25 октября 2017, 12:50 13314 просмотра

Как зарегистрировать СТМ?

Многие предприниматели задумываются над тем, как наиболее выгодно зарегистрировать собственную торговую марку и как в дальнейшем использовать её в своем бизнесе. Кроме того, на этом моменте вопросы не заканчиваются, ведь собственную торговую марку еще необходимо придумать и создать. В этой статье будут рассмотрены основные вопросы и этапы создания СТМ, вплоть до инструкции, описывающей все действия, необходимые для создания своей торговой марки и её дальнейшего использования в бизнесе.

Напомним, что СТМ (собственная торговая марка) – это бренд, владельцем которого является структура, занимающаяся его реализацией. Создать собственную торговую марку могут не только розничные ритейлеры, но и также кооперативы, закупочные союзы сетей, региональные объединения оптовых и дистрибьюторских компаний, крупных импортеров.

Правообладателем товарного знака по российскому законодательству может быть либо юрлицо, либо индивидуальный предприниматель. Регистрация товарных знаков на физических лиц запрещена, в отличие от доменных имен. Рассмотрим способ регистрации и приобретения прав на торговую марку на территории России. Известно, что в этой стране правоустанавливающим действием является сам факт регистрации торговой марки. После завершения государственной регистрации, владелец марки получает на нее полные права. В частности, чтобы стать владельцем торговой марки на территории России необходимо зарегистрировать товарный знак в 35/42 классе (торговля) Международной классификации товаров и услуг МКТУ.

kak-zaregistrirovat_stm_1.jpg

Прежде чем начать выполнять весь алгоритм действий по приобретению прав на торговую марку или регистрацию торговой марки, необходимо разработать словесное (изобразительное/комбинированное) обозначение, которое в дальнейшем будет зарегистрировано в «Роспатент».

Виды торговых марок различаются следующим образом:

  1. Словесное — это название СТМ и шрифтовая комбинация. Этот тип включает в себя 80 % всех товарных знаков и является самым распространенным. Сюда входят как названия брендов — например, Adidas или Honda (а также аббревиатуры — «ВТБ», «СТС»), так и фирменные шрифты. В эту категорию также входят рекламные слоганы (если какая-либо компания зарегистрировала свой слоган, никакая другая компания уже не сможет использовать его в своих целях).
  2. Изобразительное — это обозначение товарного знака в виде картинки, которая не содержит словесных элементов.
  3. Комбинированное — это сочетание элементов словесного и изобразительного типов, другими словами — логотип.

Для того, чтобы подобрать наиболее подходящие вашей марке обозначения, необходимо проработать ряд моментов:

  • обозначить, что именно представляет из себя продукт/услуга;
  • обозначить основную миссию продукта/услуги;
  • обозначить основные ценности продукта/услуги и выгоду, которую приобретут потребители при его использовании/заказе;
  • обозначить уникальное торговое предложение продукта или услуги и его основные отличия от конкурентов;
  • определить основную группу потребителей продукта/услуги;
  • определить, в какой период времени/сезона данный продукт/услуга наиболее выгодны потребителю и почему он будет стремиться его приобрести.

В дальнейшем необходимо проработать дизайн СТМ. Для этого владельцу нужно проработать следующие моменты:

  • какой эффект должно произвести на потребителя визуальное оформление СТМ (какой образ, какие ассоциации он должен вызывать)?
  • где именно СТМ чаще всего будут видеть потребители?
  • на каких языковых версиях будет создана СТМ (кириллица, латиница, список языков). Как будет называться СТМ на других языках?

Создать собственный товарный знак можно самостоятельно, а можно доверить это дело профессиональным дизайнерам и маркетологам. Несмотря на то, что первый вариант дешевле, лучше обратиться ко второму варианту, поскольку создать самостоятельно узнаваемый, лаконичный и запоминающийся логотип — весьма непростая задача, особенно если у заказчика отсутствуют необходимые навыки. Чтобы результат работы профессионалов удовлетворил требования заказчика, требуется составить четкое и техническое задание с описанием целей товарного знака и пожеланий его будущего владельца.

В процессе разработки технического задания заказчику также следует помнить о том, что эксперты не рекомендуют менять товарный знак в дальнейшем, поскольку подобные перемены нередко плохо сказываются на узнаваемости товара и имидже компании.

После того как собственная торговая марка готова, необходимо зарегистрировать товарный знак относительно классов 35/42 МКТУ (торговля), что позволит предпринимателю стать его законным обладателем. Выше сообщалось, что приобрести законные права на торговую марку в России можно путем регистрации товарного знака относительно 35/42 классов МКТУ в «Роспатент». 

