Неделя ритейла
14 мая 2021, 11:20 1035 просмотров

Иван Федяков: Основная задача российского ритейла – внедрение новых дифференцированных бизнес-моделей

Неделя Российского Ритейла

О совре­мен­ном состоянии рос­сийской розничной торговли специально для «Недели Ритейла» рас­ска­зал осно­ва­тель и гене­раль­ный дирек­тор инфор­ма­ци­он­ного агент­ства «INFOLine» Иван Федя­ков.

Ровно год про­шел после вве­де­ния пер­вых каран­тин­ных мер. В каком состо­я­нии сей­час пре­бы­вает рос­сийский ритейл? Какие итоги уже можно под­ве­сти?

Пер­вый период, когда было необ­хо­димо вво­дить сроч­ные меры, про­шел. Тор­говля чутко реа­ги­ро­вала на при­вно­си­мые изме­не­ния. Наблю­да­лось силь­ное паде­ние това­ро­о­бо­рота. Мощ­ней­ший удар был нане­сен по круп­ным объек­там, тор­го­вым цен­трам и гипер­мар­ке­там. В неко­то­рых реги­о­нах во вто­ром квар­тале 2020 г. паде­ние про­даж пре­вы­шало 20-30%. Но, в итоге, сни­же­ние в целом по стране соста­вило 4,1%. Все-таки, оно ока­за­лось не таким глу­бо­ким, как могло быть. Нужно признать, что на это бла­го­творно повли­яли госу­дар­ствен­ные суб­си­дии и меры под­держки для насе­ле­ния и биз­неса, а так­же смяг­че­ние денежно-кре­дит­ной поли­тики. Вме­сте с этим, у потре­би­те­лей изме­ни­лось отно­ше­ние к онлайну, что уве­ли­чило число поку­пок в интер­нете на 40%. Но это не зна­чит, что офлайн поте­рял акту­аль­ность. Про­сто ни один ритейлер теперь не обхо­дится без интер­нет-тор­говли и, как спе­ци­а­ли­сты INFOLine про­г­но­зи­ро­вали, в даль­ней­шем опти­маль­ной стра­те­гией ритейле­ров будет омни­ка­наль­ная тор­говля.

С какими вызо­вами столк­ну­лись ритейлеры после отра­же­ния основ­ных уда­ров все­мир­ной болезни? Какие задачи роз­нич­ной тор­говли сей­час гла­вен­ствуют на повестке дня?

Никто не мог быть гото­вым к сло­жив­шимся обсто­я­тельствам. В том числе, ритейлеры понесли такие затраты, кото­рые невоз­можно кон­вер­ти­ро­вать в при­быль. Напри­мер, затраты, направ­лен­ные на соз­да­ние без­опас­но­сти для жизни и здо­ро­вья сотруд­ни­ков и поку­па­те­лей. Само собой, от этого ритейл не выи­г­ры­вает. Однако, не смотря на все, уда­лось избе­жать вто­рого лок­да­уна. Теперь основ­ная задача на повестке дня у рос­сийского ритейла — это пере­смотр стра­те­гии ком­па­нии и внед­ре­ние новых биз­нес-моде­лей, вклю­ча­ю­щих диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную состав­ля­ю­щую.

В чем слож­ность раз­ре­ше­ния этой задачи?

Внед­ре­ние новых биз­нес-моде­лей, объеди­ня­ю­щих онлайн и офлайн, начи­нает при­об­ре­тать мас­со­вый харак­тер. Поэтому глав­ной слож­но­стью высту­пит нехватка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных чело­ве­че­ских ресур­сов.

Назо­вите три глав­ные анти­кри­зис­ные меры, спо­соб­ство­вав­шие сни­же­нию рис­ков и выводу роз­ницы в нор­маль­ный режим работы?

Когда вво­дятся опре­де­лен­ные запреты на осу­ществ­ле­ние дея­тель­но­сти, какие меры ни при­ни­май, все равно рис­ков пол­но­стью не избе­жать. А ком­па­нии, кото­рые имели диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный канал про­даж, то есть ком­би­ни­ро­вали офлайн-дея­тель­ность с онлай­ном, вот те и вышли из кри­зиса с мини­маль­ными поте­рями, а в неко­то­рых сег­мен­тах ритейла и побе­ди­те­лями.

