Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Практика
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Автоматизация на 1С
26 апреля 2018, 15:07 2002 просмотра

Земля прощай, или переезд "1С" в облака

Константа

Тема облаков совсем не нова и в общем-то обсуждается уже довольно долго, не теряя своей актуальности. И если кратко, то облако – это вычислительная инфраструктура, которую предоставляет Дата-центр для разворачивания и запуска ваших программных решений. Но представление об облаках даже среди некоторых ИТ-шников всё ещё весьма и весьма расплывчатое. Что уж говорить об остальных?

Так и наши клиенты на предложение о переезде их «1С» в облако реагируют с высокой степенью недоверия. В то время как их сервер не отличается стабильностью, попросту отсутствует резервирование, а при увеличении нагрузки развитие мощностей требует много времени. Но переезд в облака вызывает лишь множество вопросов — «кто там будет за нашими данными следить?», «а у кого-то это уже работает?», «это очень сложно и дорого?» При этом не у всех клиентов есть достаточно квалифицированные системные администраторы, а бывает и такой бардак, что доходит до банального заражения сервера вирусами.

На нашей практике пока не было случаев, чтобы клиенты отправляли сервисы «1С» в облако. Максимум — клиенты покупали сервера и ставили их на co-location в какой-то дата-центр. Co-location – это услуга Дата-центра, состоящая в том, что мы размещаем свои сервера, своё оборудование на территории Дата-центра. Но, всё же, это не совсем облако – это просто свой сервер, который стоит не у себя.

Нам в свою очередь довольно сложно что-то рекомендовать клиентам, пока мы до конца не понимаем механику работы «облачной 1С-ки». Насколько это вообще стабильно и надёжно. Поэтому было принято решение проверить облако на себе, и только потом с полной уверенностью рекомендовать другим. Или не рекомендовать. Впрочем, это не основная причина переезда сервисов «1С» в облако.

Предпосылки

С одной стороны, масштаб информационной базы, которую используем мы – это конечно же не масштаб наших клиентов. Но, если смотреть на функциональность нашей информационной системы (1C:ERP), на нагрузку, которую она генерирует (50 внутренних пользователей и внешние клиенты, которые подключены к нашей информационной базе), то в целом мы сопоставимы с нашими клиентами. А почему бы не попробовать на себе?

Плюс ко всему, в компании стало не хватать мощностей, связанных с разработкой (у нас есть отдельные мощности под рабочие сервисы, отдельные мощности под разработку). И, когда уперлись в ограничение мощностей по разработке, то встал вопрос: либо мы расширяем эти мощности, либо наши рабочие сервисы перемещаем в облако, а ту инфраструктуру, которая использовалась для рабочих сервисов, передаём в разработку. Как видите, все карты сложились, и мы запланировали переезд в облако.

Как это было?

На первый взгляд задача тривиальная:

  1. Выбираем компанию – Дата-центр

  2. Подбираем технические характеристики сервера
  3. Устанавливаем виртуализатор, операционную систему и необходимое программное обеспечение
  4. Переносим базу и настраиваем подключение к ней

Но, несмотря на это, переезд произошёл не так быстро, как планировалось изначально.

Начали мы о нём говорить ещё в начале этого года, а по факту конечное решение удалось реализовать только в июле. И одна из причин – мы столкнулись с банальным недопониманием между нами, как потребителями ИТ-сервисов, и ИТ-шниками, которые эти сервисы реализуют. В данной ситуации мы вступили не на тропу бизнес приложений, где мы чувствуем себя как рыба в воде, а на тропу инфраструктуры, которая для нас не настолько родная. Соответственно системные администраторы говорили для нас на каком-то непонятном «птичьем языке».

В итоге мы начали приближаться к облаку сначала с одними специалистами нашего подрядчика, потом с другими специалистами, но так и не пришли к результату. И только с третьим системным администратором мы смогли найти общий язык и довольно быстро осуществили переход. То есть, найдя спецалиста, который был заинтересован в том, чтобы слушать и слышать заказчика, мы смогли решить эту задачу. Что ещё раз подтверждает тот факт, что результат многих начинаний зависит от взаимопонимания между людьми.

Лицензирование

1. Выбор операционной системы (ОС) и СУБД

Мы понимали, — если осуществлять переезд в облако на инфраструктуре Microsoft: операционная система, и СУБД, то реализация может оказаться довольно затратной. И было принято решение, что наша «1С:ERP» будет работать в облаке, во-первых, на Linux, а во-вторых, на СУБД PostgreSQL. При этом и Linux, и PostgreSQL предоставляют бесплатный доступ.

