется на ул. Нартова). Тогда же в Нижнем Новгороде появились московские продуктовые сети. Первый супермаркет торговой сети «Перекресток» начал работать на пл. Ленина. Затем нижегородский бизнес компании «Альянс», продвигавшей брэнд «Эконта», перешел в московское владение сети «Магнит». А спустя несколько месяцев на рынок вышел другой крупный столичный дискаунтер — «Копейка». В итоге, по доле рынка москвичи перехватили лидерство у нижегородских предпринимателей.

«У крупного сетевого бизнеса нет проблем с инвестициями, поэтому выйти на рынок им очень легко, — говорит Вадим Носов, руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области. — Единственная трудность для них — это нехватка квалифицированных кадров».

Эксперты единодушны во мнении: если раньше предприниматели зачастую изыскивали собственные средства, чтобы создать продуктовую сеть, то сегодня настало время кредитов. «На рынке появилось много дешевых «длинных» денег, и процент, под который банки кредитуют ритейл, уже ниже уровня инфляции», — констатирует Вадим Носов.

Новые игроки продолжали приходить на рынок и в 2005-2006 годах. В 2005 году на Московском шоссе открылся гипермаркет «Олсон», осенью 2006 года французская компания «АШАН» открыла одноименный гипермаркет в торгово-развлекательном центре «Мега» в дер. Федяково, чуть ранее на выезде из города открылся гипермаркет «Карусель». «Торговля стала уходить на периферию, как и в большинстве крупных европейских городов, — поясняет Вадим Носов. — Это говорит о том, что староформатные магазины советского типа начнут отмирать, потому что основная доля продукции реализуется в крупных гипермаркетах. Учитывая, что на 100 тыс. населения необходим 1 такой гипермаркет, наш город насыщен ими менее чем на половину».

Расширение федеральных сетей на рынке не остановилось и в 2007 году. Например, «Копейка» до конца 2007 года намерена увеличить сеть в Нижегородской области вдвое — до 100 магазинов. Дискаунтер планирует размещать универсамы минимальной площадью 370 кв. мв городах области с населением от 25 тыс. человек. Инвестиции в открытие одной собственной торговой точки составят более $1 млн. В компании рассчитывают, что с увеличением числа магазинов оборот «Копейки» в регионе к концу 2007 года составит 5 млрд руб.

Нижегородский рынок, несмотря на его высококонкурентность, до сих пор привлекает новых игроков. В 2007 году Нижний Новгород площадкой для экспансии выбрала калининградская группа компаний «Вестер»: она намерена открыть в городе супермаркет игипермаркет. «Магазины будут располагаться наарендуемых площадях, что позволит компании сократить затраты нареализацию проекта», — говорит Анна Карабицына, руководитель отдела побрэндингу исвязям собщественностью федеральной дирекции маркетинга ирекламы сети «Вестер». Один из магазинов разместится в реконструируемом ныне здании нагорного Дворца спорта. Компания собирается открывать магазины врайонах, которые еще неосвоены крупными игроками. Инвестиции воткрытие двух «арендных» магазинов составят $8,4 млн, тогда как настроительство гипермаркета пришлось быпотратить неменее $10млн.

Сопротивление экспансии

Местные сети ищут новые способы удержаться на плаву. Кое-кто решил расширять бизнес в других регионах. Например, холдинг «Жанто» нацелился на рынки Воронежа и Украины, а ТД «Народный» решил открыть торговый центр в Чебоксарах.

Зато нижегородская компания «ВКТ» отважилась противостоять экспансии и закрепиться в пределах родной области. В мае 2007года компания начала развивать новый для себя формат торговли— магазины шаговой доступности площадью 50-100кв. мпод брэндом «Точка», потратив на это $3млн. Как выяснилось, «ВКТ» надеется получить в Нижнем Новгороде долю от 17-25% розничного рынка, освобождаемых ларьками и мини-маркетами. (Напомним, что в июле 2006года мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов подписал постановление, согласно которому мини-маркеты и ларьки постепенно будут ликвидированы с городских улиц). Как подсчитали специалисты «ВКТ», «Точки» будут рентабельны при ежедневной выручке 30-50тыс.руб. «Сектор «магазинов у дома» абсолютно свободен, и здесь нет ни одного сетевого формата», — считает Алексей Зудин, генеральный директор компании «ВКТ». Срок окупаемостипроекта — около пяти лет.

