15 июня 2007, 13:24 3598 просмотров

Всемирная паутина на службе ритейла

www.moyo-delo.ru

Олег Бакун, генеральный директор Core Competences Retail Evolution Company

Электронная розничная торговля представляет собой значительное новшество, которое будет оказывать все большее влияние на все аспекты коммерческой деятельности в России, в том числе на розничную торговлю продуктами питания.

Всемирная паутина все глубже пронизывает большую часть рынка: банковский сектор, ресторанный бизнес, поставщиков товаров и услуг, производителей, туристических операторов, страховой сектор, перевозчиков и многих других.

Розничная торговля продуктами питания не является исключением. Практически все крупные международные розничные компании развивают услугу продажи товаров через Интернет на стратегическом уровне, как дифференцированное предложение для новой группы потребителей, не желая отдавать эту нишу своим конкурентам. Рост торговли через глобальную сеть будет также поддерживаться ростом числа пользователей, подключенных к глобальной сети, и, что более важно, ростом числа интернет-сайтов и продукции, доступной в режиме он-лайн. Для организации Интернет торговли есть два основных способа: покупка уже существующих раскрученных специализированных сайтов или создание собственных сайтов с нулевого уровня. И тот и другой способы оправданы и не являются для крупных ритейлеров затратными проектами, так как торговые операторы уже имеют большие группы лояльных (постоянных) потребителей, готовых подключиться к новому виду услуг. Это подталкивает ритейлеров к ценовой конкуренции в интернет-торговле и совершенствованию технологий своих Интернет магазинов. Данное направление вовлекает все новые группы потребителей, так как дает возможность не только оперативно получить необходимый товар, но произвести покупку по более выгодной цене.

Как правило, интернет-торговля основана на предложении товара по более низкой цене, чем товар, выставленный в обычных розничных магазинах. Дополнительные расходы по доставке могут возникнуть в случае незначительных сумм заказов (многие интернет-сайты обозначают уровень минимального заказа, при котором не взимается оплата за доставку).

Александр Никоноров, генеральный директор ООО «7к-Доставка»

Торговля продуктами питания через интернет-магазины в мегаполисах весьма распространена и ее популярность будет возрастать день за днем. Чтобы следовать рыночным тенденциям, в рамках компании «Седьмой Континент» организована служба «7к-Доставка», с помощью которой клиент может осуществить заказ продуктов питания в интернет-магазине и получить их с доставкой. Помимо продовольственных товаров мы постарались наполнить наш интернет-магазин основными товарами категории non-food. Думаю, что данное направление будет становиться все более популярным и набирать обороты.

Организация торговли продуктами питания через Интернет требует надежной работы программного обеспечения и резервирования аппаратного обеспечения, которое должно функционировать в режиме 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году.

Затратная часть в интернет-магазине меньше, чем в стандартном супермаркете за счет меньшего размера фонда оплаты труда и более низких арендных платежей, но требования, предъявляемые к рентабельности работы любой коммерческой организации, все же вынуждают нас поддерживать определенный уровень наценки. Также не стоит забывать о том, что в интернет-магазине есть дополнительные расходы, которые складываются из затрат на содержание автотранспорта, бензин, мобильную связь, продвижение услуги в сети, обслуживание софта интернет-магазина, оплату сотрудников, которые принимают и комплектуют заказы наших клиентов. Для пенсионеров и людей со средним достатком мы установили невысокие цены на социально значимые товары, проводим акции и предлагаем различные виды скидок.

Несомненно, данный сегмент интернет-торговли будет развиваться и дальше. Мы ставим перед собой задачу увеличивать наш ежегодный рост на 30–50% и расти немного с опережением данного рынка. Однако уже сейчас служба «7к-Доставка» приносит компании более 1% выручки.

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc.

Торговлей через Интернет в разное время занимались практически все сети, потому как изначально был эффект новизны. Сегодня же, насколько я помню, хоть какую-то активность в этом сегменте показывает только «Седьмой Континент» и «Утконос». И здесь нет ничего удивительного, ведь в продуктовом сегменте «чистой» торговли через Интернет не существует, все равно должен быть склад и очень серьезная служба транспортной и складской логистики, а это приличные деньги. Отсюда следует, что игру «в интернет-торговлю» начинают там, где появляются заманчивые перспективы использовать простаивающий малотоннажный транспорт компании.

