7 мая 2018, 10:30 3602 просмотра

Настроения руководителей: что нового в рознице?

Ритейл вынужден искать новые инструменты для роста бизнеса на фоне упавших и
теперь стагнирующих доходов домохозяйств. Об особенностях текущего момента и об
эффективных находках рассказывают руководители крупных компаний.

Среди основных ритейловых трендов – укрупнение сетей и падение маржи. Начался отток покупателей из гипер- и супермакетов в магазины шаговой доступности. Потребители уделяют внимание не только ценам и ассортименту, но и удобству, позитивной атмосфере в магазинах. Практически во всех сетях IT-технологии укрепились в качестве основного инструмента развития. Итак, что предпринимают ритейлеры для того, чтобы сохранить и нарастить долю рынка, они поделились на XIV ежегодной конференции «Ритейл в России». Но сначала – слово – эксперту.

строить будущее.jpg

Идти в онлайн

Дмитрий Швецов, директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Russia

Впервые в российской истории реальные доходы населения падают четвертый год подряд: 2017 vs 2016 – минус 1,7%. При этом розничный товарооборот незначительно вырос – плюс 1,2%. Также чуть подрос в 2017-м индекс потребительского доверия и стабилизировался на низком уровне. В прошлом году 68% потребителей жили в режиме экономии, ранее этот показатель доходил до 73%. Лишь в конце 2017 года наблюдалось некоторое оживление потребительского рынка.

Сейчас 8 из 10 упаковок стиральных порошков продаются по промо, в целом по рынку и без того высокая доля промо-продаж растет, а лояльность брендам падает. В этой ситуации, когда старые методы не работают, выигрывают игроки второго эшелона.

Среди российских потребителей лишь 4% планируют покупать FMCG в онлайне, в Китае для сравнения – 40%. То есть, у нас ещё большой онлайновый потенциал. «Если взять продовольственную группу, – заключает Дмитрий Швецов, – то здесь важнейшей мотивацией покупок становится свежесть, которую начинают гарантировать и в онлайне».

Создать комьюнити

Борис Акимов, учредитель фермерского кооператива «ЛавкаЛавка»

Изначально для уверенного становления было важно создать комьюнити фермеров – узкий, почти семейный круг, где все верят друг другу на слово. В таком «семейном» взаимодействии рождались даже финансовые инструменты. «В 2011 году один фермер сказал мне, что ему нужен миллион рублей для посевной, – откровенничает Борис Акимов. – Мы кинули клич: выкупить заранее его будущую продукцию. Всё удалось и это пошло. Денежная кооперация единомышленников».

вырастить ананас.jpg

В 2015 году «ЛавкаЛавка» учредила фермерский рынок, инвестировала в него и покупали на нем же. Потом возник фермерский хаб и тоже на основе крауд фаундрайзинга. В целом удалось собрать 200 млн рублей, в «ЛавкаЛавка» это хорошо работает, поскольку все участники – в русле здорового потребления. Оно не только коммерчески, но и идейно увлекает тех, кто разделяет ценности «зелёной» экономики. На платформе блок-чейна «ЛавкаЛавка» создала свою систему лояльности – свой биокоин – токен для покупок, бонусных баллов. При желании он обменивается на рубли.

Использовать «чужой» трафик

Виктор Луканин, исполнительный вице-президент ООО «Евросеть-ритейл»

Менее трети выручки «Евросети» даёт продажа гаджетов и аксессуаров, остальное приходится на быстрорастущие цифровые услуги. Это высокотехнологичные услуги в сфере сотовой связи, финансовых сервисов и разнообразных платежей. В «Евросети» можно оплатить не только телевидение, телефон и интернет, но авиабилеты, штрафы ГИБДД, турпутёвки, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия, внести платежи по кредитам. В соответствии с подписанным договором «Евросеть» и «Ростелеком» настроили единый прямой платежный шлюз, который обеспечивает мгновенное зачисление средств.

Весьма быстрорастущий сегмент – выдача в своих салонах интернет-заказов других онлайн-магазинов. Серьёзно этой услугой компания занялась в прошлом году, а в нынешнем планирует выйти на выдачу уже 1 млн «чужих» заказов. Этому будет способствовать и значительное расширение сети – в 2018 году должны появиться не менее 400 новых точек. Сегодня компания представлена более чем 4500 салонами, работающими в около 1500 городах и населенных пунктах на территории России и Республики Беларусь.

