Практика
4 декабря 2018, 10:44 1233 просмотра

Схемы по НДС: риски, мифы и альтернативы

Юрфирма "Ветров и партнеры"

Насущный вопрос сегодня для предпринимательского сообщества — что делать с НДС. Он создает существенную налоговую нагрузку и законно не оптимизируется. По стране колесят инфобизнесмены, монетизирующие потребность, и обещающие предоставить набор (не один!) способов оптимизации этого налога.

Принцип НДС прост. Уменьшить его можно в одном случае — если обязанность уплатить эту сумму в бюджет возьмет на себя Ваш контрагент. Поэтому средств оптимизации два:

●     контрагент, взявший на себя обязанность уплатить НДС за Вас, впоследствии ее не исполнит;

●     не брать на себя обязательства по уплате НДС — работать на упрощенной системе налогообложения.

Первый способ уголовно наказуем. Он лежит в основе предложения “поставщиков счетов-фактур”, реализуется путем создания цепочки фирм-однодневок. Такие “оптимизаторы НДС” говорят, что все будет в соответствии с законодательством РФ, о том что в цепочке будет обрыв обязательства они не говорят. Клиент не имеет возможности это проверить.

Второй способ и есть тот самый инструмент оптимизации НДС, который предлагают курсирующие по стране инфобизнесмены. Многообразие вариантов это маркетинговый ход. Все предлагаемые инструменты (прямой и обратный агенты, два рукава продаж, простое товарищество, ретробонус, замена выручки процентами по товарному кредиту и прочие) являются юридическими конструкциями для встраивания упрощенца в структуру бизнеса. Но если у компании нет возможности вывести часть оборота из-под НДС (проще говоря, всем Вашим клиентам нужен НДС, хотя это не корректная формулировка), то ни один из этих вариантов не подойдет.

Но давайте разберем его подробней. По всей видимости, в обозримом будущем он станет единственным доступным легальным способом оптимизировать НДС. Начинать надо не с выбора юридических инструментов, как предлагают инфобизнесмены, а с базы клиентов.

Опыт показывает, что не всегда всем Вашим клиентам “нужен НДС”. Есть три группы покупателей, которым он не нужен.

а) Применяющие налоговые спецрежимы (УСН, ЕНВД, патент).

б) Имеющие льготу по НДС. В ст. 149 НК РФ предусмотрено свыше 60 категорий налогоплательщиков, имеющих льготу по НДС. Есть “оборотистые” категории, например, застройщики.

в) Компании, которые ценят свою безопасность (находятся под прицелом налоговых органов) и понимающие, что дополнительный вычет НДС достигается за счет применения однодневок.

Формально, налогоплательщик не несет ответственность за налоговые злоупотребления контрагентов. Но проблема в том, что единственная лазейка для таких контрагентов — ежегодно менять ИНН. У налогового органа будут серьезные претензии к процедурам должной осмотрительности налогоплательщика, если он работает с одной компанией по факту, но регулярно меняется сторона договора с переводом долга цессией. Сомнительно, что такой контрагент является надежным деловым партнером.

Яркий пример — рынок транспортных перевозок. Еще пару лет назад все транспортно-экспедиционные компании работали с НДС и предлагали практически аналогичную цену, что и ИПшники — владельцы транспортных средств. Сегодня на рынке внутригородских перевозок уже большую долю занимают упрощенцы. Это означает, что заказчики готовы доплатить сумму НДС (не брать к вычету от поставщика) в обмен на исключение рисков.   

Количество компаний не нуждающихся во “входном” НДС и будет продолжать расти за счет пунктов «а» и «в». Это означает, что целесообразно проанализировать базу клиентов на предмет отнесения к одной из трех указанных групп. Знаю случаи, когда  удавалось до 20%-30% оборота вывести из-под обложения НДС. Хотя изначально казалось, что НДС нужен всем покупателям.

После анализа базы клиентов необходимо приступать к аудиту бизнес-процессов и выстраиванию структуры компании, учитывающей весь потенциал налоговой оптимизации. Применяемые инструменты не должны противоречить операционным процедурам. Основным доказательством налоговых органов в суде остаются допросы сотрудников и клиентов. Взаимодействия должны полностью отвечать договорным конструкциям. Об этом я расскажу в последующих материалах.

Структурируйте бизнес правильно!

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Кирилл Соппа, партнер юрфирмы "Ветров и партнеры".