Прежде чем подать заявку на регистрацию торговой марки, заказчику необходимо убедиться в том, что его СТМ не попадает ни по одному пункту в список обозначений, не подлежащих регистрации, который приведен в статье 1483 Гражданского кодекса РФ. В частности, не разрешена регистрация знаков, полностью повторяющих государственную символику (например, флаг России не может быть логотипом), знаков, включающих в свой логотип изображения известных людей (без их разрешения) и так далее.

После того, как обозначения (словесные и/или графические) СТМ были разработаны, необходимо осуществить подбор классов МКТУ (Международной классификации товаров и услуг) для будущего товарного знака. Данный этап можно пройти самостоятельно, а можно обратиться к посреднику, поскольку он требует специальных знаний и значительного количества времени. В случае обращения к посреднику, необходимо четко описать значения и функции товара/услуги, чтобы подбор класса товара был проведен максимально корректно. Правильный подбор классов МКТУ сильно влияет на патентоспособность нового товарного знака.

После того, как как обозначение для последующей регистрации в качестве товарного знака разработано и утверждено и ему присвоены (выбраны в соответствии с целями регистрации) классы МКТУ, необходимо проверить полученные обозначения на патентоспособность. Именно эта проверка является самой важной в процедуре регистрации собственной торговой марки, ведь в случае совершения ошибок на данном этапе результатом будет отказ в государственной регистрации.

Чтобы получить госрегистрацию, будущему владельцу СТМ необходимо проследить за соответствием данных требуемым условиям Роспатента. Помимо этого, владелец обязан также проследить за своевременностью исполнения всех проверок, которые могут гарантировать успешность госрегистрации.

В частности, рекомендуется провести серию проверок СТМ по самым актуальным и полным базам данных, чтобы исключить вероятность повтора или частичного совпадения с уже существующим товарным знаком.

Что включает в себя заявка в «Роспатент»? Это следующие документы:

  1. Заявление с указанием наименования правообладателя марки и адреса его регистрации; 
  2. Изображение торговой марки (8 оттисков размером 8×8 см) и ее словесное описание; 
  3. Перечень товаров, для которых регистрируется обозначение, с указанием классов по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). 

К заявке следует приложить: 

  1. Документ, подтверждающий уплату пошлины; 
  2. Устав знака, если знак коллективный; 
  3. Доверенность на имя патентного поверенного, подписанная руководителем организации (если заявка подается через представителя).

После завершения всех необходимых проверок, наступает этап формирования и подачи заявки в «Роспатент». Все требования к заявке содержатся на официальном сайте «Роспатент», соблюдая которые, можно избежать большинства проблем при регистрации СТМ . В заявку также входит описательная часть будущего товарного знака, которая не может быть изменена на этапах прохождения формальной и основной экспертизы. В связи с этим описание товарного знака должно быть изначально подготовлено на высоком уровне. Кроме того, независимо от организации процесса подачи заявки (самостоятельно/с привлечением посредников), датой приоритета будет считаться дата подачи заявки.

После получения заявки, эксперты «Роспатента» проведут формальную экспертизу. Её срок не зависит от того, была ли подана заявка заказчиком самостоятельно, или же её подали в ведомство специалисты юридической организации. Формальная проверка «Роспатента» заключается в сверке формальных требований к оформлению заявки.

После завершения формальной экспертизы, заявка пройдет основную экспертизу, срок проведения которой также полностью зависит от экспертов «Роспатента». На успешность данной процедуры наиболее сильно влияет качественная работа специалистов и заказчика на этапах проверки знака на патентоспособность и подачи заявки.

После завершения формальной и основной экспертиз, эксперты «Роспатента» принимают решение о регистрации или об отказе в регистрации. В дальнейшем, эксперты ведомства могут направить заказчику ряд запросов, чтобы прояснить какие-либо вопросы, возникшие при рассмотрении заявки на регистрацию торговой марки. На данном этапе немаловажную роль играет опыт, которым должен обладать заказчик, либо посредник, к чьим услугам он обратился.

После успешного прохождения всех предыдущих этапов, заказчик получает свидетельство о государственной регистрации товарного знака. Общий срок регистрации торговой марки не регламентирован, но обычно занимает 12-15 месяцев с момента подачи заявки.

Вкратце процесс регистрации товарного знака выглядит следующим образом:

  1. Заказчик присылает посреднику изображение знака и реквизиты (ИП/юридическое лицо). Второй вариант — заказчик самостоятельно заполняет заявку в соответствии с требованиями «Роспатента» и отправляет её в ведомство.
  2. Заказчик получает от посредника (либо получает самостоятельно) подтверждение приема заявки на рассмотрение в «Роспатент» и ссылку на публичный государственный реестр, где размещена заявка.
  3. После получения официального подтверждения о том, что делопроизводство по заявке начато, заказчик получает договорные и финансовые документы и производит оплату.
  4. Заказчик ждет результатов проверки от экспертов «Роспатента».

Станковская Виктория, Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Как зарегистрировать СТМ?