«Чужой трафик приносит всё большую долю в доходах, – утверждает Виктор Луканин. – В этом мы видим большой потенциал роста».

Создавать передовые форматы

Дмитрий Костыгин, председатель Совета директоров компании «Юлмарт»

«Юлмарт» - онлайн- ритейлер со 130 тыс. товарных позиций – прежде всего электронных.

«Сейчас каждому ритейлеру обязательно надо иметь приличную интернет-витрину, – считает Дмитрий Костыгин. – В «Юлмарте» есть и офлайн, тоже лоукостер. Этот большой формат растет и неплохо себя чувствует и без онлайна. В Москве влияние аутлетов не так заметно, как в Санкт-Петербурге. Питер – столица российского ритейла, там рождается всё новое, определяется будущее и динамика движения к нему». В Санкт-Петербурге у «Юлмарта» лоукостер большого формата – 16 тыс. кв. м, в мае откроется ещё один.

Рынки, по его словам, становятся все более конкурентными. Если в 90-х существовало всего несколько торговых форматов, то сегодня их количество мультиплицировалось. Это теперь супермаркеты – дорогие и эконом-класса; лоукостеры в малом и большом формате, «распродажники» типа Familia и целые аутлет-деревни. Подход к работе со стоками становится все более структурированным и требует качественного управления. «К сожалению, отечественный менеджмент отстает от зарубежного как минимум на несколько лет», – резюмирует руководитель «Юлмарта».

Добавить эмоции

Владимир Корчагов, вице-президент холдинга «Аскона»

«Аскона» – крупнейший в РФ ритейлер и производитель матрасов, кроватей, диванов и других товаров для сна. То есть, производитель сам осуществляет дистрибуцию и торговлю произведенным. В России уже более 1 тыс. магазинов в 230 городах под брендами «Аскона», Hilding Anders и King Koil. Помимо стратегического сотрудничества со шведами – компания «Аскона» продала 51% своих акций крупнейшему производителю матрасов, концерну Hilding Anders – она еще и лицензиат американской компании матрасов King Koil. Осуществляется экспорт в восемь стран ближнего зарубежья.

король мира

В РФ мебельный рынок серьезно упал вслед за снижением в жилищном строительстве, «Аскона» и в этих условиях продолжила наращивать долю в своем сегменте. Например, по матрасам этот показатель достиг 52%. При этом доля онлайн продаж за счет узнаваемости бренда составляет 12%.

«Мебельный магазин – чрезвычайно скучное место, но холдинг делает их эмоциональными, – рассказывает Владимир Корчагов. – Так, чтобы ходили всей семьей. С будущего года в торговых залах появятся тестовые матрасы. Вас прямо в салоне уложат на него, определят ваши размеры, параметры необходимой жесткости и все прочее. Важные конкурентные преимущества ритейлер получает, если быстро использует итоги исследовательских работ». Так, в ходе корпоративных исследований выяснилось, что 30% россиян предпочитают спать на диванах. Теперь холдинг поставляет «правильные» диваны для сна с «правильными» матрасами.

Среди других конкурентных опций-преимуществ «Асконы»: возможность доставки в точно назначенное время, вызов специалиста-консультанта на дом, для определения оптимальных габаритов будущего спального места, матрасный «трейд-ин» – это когда вывозится старый с зачетом в покупку нового.

Бороться с «серыми»

Андрей Павлов, президент Zenden Group

Производственно-сбытовой обувной холдинг имеет сеть из 250 магазинов в 100 российских городах, собственное производство и даже торговые центры. В настоящее время Zenden Group работает над организацией большого и цивилизованного продуктового рынка. Поставлена цель достичь оборота в несколько миллиардов рублей, чтобы создать хороший трафик для совмещенных с ним магазинов. Там также будут обучать индивидуальных предпринимателей ведению бизнеса в белую.  Сейчас большая часть производства обуви в России находится вне государственного контроля. Поэтому и банкротятся такие гиганты, как «ЦентрОбувь». У обувщиков по-прежнему гиперконкуренция: по исследованиям РБК, в маленьком и бедном Иваново аж 254 обувных магазина, половина торгует контрафактом.