2. Лицензирование «1С»

С точки зрения лицензирования, нам остаётся только лицензировать приложение «1С». Но в нашем случае изначально есть два набора лицензий: набор лицензий для разработки, набор лицензий для рабочих сервисов. Соответственно мы смогли довольно безболезненно и без дополнительных затрат перенести всё на удалённый сервер.

С какими трудностями мы столкнулись?

И снова лицензии

Лицензии, которые у нас есть на сервер «1С»– это аппаратные лицензии (ключи защиты). Эти лицензии физически находятся у нас, но при этом физический доступ к серверам Дата-центра мы не имеем. Поэтому первая задача, которую необходимо было решить, – пробросить наши лицензии на сервер Дата-центра. И эту задачу удалось решить, пробросив устройства в ОС сервера, где установлен «1С», но, тем не менее, это заняло время.

СУБД PostgreSQL

После того, как мы переехали на PostgreSQL, некоторые доработки, которые были в нашей базе на этой СУБД не работали также производительно, как они работают на MicrosoftSQL. Возможно, сказывалось то, что «1С» всё-таки долгое время оптимизировались под Microsoft сервер и меньше оптимизировалось под PostgreSQL. В результате нам пришлось в процессе этого переезда внести некоторые изменения в информационную систему, в том числе в программный код, для того, чтобы оптимизировать её работу под PostgreSQL.

Выбор клиента

Также мы столкнулись с выбором: а с каким клиентом работать?

1. RDP – подключение через отдельный сервер, к которому имеют удалённый доступ пользователи. Мы отсекли этот вариант, так как тут требовалось дополнительное лицензирование, которое соответственно подразумевало дополнительные затраты.

2. Клиент «1С» – приложение, которое необходимо устанавливать на ПК пользователя. Минусы этого подключения в том, что с каждым обновлением сервера, требовалось и обновление клиентского приложения. Также, клиент «1С» подразумевает установку VPN соединения с Дата-центром, что ограничивает доступ к сервисам. А нам всё же необходимо унифицированное решение, которое могло бы обеспечить доступ к сервисам «1С» из любой точки.

3. Веб-клиент. Мы остановились на этом варианте, так как работа с базой в браузере или в тонком клиенте через веб-ссылку оказалась для нас наиболее удобным и простым способом. И мы получаем весь набор функциональности для комфортной работы из любого места и независим от обновлений сервера.

Какие эффекты мы получили?

1. Возможность быстро масштабировать ресурсы

Когда нам понадобится увеличить мощности, не нужно будет для этого закупать новые сервера. Мы просто делаем заявку в Дата-центр на изменение параметров виртуальной машины в облаке и получаем новый объём ресурсов.

2. Надёжная доступность наших сервисов

Для нас это важный момент, так как с нашей информационной системой работают в том числе и клиенты. При этом, у некоторых из них, режим работы 24/7. А переезд в облако обеспечил практически стопроцентную доступность.

3. Защита данных

Мы всё-таки считаем, что данные, которые хранятся в облаке, более надёжно защищены, чем данные, которые находятся на нашем сервере. Современное развитие «облачных» систем достигло неплохого уровня, что позволяет гарантировать высокую степень защиты.

4. Доступность из любой точки

Теперь мы можем получать доступ к своей рабочей области в любой точке подключения к сети Интернет. Для нас сейчас это очень актуально, так как планируется переезд нашего офиса. И у нас не возникает проблем с тем, как перевести рабочие сервисы. Они доступны из любого места, то есть мы можем работать с ними, где бы мы не находились.

В настоящее время мы работаем в облаке в промышленном режиме. И, примерив его на себя, теперь откровенно можем сказать, что это была не самая простая задача (отчасти из-за того, что решали её в первый раз).

Относительно того — рекомендовать кому-то облака или нет? — можем уверенно рекомендовать своим клиентам переносить свои сервисы 1С в облако. Полученный опыт считаем положительным и для себя и для других. Не бойтесь облаков и инноваций.

Автор статьи: Андрей Шишкин, Управляющий партнёр компании "Константа"

Поделиться публикацией:
Источник: Константа
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Земля прощай, или переезд "1С" в облака

Тема облаков совсем не нова и в общем-то обсуждается уже довольно долго, не теряя своей актуальности. И если кратко, то облако – это вычислительная инфраструктура, которую предоставляет Дата-центр для разворачивания и запуска ваших программных решений. Но представление об облаках даже среди некоторых ИТ-шников всё ещё весьма и весьма расплывчатое. Что уж говорить об остальных?