Многие предприниматели задумываются над тем, как наиболее выгодно зарегистрировать собственную торговую марку и как в дальнейшем использовать её в своем бизнесе. Кроме того, на этом моменте вопросы не заканчиваются, ведь собственную торговую марку еще необходимо придумать и создать. В этой статье будут рассмотрены основные вопросы и этапы создания СТМ, вплоть до инструкции, описывающей все действия, необходимые для создания своей торговой марки и её дальнейшего использования в бизнесе.

Напомним, что СТМ (собственная торговая марка) – это бренд, владельцем которого является структура, занимающаяся его реализацией. Создать собственную торговую марку могут не только розничные ритейлеры, но и также кооперативы, закупочные союзы сетей, региональные объединения оптовых и дистрибьюторских компаний, крупных импортеров.

Правообладателем товарного знака по российскому законодательству может быть либо юрлицо, либо индивидуальный предприниматель. Регистрация товарных знаков на физических лиц запрещена, в отличие от доменных имен. Рассмотрим способ регистрации и приобретения прав на торговую марку на территории России. Известно, что в этой стране правоустанавливающим действием является сам факт регистрации торговой марки. После завершения государственной регистрации, владелец марки получает на нее полные права. В частности, чтобы стать владельцем торговой марки на территории России необходимо зарегистрировать товарный знак в 35/42 классе (торговля) Международной классификации товаров и услуг МКТУ.

kak-zaregistrirovat_stm_1.jpg

Прежде чем начать выполнять весь алгоритм действий по приобретению прав на торговую марку или регистрацию торговой марки, необходимо разработать словесное (изобразительное/комбинированное) обозначение, которое в дальнейшем будет зарегистрировано в «Роспатент».

Виды торговых марок различаются следующим образом:

  1. Словесное — это название СТМ и шрифтовая комбинация. Этот тип включает в себя 80 % всех товарных знаков и является самым распространенным. Сюда входят как названия брендов — например, Adidas или Honda (а также аббревиатуры — «ВТБ», «СТС»), так и фирменные шрифты. В эту категорию также входят рекламные слоганы (если какая-либо компания зарегистрировала свой слоган, никакая другая компания уже не сможет использовать его в своих целях).
  2. Изобразительное — это обозначение товарного знака в виде картинки, которая не содержит словесных элементов.
  3. Комбинированное — это сочетание элементов словесного и изобразительного типов, другими словами — логотип.

Для того, чтобы подобрать наиболее подходящие вашей марке обозначения, необходимо проработать ряд моментов:

  • обозначить, что именно представляет из себя продукт/услуга;
  • обозначить основную миссию продукта/услуги;
  • обозначить основные ценности продукта/услуги и выгоду, которую приобретут потребители при его использовании/заказе;
  • обозначить уникальное торговое предложение продукта или услуги и его основные отличия от конкурентов;
  • определить основную группу потребителей продукта/услуги;
  • определить, в какой период времени/сезона данный продукт/услуга наиболее выгодны потребителю и почему он будет стремиться его приобрести.

В дальнейшем необходимо проработать дизайн СТМ. Для этого владельцу нужно проработать следующие моменты:

  • какой эффект должно произвести на потребителя визуальное оформление СТМ (какой образ, какие ассоциации он должен вызывать)?
  • где именно СТМ чаще всего будут видеть потребители?
  • на каких языковых версиях будет создана СТМ (кириллица, латиница, список языков). Как будет называться СТМ на других языках?

Создать собственный товарный знак можно самостоятельно, а можно доверить это дело профессиональным дизайнерам и маркетологам. Несмотря на то, что первый вариант дешевле, лучше обратиться ко второму варианту, поскольку создать самостоятельно узнаваемый, лаконичный и запоминающийся логотип — весьма непростая задача, особенно если у заказчика отсутствуют необходимые навыки. Чтобы результат работы профессионалов удовлетворил требования заказчика, требуется составить четкое и техническое задание с описанием целей товарного знака и пожеланий его будущего владельца.

В процессе разработки технического задания заказчику также следует помнить о том, что эксперты не рекомендуют менять товарный знак в дальнейшем, поскольку подобные перемены нередко плохо сказываются на узнаваемости товара и имидже компании.

После того как собственная торговая марка готова, необходимо зарегистрировать товарный знак относительно классов 35/42 МКТУ (торговля), что позволит предпринимателю стать его законным обладателем. Выше сообщалось, что приобрести законные права на торговую марку в России можно путем регистрации товарного знака относительно 35/42 классов МКТУ в «Роспатент». 

Прежде чем подать заявку на регистрацию торговой марки, заказчику необходимо убедиться в том, что его СТМ не попадает ни по одному пункту в список обозначений, не подлежащих регистрации, который приведен в статье 1483 Гражданского кодекса РФ. В частности, не разрешена регистрация знаков, полностью повторяющих государственную символику (например, флаг России не может быть логотипом), знаков, включающих в свой логотип изображения известных людей (без их разрешения) и так далее.