«Формат «магазинов у дома» перспективен, но, как правило, для крупных сетевых компаний, — замечает Вадим Носов. — Поэтому мелким игрокам в этом случае целесообразно обратиться за франшизой. При этом, однако, нужно обратить внимание на то, как у франшизера развита логистика в нашем регионе. Ведь логистика сегодня — главный фактор успеха в сетевой торговле, поскольку помогает снизить издержки. И это особенно важно, потому что в Нижнем Новгороде настала эпоха реальной борьбы за клиента. Чтобы привлечь покупателя, сегодня обязательна реклама, различные акции, скидки и т. п. И снижение издержек даже на доли процента просто необходимо».

Федералам тоже нелегко

В последнее время открывать продуктовые магазины в Нижнем Новгороде становится все сложнее. Поэтому, по мнению экспертов, больше перспектив сегодня в районных центрах. Здесь больше свободных ниш, а также свободных площадей для открытия магазинов. В отличие, например, от «ВКТ», которая нацелила свои «Точки» на районы области, у «Копейки» могут возникнуть проблемы с нехваткой помещений. Причем даже несмотря на то, что дискаунтеры менее прихотливы к состоянию объектов недвижимости.

Не исключено также, что определенные сложности у федералов могут возникнуть и с франчайзинговыми магазинами. По словам аналитика

ИК «Финам» Сергея Фильченкова, франчайзинг может обеспечить более высокие темпы развития, но открывать собственные магазины выгоднее, так как снижаются риски, а компания получает всю прибыль, а не роялти от франчайзи.

Кстати, компания X5RetailGroup, развивающая сети «Перекресток» и «Пятерочка», испытывает определенные трудности с реализацией франчайзингового направления. Сейчас цена франшизы поднялась и составляет около $1,5млн, соответственно, интерес потенциальных партнеров заметно пошел на убыль. Так, компания не нашла подходящего франчайзи в Нижнем Новгороде, попала в конфликтную ситуацию в Краснодаре (владелец франчайзинговых «Пятерочек» в Краснодаре Владимир Измайлов решил отказаться от франшизы из-за высоких отчислений), а потом впервые в своей практике даже решила открывать по соседству с франчайзинговыми собственные «Пятерочки» в Самаре, так и не сумев договориться с владельцем франшизы о выкупе магазинов.

Смешение магазинов на одной территории до сих пор было в практике «Копейки». Впрочем, от этого больше страдают франчайзи. «Копейка» сейчас не самый удачный вариант для тех, кто собирается купить ее франшизу, что связано с возможностью продажи этого бизнеса владельцами.

Что касается сети «Магнит», то здесь нет определенности, будет ли она развиваться в дальнейшем по франшизе или нет. «У компании достаточно своих ресурсов, чтобы открывать собственные магазины, которыми легче управлять», — поясняет Вадим Носов.

Перспективы рынка

По мнению экспертов, у продуктового ритейла в Нижнем Новгороде существует как минимум двукратный потенциал роста и он будет продолжаться до 2010 года. «Определить, что рынок достиг наивысшей точки конкуренции, можно по следующему признаку — когда гипермаркеты начнут продавать на своих АЗС бензин без наценки, а «Лукойл» подаст на них в суд, обвинив в законе о нарушении конкуренции. В Европе и США такие прецеденты уже встречались. Сетевики готовы идти на все, чтобы заманить к себе клиента», — говорит Вадим Носов.

Но победит тот, кто сумеет выстроить отлаженную логистику и найти свободные ниши. Одной из них эксперты называют формат натуральных продуктов, которые не содержат добавок. В мире торговля ими занимает 3-5%. А в России пока нет даже системы сертификации натуральных продуктов.

Пятерка, семерка, туз

Аналитики положительно оценивают инвестиционную привлекательность розничного сегмента, называя его «бенефициаром российского рынка». Главная причина этого — рост доходов и потребления населения. Доля потребления целого ряда продукции на душу населения значительно ниже по сравнению с аналогичными показателями в странах Западной и даже Восточной Европы. Эта разница будет сокращаться по мере увеличения ВВП и экономики в целом, что обеспечит дальнейший бурный рост в этом сегменте. Сегодня на фондовом рынке представлены акции трех продуктовых сетей: X5 retailgroup, «Седьмой континент» и «Магнит», однако в течение года список торгуемых бумаг из сектора увеличится. Посмотрим, кто станет следующим!

Продуктовые сети, или Кому в ритейле жить хорошо?года, магазинов, Новгороде, Нижнем, сети, Вадим, Носов
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Продуктовые сети, или Кому в ритейле жить хорошо?
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/18643/2017-05-26