Какие из экс­трен­ных усло­вий, с кото­рыми столк­ну­лись ритейлеры в пан­де­мию, ока­за­лись наи­бо­лее слож­ными?

На пер­вом этапе оте­че­ствен­ные ритейлеры столк­ну­лись с повы­шен­ным спро­сом на дол­го­сроч­ные товары, нару­ше­нием цепо­чек поста­вок про­дук­ции и воз­мож­ным дефи­ци­том отдель­ных групп това­ров. Но надо отдать долж­ное, что рос­сий­ская роз­ница пока­зала самой себе, что умеет дер­жать удар. Опе­ра­тивно была пере­стро­ена работа с постав­щи­ками и в целом обес­пе­чен­ность насе­ле­ния това­ром не постра­дала.

Какую долю мер, при­ни­ма­е­мых во избе­жа­ние кри­зиса в тор­го­вом сек­торе эко­но­мики, соста­вили част­ные ини­ци­а­тивы?

Опять же, самая круп­ная част­ная ини­ци­а­тива — это пере­брос дея­тель­но­сти в онлайн. За счет этого под­росли, к при­меру, такие тор­го­вые сети, как Дет­ский мир, М.Видео и дру­гие. Плюс к этому сетям уда­лось дого­во­риться друг с дру­гом, и пер­со­нал, не имев­ший воз­мож­но­сти тру­диться из-за вынуж­ден­ного закрытия целых сек­то­ров, вре­менно пере­хо­дил в тор­го­вые пред­при­я­тия, про­дол­жа­ю­щие рабо­тать, как это сде­лали, напри­мер, в KFC и дру­гие сети обще­ствен­ного пита­ния работа кото­рых приоста­нав­ли­ва­лась во вто­ром квар­тале 2020 года.

Какие ком­па­нии рос­сийской роз­ницы на дан­ный момент могут пре­тен­до­вать на место в тройке фирм, наи­бо­лее успешно спра­вив­шихся с воз­ник­шими вызо­вами?

Хоро­шую выручку пока­зали и «Дет­ский мир», и X5, и «М.Видео». Но малый и сред­ний биз­нес, все же, огра­ни­чен в ресур­сах, поэтому я не стал бы выде­лять какую-то одну тройку, состо­я­щую из тор­го­вых сетей. Ско­рее нужно отме­тить само явле­ние мар­кет­плей­сов, кото­рые стали спа­се­нием для тех, у кого не было сво­его соб­ствен­ного интер­нет-мага­зина. Хотя для мно­гих это был пер­вый опыт такого рода тор­говли, но он поз­во­лил пой­мать волну про­даж и успешно спра­виться с нахлы­нув­шими угро­зами.

На еже­год­ном форуме биз­неса и вла­сти «Неделя Ритейла» прой­дет уже став­шая посто­ян­ной пре­мия Awards Retail Week. Она отме­тит самых достой­ных пред­ста­ви­те­лей рос­сийского ритейла. В каких номи­на­циях, по вашему мне­нию, в этом году пред­по­ла­га­ется наи­силь­ней­шая кон­ку­рен­ция?

Легко расти вме­сте с рын­ком, а вот попро­буй вырасти про­тив его паде­ния, тогда это действи­тельно будет дости­же­нием. За это непро­стое время мно­гим уда­лось раз­вить свой биз­нес. Поэтому счи­таю, что пра­виль­ным было бы отме­тить тех, кто про­де­мон­стри­ро­вал рост в таких непро­стых усло­виях, кото­рые при­внесла с собой миро­вая болезнь.