Как я уже сказал, самым дорогостоящим для организации торговли через Интернет являются транспорт и люди. Для сравнения: организация сайта, адаптированного под интернет-торговлю, будет стоить порядка 3–7 тыс. у. е. в зависимости от сложности, call-центра на мобильных переадресуемых телефонах 200–1500 у. е., а вот заработная плата шести курьеров-водителей 5–7 тыс. у. е. в месяц, ГСМ и амортизация транспорта в месяц – 1–2 тыс. у. е. в месяц, а цена самого транспорта ограничения не имеет. Поэтому, как правило, такие компании привлекают водителей-курьеров со своим транспортом, которые могут обслуживать 7–11 точек в день.

Думаю, имеет смысл заниматься торговлей через Интернет малым предпринимателям, торгующим электроникой, так как в отличие от продуктов питания, где выбор огромен и на 95% эмоционален, в электронике в каждом привлекательном для покупателей сегменте работают всего два-четыре брэнда. Более того, покупатель электроники, как правило, мужчина, который меньше мечется в выборе товара и ориентируется на технические характеристики в отличие от женщины.

Цены в интернет-магазине могут быть как выше, так и ниже «живой» торговли. Основную экономию здесь может составить отсутствие арендных платежей за площадь магазина, которая в Москве составляет от 1 тыс. до 5 тыс. у. е. за м2.

Торговля продуктами через Интернет расти существенно не будет, ее динамика будет близка к темпам увеличения количества компьютеров на душу населения, т. е. динамики не будет. Надо помнить главную стратегическую тенденцию России – население стареет и убывает, постоянно увеличивается доля пожилых людей, поэтому скорее через Интернет будут продаваться лекарства и похоронные услуги. Если серьезно, то сегмент для инвестиций слабо интересен и может быть только поддержкой существующего off-line бизнеса.

Эрик Мюзо, директор по технологиям торговли ГК «Вестер»

Торговля товарами через Интернет сегодня широко распространена в зарубежной практике. Это связано с тем, что в странах Европы и Америки более высокий уровень жизни и большее количество развитых технологий по сравнению с Россией. Услуги по заказу продукции через всемирную сеть предлагают такие торговые компании, как Auchan, Castorama, Alinea, Tesco, Wal-Mart. Некоторые из них, например, Auchan и Tesco, предлагают к продаже через Интернет продукты питания. Но все же многие компании уделяют больше внимания реализации по сети непродуктовых групп товаров.

В России рынок продаж через Интернет находится только в стадии зарождения. Федеральная сеть «Вестер» рассматривает в перспективе внедрение услуг по заказу товаров через всемирную сеть. Но для нас это является скорее одним из стратегических путей развития, нежели задачей на ближайшее будущее. По нашему мнению, уровень развития торговли в России и процент компьютеризации и подключения к глобальной сети русского населения еще недостаточен для того, чтобы успешно вести этот вид торговой деятельности. Поэтому пока в области интересов нашей компании находятся иные способы «доставки» товара до покупателей.

Сегодня функционирует система заказа товаров по телефону с доставкой на дом в сети алкогольных бутиков «Напитки мира» (Калининград). В планах Федеральной сети организация службы заказа товаров непосредственно в торговом объекте – продовольственном гипермаркете или супермаркете. Для этого планируется построить распределительный центр недалеко от Москвы, который будет обеспечивать товарами жителей ближайших регионов. Для покупателей будет создан электронный каталог. Выбор и заказ необходимого товара по каталогу будет происходить в магазине при помощи специалистов, схема доставки проста: немедленно посылается запрос в распределительный центр, откуда в течение ближайшего времени товар доставляется в магазин и вручается покупателю. Сегодня компания активно прописывает и разрабатывает схему внедрения данного проекта.

 

 

Статья относится к тематикам: Электронная коммерция
Поделиться публикацией:
Космическим ценам – космические ценники!

Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?

Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Всемирная паутина на службе ритейлатовар, торговля, интер, сеть, компания, заказ, продукт