контрофакт.jpg

«Между тем в Минпромторге опять заговорили о малых формах торговли промтоварами, -сокрушается Андрей Павлов, - но ведь палатки и автолавки «убьют» уже открытые магазины. Думаю, что теперь наконец последует обеление рынка. После трагедии в Кемерово чиновники бросились наводить порядок в торговле, надеюсь, доберутся и до «серых» обувных кардиналов».

Еще одна общая проблема – дефицит рабочей силы. «Мы закинули ради интереса в интернет объявление: девушка без опыта, зарплата 25 тыс. рублей и номер телефона, – рассказал президент Zenden Group. – Позвонили десятки работодателей!»

Развивать взаимодействие с партнерами

Денис Шульга, директор по логистике X5 Retail Group

В компании возникла идея создать единый портал ритейлера и поставщика, такие давно есть за границей. «Портал поручили независимому провайдеру, ему теперь и передаем данные, чтобы ни одна из сторон не подозревала другую в перетягивании одеяла на себя», – объясняет Денис Шульга.

В итоге получилась общая для всех заслуживающая доверия IT-структура для изучения возможностей спроса и предложения, прогнозирования, поиска подходов к преодолению узких мест. Стали предельно ясными возможности поставщиков нарастить или сократить товарные потоки. Недопоставки в итоге уменьшились на 7%, легко выявляются их причины, а также причины ухудшения качества и другие проблемы. Улучшилось планирование движения продуктов от склада поставщика до полок магазина, а точность прогнозирования выросла на 17%. Совместный портал дал 70-процентную экономию времени при формировании аналитической отчетности.

Примечательно, что успешные и весьма авторитетные в своем кругу топ-менеджеры, анализируя серьезные проблемы и пути преодоления, уделили первостепенное значение скорости принятия решений и осуществления по ним пилотных проектов.

Ерлан Журабаев, специально для Retail.ru

Статья относится к тематикам: FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Девять сетей, поделивших китайский рынок
271
Как «умные» кассы меняют работу предпринимателей
152
Артем Афанасьев, директор юридического департамент...
3621
Лев Волков, генеральный директор крупнейшей регион...
4820

Среди основных ритейловых трендов – укрупнение сетей и падение маржи. Начался отток покупателей из гипер- и супермакетов в магазины шаговой доступности. Потребители уделяют внимание не только ценам и ассортименту, но и удобству, позитивной атмосфере в магазинах. Практически во всех сетях IT-технологии укрепились в качестве основного инструмента развития. Итак, что предпринимают ритейлеры для того, чтобы сохранить и нарастить долю рынка, они поделились на XIV ежегодной конференции «Ритейл в России». Но сначала – слово – эксперту.

строить будущее.jpg

Идти в онлайн

Дмитрий Швецов, директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Russia

Впервые в российской истории реальные доходы населения падают четвертый год подряд: 2017 vs 2016 – минус 1,7%. При этом розничный товарооборот незначительно вырос – плюс 1,2%. Также чуть подрос в 2017-м индекс потребительского доверия и стабилизировался на низком уровне. В прошлом году 68% потребителей жили в режиме экономии, ранее этот показатель доходил до 73%. Лишь в конце 2017 года наблюдалось некоторое оживление потребительского рынка.

Сейчас 8 из 10 упаковок стиральных порошков продаются по промо, в целом по рынку и без того высокая доля промо-продаж растет, а лояльность брендам падает. В этой ситуации, когда старые методы не работают, выигрывают игроки второго эшелона.

Среди российских потребителей лишь 4% планируют покупать FMCG в онлайне, в Китае для сравнения – 40%. То есть, у нас ещё большой онлайновый потенциал. «Если взять продовольственную группу, – заключает Дмитрий Швецов, – то здесь важнейшей мотивацией покупок становится свежесть, которую начинают гарантировать и в онлайне».