На ваш взгляд, какой облик, при­мет оте­че­ствен­ный рынок роз­нич­ной тор­говли в бли­жай­шем буду­щем по его трем глав­ным состав­ля­ю­щим: 

— вза­и­мо­действие с поку­па­те­лем,

Мы уже сей­час наблю­даем раз­рас­та­ю­щийся инте­рес к эко­си­сте­мам. Сбер­Мар­кет и Яндекс.Мар­кет тому при­меры. В том числе и Wildberries и Ozon гото­вятся к фор­ми­ро­ва­нию внутри своих ком­па­ний уни­фи­ци­ро­ван­ного рабо­чего про­стран­ства и настро­ены либо на соз­да­ние соб­ствен­ной биз­нес-модели, при кото­рой про­ис­хо­дит охват всего спек­тра услуг в той или иной дея­тель­но­сти, либо при­со­еди­нятся к уже суще­ству­ю­щей.

— орга­ни­за­ция внут­рен­них про­цес­сов фирмы,

Для орга­ни­за­ции внут­рен­них про­цес­сов важ­ней­шую роль будет играть тоталь­ная циф­ро­ви­за­ция и пере­ход на тех­но­ло­гии искус­ствен­ного интел­лекта. При этом мно­гие опе­ра­ции ста­нут про­из­во­диться авто­ма­ти­зи­ро­вано, без уча­стия чело­века.

— и ее кросс-функ­ци­о­наль­ное вза­и­мо­действие с парт­не­рами.

А здесь на пер­вый план опять же вый­дет такая доста­точно новая для рос­сийского ритейла тех­но­ло­гия, как мар­кет­плейсы. Она уже успела заре­ко­мен­до­вать себя с поло­жи­тель­ной сто­роны. А в каче­стве при­мера доста­точно упо­мя­нуть «Все­Ин­стру­менты», «Дет­ский мир» и «Леруа Мер­лен», кото­рые успешно при­ме­няли эту модель тор­говли и вза­и­мо­действия с парт­не­рами во время пан­де­мии и про­дол­жают поль­зо­ваться ею до сих пор.

Материал создан в преддверии мероприятия Неделя Ритейла 2021

Теги: НР нрр
Статья относится к тематикам: Неделя ритейла
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Иван Федяков: Основная задача российского ритейла – внедрение новых дифференцированных бизнес-моделей

О совре­мен­ном состоянии рос­сийской розничной торговли специально для «Недели Ритейла» рас­ска­зал осно­ва­тель и гене­раль­ный дирек­тор инфор­ма­ци­он­ного агент­ства «INFOLine» Иван Федя­ков.

Ровно год про­шел после вве­де­ния пер­вых каран­тин­ных мер. В каком состо­я­нии сей­час пре­бы­вает рос­сийский ритейл? Какие итоги уже можно под­ве­сти?

Пер­вый период, когда было необ­хо­димо вво­дить сроч­ные меры, про­шел. Тор­говля чутко реа­ги­ро­вала на при­вно­си­мые изме­не­ния. Наблю­да­лось силь­ное паде­ние това­ро­о­бо­рота. Мощ­ней­ший удар был нане­сен по круп­ным объек­там, тор­го­вым цен­трам и гипер­мар­ке­там. В неко­то­рых реги­о­нах во вто­ром квар­тале 2020 г. паде­ние про­даж пре­вы­шало 20-30%. Но, в итоге, сни­же­ние в целом по стране соста­вило 4,1%. Все-таки, оно ока­за­лось не таким глу­бо­ким, как могло быть. Нужно признать, что на это бла­го­творно повли­яли госу­дар­ствен­ные суб­си­дии и меры под­держки для насе­ле­ния и биз­неса, а так­же смяг­че­ние денежно-кре­дит­ной поли­тики. Вме­сте с этим, у потре­би­те­лей изме­ни­лось отно­ше­ние к онлайну, что уве­ли­чило число поку­пок в интер­нете на 40%. Но это не зна­чит, что офлайн поте­рял акту­аль­ность. Про­сто ни один ритейлер теперь не обхо­дится без интер­нет-тор­говли и, как спе­ци­а­ли­сты INFOLine про­г­но­зи­ро­вали, в даль­ней­шем опти­маль­ной стра­те­гией ритейле­ров будет омни­ка­наль­ная тор­говля.