Теги: бизнес
Статья относится к тематикам: Практика
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Схемы по НДС: риски, мифы и альтернативы

Насущный вопрос сегодня для предпринимательского сообщества — что делать с НДС. Он создает существенную налоговую нагрузку и законно не оптимизируется. По стране колесят инфобизнесмены, монетизирующие потребность, и обещающие предоставить набор (не один!) способов оптимизации этого налога.

Принцип НДС прост. Уменьшить его можно в одном случае — если обязанность уплатить эту сумму в бюджет возьмет на себя Ваш контрагент. Поэтому средств оптимизации два:

●     контрагент, взявший на себя обязанность уплатить НДС за Вас, впоследствии ее не исполнит;

●     не брать на себя обязательства по уплате НДС — работать на упрощенной системе налогообложения.

Первый способ уголовно наказуем. Он лежит в основе предложения “поставщиков счетов-фактур”, реализуется путем создания цепочки фирм-однодневок. Такие “оптимизаторы НДС” говорят, что все будет в соответствии с законодательством РФ, о том что в цепочке будет обрыв обязательства они не говорят. Клиент не имеет возможности это проверить.

Второй способ и есть тот самый инструмент оптимизации НДС, который предлагают курсирующие по стране инфобизнесмены. Многообразие вариантов это маркетинговый ход. Все предлагаемые инструменты (прямой и обратный агенты, два рукава продаж, простое товарищество, ретробонус, замена выручки процентами по товарному кредиту и прочие) являются юридическими конструкциями для встраивания упрощенца в структуру бизнеса. Но если у компании нет возможности вывести часть оборота из-под НДС (проще говоря, всем Вашим клиентам нужен НДС, хотя это не корректная формулировка), то ни один из этих вариантов не подойдет.

Но давайте разберем его подробней. По всей видимости, в обозримом будущем он станет единственным доступным легальным способом оптимизировать НДС. Начинать надо не с выбора юридических инструментов, как предлагают инфобизнесмены, а с базы клиентов.

Опыт показывает, что не всегда всем Вашим клиентам “нужен НДС”. Есть три группы покупателей, которым он не нужен.

а) Применяющие налоговые спецрежимы (УСН, ЕНВД, патент).

б) Имеющие льготу по НДС. В ст. 149 НК РФ предусмотрено свыше 60 категорий налогоплательщиков, имеющих льготу по НДС. Есть “оборотистые” категории, например, застройщики.

в) Компании, которые ценят свою безопасность (находятся под прицелом налоговых органов) и понимающие, что дополнительный вычет НДС достигается за счет применения однодневок.

Формально, налогоплательщик не несет ответственность за налоговые злоупотребления контрагентов. Но проблема в том, что единственная лазейка для таких контрагентов — ежегодно менять ИНН. У налогового органа будут серьезные претензии к процедурам должной осмотрительности налогоплательщика, если он работает с одной компанией по факту, но регулярно меняется сторона договора с переводом долга цессией. Сомнительно, что такой контрагент является надежным деловым партнером.

Яркий пример — рынок транспортных перевозок. Еще пару лет назад все транспортно-экспедиционные компании работали с НДС и предлагали практически аналогичную цену, что и ИПшники — владельцы транспортных средств. Сегодня на рынке внутригородских перевозок уже большую долю занимают упрощенцы. Это означает, что заказчики готовы доплатить сумму НДС (не брать к вычету от поставщика) в обмен на исключение рисков.   

Количество компаний не нуждающихся во “входном” НДС и будет продолжать расти за счет пунктов «а» и «в». Это означает, что целесообразно проанализировать базу клиентов на предмет отнесения к одной из трех указанных групп. Знаю случаи, когда  удавалось до 20%-30% оборота вывести из-под обложения НДС. Хотя изначально казалось, что НДС нужен всем покупателям.

После анализа базы клиентов необходимо приступать к аудиту бизнес-процессов и выстраиванию структуры компании, учитывающей весь потенциал налоговой оптимизации. Применяемые инструменты не должны противоречить операционным процедурам. Основным доказательством налоговых органов в суде остаются допросы сотрудников и клиентов. Взаимодействия должны полностью отвечать договорным конструкциям. Об этом я расскажу в последующих материалах.

Структурируйте бизнес правильно!

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Кирилл Соппа, партнер юрфирмы "Ветров и партнеры".

бизнесСхемы по НДС: риски, мифы и альтернативы
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/yurfirma-vetrov-i-partnery-skhemy-po-nds-riski-mify-i-alternativy/2018-12-04


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052