Создать комьюнити

Борис Акимов, учредитель фермерского кооператива «ЛавкаЛавка»

Изначально для уверенного становления было важно создать комьюнити фермеров – узкий, почти семейный круг, где все верят друг другу на слово. В таком «семейном» взаимодействии рождались даже финансовые инструменты. «В 2011 году один фермер сказал мне, что ему нужен миллион рублей для посевной, – откровенничает Борис Акимов. – Мы кинули клич: выкупить заранее его будущую продукцию. Всё удалось и это пошло. Денежная кооперация единомышленников».

вырастить ананас.jpg

В 2015 году «ЛавкаЛавка» учредила фермерский рынок, инвестировала в него и покупали на нем же. Потом возник фермерский хаб и тоже на основе крауд фаундрайзинга. В целом удалось собрать 200 млн рублей, в «ЛавкаЛавка» это хорошо работает, поскольку все участники – в русле здорового потребления. Оно не только коммерчески, но и идейно увлекает тех, кто разделяет ценности «зелёной» экономики. На платформе блок-чейна «ЛавкаЛавка» создала свою систему лояльности – свой биокоин – токен для покупок, бонусных баллов. При желании он обменивается на рубли.

Использовать «чужой» трафик

Виктор Луканин, исполнительный вице-президент ООО «Евросеть-ритейл»

Менее трети выручки «Евросети» даёт продажа гаджетов и аксессуаров, остальное приходится на быстрорастущие цифровые услуги. Это высокотехнологичные услуги в сфере сотовой связи, финансовых сервисов и разнообразных платежей. В «Евросети» можно оплатить не только телевидение, телефон и интернет, но авиабилеты, штрафы ГИБДД, турпутёвки, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия, внести платежи по кредитам. В соответствии с подписанным договором «Евросеть» и «Ростелеком» настроили единый прямой платежный шлюз, который обеспечивает мгновенное зачисление средств.

Весьма быстрорастущий сегмент – выдача в своих салонах интернет-заказов других онлайн-магазинов. Серьёзно этой услугой компания занялась в прошлом году, а в нынешнем планирует выйти на выдачу уже 1 млн «чужих» заказов. Этому будет способствовать и значительное расширение сети – в 2018 году должны появиться не менее 400 новых точек. Сегодня компания представлена более чем 4500 салонами, работающими в около 1500 городах и населенных пунктах на территории России и Республики Беларусь.

«Чужой трафик приносит всё большую долю в доходах, – утверждает Виктор Луканин. – В этом мы видим большой потенциал роста».

Создавать передовые форматы

Дмитрий Костыгин, председатель Совета директоров компании «Юлмарт»

«Юлмарт» - онлайн- ритейлер со 130 тыс. товарных позиций – прежде всего электронных.

«Сейчас каждому ритейлеру обязательно надо иметь приличную интернет-витрину, – считает Дмитрий Костыгин. – В «Юлмарте» есть и офлайн, тоже лоукостер. Этот большой формат растет и неплохо себя чувствует и без онлайна. В Москве влияние аутлетов не так заметно, как в Санкт-Петербурге. Питер – столица российского ритейла, там рождается всё новое, определяется будущее и динамика движения к нему». В Санкт-Петербурге у «Юлмарта» лоукостер большого формата – 16 тыс. кв. м, в мае откроется ещё один.

Рынки, по его словам, становятся все более конкурентными. Если в 90-х существовало всего несколько торговых форматов, то сегодня их количество мультиплицировалось. Это теперь супермаркеты – дорогие и эконом-класса; лоукостеры в малом и большом формате, «распродажники» типа Familia и целые аутлет-деревни. Подход к работе со стоками становится все более структурированным и требует качественного управления. «К сожалению, отечественный менеджмент отстает от зарубежного как минимум на несколько лет», – резюмирует руководитель «Юлмарта».

Добавить эмоции

Владимир Корчагов, вице-президент холдинга «Аскона»

«Аскона» – крупнейший в РФ ритейлер и производитель матрасов, кроватей, диванов и других товаров для сна. То есть, производитель сам осуществляет дистрибуцию и торговлю произведенным. В России уже более 1 тыс. магазинов в 230 городах под брендами «Аскона», Hilding Anders и King Koil. Помимо стратегического сотрудничества со шведами – компания «Аскона» продала 51% своих акций крупнейшему производителю матрасов, концерну Hilding Anders – она еще и лицензиат американской компании матрасов King Koil. Осуществляется экспорт в восемь стран ближнего зарубежья.