После того, как обозначения (словесные и/или графические) СТМ были разработаны, необходимо осуществить подбор классов МКТУ (Международной классификации товаров и услуг) для будущего товарного знака. Данный этап можно пройти самостоятельно, а можно обратиться к посреднику, поскольку он требует специальных знаний и значительного количества времени. В случае обращения к посреднику, необходимо четко описать значения и функции товара/услуги, чтобы подбор класса товара был проведен максимально корректно. Правильный подбор классов МКТУ сильно влияет на патентоспособность нового товарного знака.

После того, как как обозначение для последующей регистрации в качестве товарного знака разработано и утверждено и ему присвоены (выбраны в соответствии с целями регистрации) классы МКТУ, необходимо проверить полученные обозначения на патентоспособность. Именно эта проверка является самой важной в процедуре регистрации собственной торговой марки, ведь в случае совершения ошибок на данном этапе результатом будет отказ в государственной регистрации.

Чтобы получить госрегистрацию, будущему владельцу СТМ необходимо проследить за соответствием данных требуемым условиям Роспатента. Помимо этого, владелец обязан также проследить за своевременностью исполнения всех проверок, которые могут гарантировать успешность госрегистрации.

В частности, рекомендуется провести серию проверок СТМ по самым актуальным и полным базам данных, чтобы исключить вероятность повтора или частичного совпадения с уже существующим товарным знаком.

Что включает в себя заявка в «Роспатент»? Это следующие документы:

  1. Заявление с указанием наименования правообладателя марки и адреса его регистрации; 
  2. Изображение торговой марки (8 оттисков размером 8×8 см) и ее словесное описание; 
  3. Перечень товаров, для которых регистрируется обозначение, с указанием классов по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). 

К заявке следует приложить: 

  1. Документ, подтверждающий уплату пошлины; 
  2. Устав знака, если знак коллективный; 
  3. Доверенность на имя патентного поверенного, подписанная руководителем организации (если заявка подается через представителя).

После завершения всех необходимых проверок, наступает этап формирования и подачи заявки в «Роспатент». Все требования к заявке содержатся на официальном сайте «Роспатент», соблюдая которые, можно избежать большинства проблем при регистрации СТМ . В заявку также входит описательная часть будущего товарного знака, которая не может быть изменена на этапах прохождения формальной и основной экспертизы. В связи с этим описание товарного знака должно быть изначально подготовлено на высоком уровне. Кроме того, независимо от организации процесса подачи заявки (самостоятельно/с привлечением посредников), датой приоритета будет считаться дата подачи заявки.

После получения заявки, эксперты «Роспатента» проведут формальную экспертизу. Её срок не зависит от того, была ли подана заявка заказчиком самостоятельно, или же её подали в ведомство специалисты юридической организации. Формальная проверка «Роспатента» заключается в сверке формальных требований к оформлению заявки.

После завершения формальной экспертизы, заявка пройдет основную экспертизу, срок проведения которой также полностью зависит от экспертов «Роспатента». На успешность данной процедуры наиболее сильно влияет качественная работа специалистов и заказчика на этапах проверки знака на патентоспособность и подачи заявки.

После завершения формальной и основной экспертиз, эксперты «Роспатента» принимают решение о регистрации или об отказе в регистрации. В дальнейшем, эксперты ведомства могут направить заказчику ряд запросов, чтобы прояснить какие-либо вопросы, возникшие при рассмотрении заявки на регистрацию торговой марки. На данном этапе немаловажную роль играет опыт, которым должен обладать заказчик, либо посредник, к чьим услугам он обратился.

После успешного прохождения всех предыдущих этапов, заказчик получает свидетельство о государственной регистрации товарного знака. Общий срок регистрации торговой марки не регламентирован, но обычно занимает 12-15 месяцев с момента подачи заявки.

Вкратце процесс регистрации товарного знака выглядит следующим образом:

  1. Заказчик присылает посреднику изображение знака и реквизиты (ИП/юридическое лицо). Второй вариант — заказчик самостоятельно заполняет заявку в соответствии с требованиями «Роспатента» и отправляет её в ведомство.
  2. Заказчик получает от посредника (либо получает самостоятельно) подтверждение приема заявки на рассмотрение в «Роспатент» и ссылку на публичный государственный реестр, где размещена заявка.
  3. После получения официального подтверждения о том, что делопроизводство по заявке начато, заказчик получает договорные и финансовые документы и производит оплату.
  4. Заказчик ждет результатов проверки от экспертов «Роспатента».

Станковская Виктория, Retail.ru

регистрация, стм, развитие сетиКак зарегистрировать СТМ?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/kak-zaregistrirovat-stm/2017-10-25


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052