С какими вызо­вами столк­ну­лись ритейлеры после отра­же­ния основ­ных уда­ров все­мир­ной болезни? Какие задачи роз­нич­ной тор­говли сей­час гла­вен­ствуют на повестке дня?

Никто не мог быть гото­вым к сло­жив­шимся обсто­я­тельствам. В том числе, ритейлеры понесли такие затраты, кото­рые невоз­можно кон­вер­ти­ро­вать в при­быль. Напри­мер, затраты, направ­лен­ные на соз­да­ние без­опас­но­сти для жизни и здо­ро­вья сотруд­ни­ков и поку­па­те­лей. Само собой, от этого ритейл не выи­г­ры­вает. Однако, не смотря на все, уда­лось избе­жать вто­рого лок­да­уна. Теперь основ­ная задача на повестке дня у рос­сийского ритейла — это пере­смотр стра­те­гии ком­па­нии и внед­ре­ние новых биз­нес-моде­лей, вклю­ча­ю­щих диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную состав­ля­ю­щую.

В чем слож­ность раз­ре­ше­ния этой задачи?

Внед­ре­ние новых биз­нес-моде­лей, объеди­ня­ю­щих онлайн и офлайн, начи­нает при­об­ре­тать мас­со­вый харак­тер. Поэтому глав­ной слож­но­стью высту­пит нехватка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных чело­ве­че­ских ресур­сов.

Назо­вите три глав­ные анти­кри­зис­ные меры, спо­соб­ство­вав­шие сни­же­нию рис­ков и выводу роз­ницы в нор­маль­ный режим работы?

Когда вво­дятся опре­де­лен­ные запреты на осу­ществ­ле­ние дея­тель­но­сти, какие меры ни при­ни­май, все равно рис­ков пол­но­стью не избе­жать. А ком­па­нии, кото­рые имели диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный канал про­даж, то есть ком­би­ни­ро­вали офлайн-дея­тель­ность с онлай­ном, вот те и вышли из кри­зиса с мини­маль­ными поте­рями, а в неко­то­рых сег­мен­тах ритейла и побе­ди­те­лями.

Какие из экс­трен­ных усло­вий, с кото­рыми столк­ну­лись ритейлеры в пан­де­мию, ока­за­лись наи­бо­лее слож­ными?

На пер­вом этапе оте­че­ствен­ные ритейлеры столк­ну­лись с повы­шен­ным спро­сом на дол­го­сроч­ные товары, нару­ше­нием цепо­чек поста­вок про­дук­ции и воз­мож­ным дефи­ци­том отдель­ных групп това­ров. Но надо отдать долж­ное, что рос­сий­ская роз­ница пока­зала самой себе, что умеет дер­жать удар. Опе­ра­тивно была пере­стро­ена работа с постав­щи­ками и в целом обес­пе­чен­ность насе­ле­ния това­ром не постра­дала.

Какую долю мер, при­ни­ма­е­мых во избе­жа­ние кри­зиса в тор­го­вом сек­торе эко­но­мики, соста­вили част­ные ини­ци­а­тивы?

Опять же, самая круп­ная част­ная ини­ци­а­тива — это пере­брос дея­тель­но­сти в онлайн. За счет этого под­росли, к при­меру, такие тор­го­вые сети, как Дет­ский мир, М.Видео и дру­гие. Плюс к этому сетям уда­лось дого­во­риться друг с дру­гом, и пер­со­нал, не имев­ший воз­мож­но­сти тру­диться из-за вынуж­ден­ного закрытия целых сек­то­ров, вре­менно пере­хо­дил в тор­го­вые пред­при­я­тия, про­дол­жа­ю­щие рабо­тать, как это сде­лали, напри­мер, в KFC и дру­гие сети обще­ствен­ного пита­ния работа кото­рых приоста­нав­ли­ва­лась во вто­ром квар­тале 2020 года.

Какие ком­па­нии рос­сийской роз­ницы на дан­ный момент могут пре­тен­до­вать на место в тройке фирм, наи­бо­лее успешно спра­вив­шихся с воз­ник­шими вызо­вами?