король мира

В РФ мебельный рынок серьезно упал вслед за снижением в жилищном строительстве, «Аскона» и в этих условиях продолжила наращивать долю в своем сегменте. Например, по матрасам этот показатель достиг 52%. При этом доля онлайн продаж за счет узнаваемости бренда составляет 12%.

«Мебельный магазин – чрезвычайно скучное место, но холдинг делает их эмоциональными, – рассказывает Владимир Корчагов. – Так, чтобы ходили всей семьей. С будущего года в торговых залах появятся тестовые матрасы. Вас прямо в салоне уложат на него, определят ваши размеры, параметры необходимой жесткости и все прочее. Важные конкурентные преимущества ритейлер получает, если быстро использует итоги исследовательских работ». Так, в ходе корпоративных исследований выяснилось, что 30% россиян предпочитают спать на диванах. Теперь холдинг поставляет «правильные» диваны для сна с «правильными» матрасами.

Среди других конкурентных опций-преимуществ «Асконы»: возможность доставки в точно назначенное время, вызов специалиста-консультанта на дом, для определения оптимальных габаритов будущего спального места, матрасный «трейд-ин» – это когда вывозится старый с зачетом в покупку нового.

Бороться с «серыми»

Андрей Павлов, президент Zenden Group

Производственно-сбытовой обувной холдинг имеет сеть из 250 магазинов в 100 российских городах, собственное производство и даже торговые центры. В настоящее время Zenden Group работает над организацией большого и цивилизованного продуктового рынка. Поставлена цель достичь оборота в несколько миллиардов рублей, чтобы создать хороший трафик для совмещенных с ним магазинов. Там также будут обучать индивидуальных предпринимателей ведению бизнеса в белую.  Сейчас большая часть производства обуви в России находится вне государственного контроля. Поэтому и банкротятся такие гиганты, как «ЦентрОбувь». У обувщиков по-прежнему гиперконкуренция: по исследованиям РБК, в маленьком и бедном Иваново аж 254 обувных магазина, половина торгует контрафактом.

контрофакт.jpg

«Между тем в Минпромторге опять заговорили о малых формах торговли промтоварами, -сокрушается Андрей Павлов, - но ведь палатки и автолавки «убьют» уже открытые магазины. Думаю, что теперь наконец последует обеление рынка. После трагедии в Кемерово чиновники бросились наводить порядок в торговле, надеюсь, доберутся и до «серых» обувных кардиналов».

Еще одна общая проблема – дефицит рабочей силы. «Мы закинули ради интереса в интернет объявление: девушка без опыта, зарплата 25 тыс. рублей и номер телефона, – рассказал президент Zenden Group. – Позвонили десятки работодателей!»

Развивать взаимодействие с партнерами

Денис Шульга, директор по логистике X5 Retail Group

В компании возникла идея создать единый портал ритейлера и поставщика, такие давно есть за границей. «Портал поручили независимому провайдеру, ему теперь и передаем данные, чтобы ни одна из сторон не подозревала другую в перетягивании одеяла на себя», – объясняет Денис Шульга.

В итоге получилась общая для всех заслуживающая доверия IT-структура для изучения возможностей спроса и предложения, прогнозирования, поиска подходов к преодолению узких мест. Стали предельно ясными возможности поставщиков нарастить или сократить товарные потоки. Недопоставки в итоге уменьшились на 7%, легко выявляются их причины, а также причины ухудшения качества и другие проблемы. Улучшилось планирование движения продуктов от склада поставщика до полок магазина, а точность прогнозирования выросла на 17%. Совместный портал дал 70-процентную экономию времени при формировании аналитической отчетности.

Примечательно, что успешные и весьма авторитетные в своем кругу топ-менеджеры, анализируя серьезные проблемы и пути преодоления, уделили первостепенное значение скорости принятия решений и осуществления по ним пилотных проектов.

Ерлан Журабаев, специально для Retail.ru

Настроения руководителей: что нового в рознице?мнения, торговля, будущее ритейла
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Настроения руководителей: что нового в рознице?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/150618/2019-01-18