По оценке а M.A.Research, в 2016 г. объем рынка экспресс-доставки увеличился на 11,8%, превысив 57,8 млрд руб.(см. рис. 1). На фоне стагнации в сегменте корпоративных отправлений высокие темпы роста (свыше 24%) демонстрировал сегмент В2С, что привело к увеличению его доли в стоимостном объеме рынка экспресс-доставки до 25%. Основным драйвером роста, как и в предыдущие годы, оставался сегмент экспресс-доставки интернет-посылок.
В 2016 г. число международных отправлений с товарными вложениями увеличилось на 74%, достигнув 234,4 млн штук. Китайское направление обеспечило 83% трансграничной интернет-торговли. Почта России занимает доминирующие позиции: в 2016 г. компанией обработано 225 млн международных отправлений с товарными вложениями, что на 76% больше, чем в 2015 году.
По оценке M.A.Research, строго в режиме «экспресс» (менее 5 дней) осуществляется доставка порядка 4% трансграничных отправлений. По сравнению с 2015 г. объем трансграничной торговли по числу экспресс-отправлений вырос на 34% (до 9,4 млн посылок), выручка – на 42% (до 6,4 млрд руб.). Доля трансграничных отправлений в стоимостном объеме сегмента В2С возросла с 34% в 2015 г. до почти 38% в 2016 г. До 86% отправлений и около 80% выручки от обслуживания трансграничной e-commerce, как и в 2015 г., обеспечивало китайское направление.
По оценке M.A.Research, до 2020 г. сегмент трансграничных отправлений с вложением (посылок) будет расти в среднем на 25% в год, а его доля в стоимостном объеме рынка В2С увеличится до 52%.
Наиболее высокие темпы роста выручки демонстрировали экспресс-операторы, активно работающие в сегменте интернет-торговли. По итогам 2016 г. в пятерку лидеров вошла компания «Курьер Сервис Экспресс», среднегодовой рост выручки которой в последние годы превышал 25%. Основными факторами роста компании, помимо увеличения числа заказов у интернет-магазинов, стало расширение количества пунктов выдачи заказов (см. рис. 2).