Хоро­шую выручку пока­зали и «Дет­ский мир», и X5, и «М.Видео». Но малый и сред­ний биз­нес, все же, огра­ни­чен в ресур­сах, поэтому я не стал бы выде­лять какую-то одну тройку, состо­я­щую из тор­го­вых сетей. Ско­рее нужно отме­тить само явле­ние мар­кет­плей­сов, кото­рые стали спа­се­нием для тех, у кого не было сво­его соб­ствен­ного интер­нет-мага­зина. Хотя для мно­гих это был пер­вый опыт такого рода тор­говли, но он поз­во­лил пой­мать волну про­даж и успешно спра­виться с нахлы­нув­шими угро­зами.

На еже­год­ном форуме биз­неса и вла­сти «Неделя Ритейла» прой­дет уже став­шая посто­ян­ной пре­мия Awards Retail Week. Она отме­тит самых достой­ных пред­ста­ви­те­лей рос­сийского ритейла. В каких номи­на­циях, по вашему мне­нию, в этом году пред­по­ла­га­ется наи­силь­ней­шая кон­ку­рен­ция?

Легко расти вме­сте с рын­ком, а вот попро­буй вырасти про­тив его паде­ния, тогда это действи­тельно будет дости­же­нием. За это непро­стое время мно­гим уда­лось раз­вить свой биз­нес. Поэтому счи­таю, что пра­виль­ным было бы отме­тить тех, кто про­де­мон­стри­ро­вал рост в таких непро­стых усло­виях, кото­рые при­внесла с собой миро­вая болезнь.

На ваш взгляд, какой облик, при­мет оте­че­ствен­ный рынок роз­нич­ной тор­говли в бли­жай­шем буду­щем по его трем глав­ным состав­ля­ю­щим: 

— вза­и­мо­действие с поку­па­те­лем,

Мы уже сей­час наблю­даем раз­рас­та­ю­щийся инте­рес к эко­си­сте­мам. Сбер­Мар­кет и Яндекс.Мар­кет тому при­меры. В том числе и Wildberries и Ozon гото­вятся к фор­ми­ро­ва­нию внутри своих ком­па­ний уни­фи­ци­ро­ван­ного рабо­чего про­стран­ства и настро­ены либо на соз­да­ние соб­ствен­ной биз­нес-модели, при кото­рой про­ис­хо­дит охват всего спек­тра услуг в той или иной дея­тель­но­сти, либо при­со­еди­нятся к уже суще­ству­ю­щей.

— орга­ни­за­ция внут­рен­них про­цес­сов фирмы,

Для орга­ни­за­ции внут­рен­них про­цес­сов важ­ней­шую роль будет играть тоталь­ная циф­ро­ви­за­ция и пере­ход на тех­но­ло­гии искус­ствен­ного интел­лекта. При этом мно­гие опе­ра­ции ста­нут про­из­во­диться авто­ма­ти­зи­ро­вано, без уча­стия чело­века.

— и ее кросс-функ­ци­о­наль­ное вза­и­мо­действие с парт­не­рами.

А здесь на пер­вый план опять же вый­дет такая доста­точно новая для рос­сийского ритейла тех­но­ло­гия, как мар­кет­плейсы. Она уже успела заре­ко­мен­до­вать себя с поло­жи­тель­ной сто­роны. А в каче­стве при­мера доста­точно упо­мя­нуть «Все­Ин­стру­менты», «Дет­ский мир» и «Леруа Мер­лен», кото­рые успешно при­ме­няли эту модель тор­говли и вза­и­мо­действия с парт­не­рами во время пан­де­мии и про­дол­жают поль­зо­ваться ею до сих пор.

НР, нррИван Федяков: Основная задача российского ритейла – внедрение новых дифференцированных бизнес-моделей
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/nedelya-riteyla-ivan-fedyakov-osnovnaya-zadacha-rossiyskogo-riteyla-vnedrenie-novykh-differentsirova/2021-05-17


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052