Так и наши клиенты на предложение о переезде их «1С» в облако реагируют с высокой степенью недоверия. В то время как их сервер не отличается стабильностью, попросту отсутствует резервирование, а при увеличении нагрузки развитие мощностей требует много времени. Но переезд в облака вызывает лишь множество вопросов — «кто там будет за нашими данными следить?», «а у кого-то это уже работает?», «это очень сложно и дорого?» При этом не у всех клиентов есть достаточно квалифицированные системные администраторы, а бывает и такой бардак, что доходит до банального заражения сервера вирусами.

На нашей практике пока не было случаев, чтобы клиенты отправляли сервисы «1С» в облако. Максимум — клиенты покупали сервера и ставили их на co-location в какой-то дата-центр. Co-location – это услуга Дата-центра, состоящая в том, что мы размещаем свои сервера, своё оборудование на территории Дата-центра. Но, всё же, это не совсем облако – это просто свой сервер, который стоит не у себя.

Нам в свою очередь довольно сложно что-то рекомендовать клиентам, пока мы до конца не понимаем механику работы «облачной 1С-ки». Насколько это вообще стабильно и надёжно. Поэтому было принято решение проверить облако на себе, и только потом с полной уверенностью рекомендовать другим. Или не рекомендовать. Впрочем, это не основная причина переезда сервисов «1С» в облако.

Предпосылки

С одной стороны, масштаб информационной базы, которую используем мы – это конечно же не масштаб наших клиентов. Но, если смотреть на функциональность нашей информационной системы (1C:ERP), на нагрузку, которую она генерирует (50 внутренних пользователей и внешние клиенты, которые подключены к нашей информационной базе), то в целом мы сопоставимы с нашими клиентами. А почему бы не попробовать на себе?

Плюс ко всему, в компании стало не хватать мощностей, связанных с разработкой (у нас есть отдельные мощности под рабочие сервисы, отдельные мощности под разработку). И, когда уперлись в ограничение мощностей по разработке, то встал вопрос: либо мы расширяем эти мощности, либо наши рабочие сервисы перемещаем в облако, а ту инфраструктуру, которая использовалась для рабочих сервисов, передаём в разработку. Как видите, все карты сложились, и мы запланировали переезд в облако.

Как это было?

На первый взгляд задача тривиальная:

  1. Выбираем компанию – Дата-центр

  2. Подбираем технические характеристики сервера
  3. Устанавливаем виртуализатор, операционную систему и необходимое программное обеспечение
  4. Переносим базу и настраиваем подключение к ней

Но, несмотря на это, переезд произошёл не так быстро, как планировалось изначально.

Начали мы о нём говорить ещё в начале этого года, а по факту конечное решение удалось реализовать только в июле. И одна из причин – мы столкнулись с банальным недопониманием между нами, как потребителями ИТ-сервисов, и ИТ-шниками, которые эти сервисы реализуют. В данной ситуации мы вступили не на тропу бизнес приложений, где мы чувствуем себя как рыба в воде, а на тропу инфраструктуры, которая для нас не настолько родная. Соответственно системные администраторы говорили для нас на каком-то непонятном «птичьем языке».

В итоге мы начали приближаться к облаку сначала с одними специалистами нашего подрядчика, потом с другими специалистами, но так и не пришли к результату. И только с третьим системным администратором мы смогли найти общий язык и довольно быстро осуществили переход. То есть, найдя спецалиста, который был заинтересован в том, чтобы слушать и слышать заказчика, мы смогли решить эту задачу. Что ещё раз подтверждает тот факт, что результат многих начинаний зависит от взаимопонимания между людьми.

Лицензирование

1. Выбор операционной системы (ОС) и СУБД

Мы понимали, — если осуществлять переезд в облако на инфраструктуре Microsoft: операционная система, и СУБД, то реализация может оказаться довольно затратной. И было принято решение, что наша «1С:ERP» будет работать в облаке, во-первых, на Linux, а во-вторых, на СУБД PostgreSQL. При этом и Linux, и PostgreSQL предоставляют бесплатный доступ.

2. Лицензирование «1С»

С точки зрения лицензирования, нам остаётся только лицензировать приложение «1С». Но в нашем случае изначально есть два набора лицензий: набор лицензий для разработки, набор лицензий для рабочих сервисов. Соответственно мы смогли довольно безболезненно и без дополнительных затрат перенести всё на удалённый сервер.

С какими трудностями мы столкнулись?

И снова лицензии

Лицензии, которые у нас есть на сервер «1С»– это аппаратные лицензии (ключи защиты). Эти лицензии физически находятся у нас, но при этом физический доступ к серверам Дата-центра мы не имеем. Поэтому первая задача, которую необходимо было решить, – пробросить наши лицензии на сервер Дата-центра. И эту задачу удалось решить, пробросив устройства в ОС сервера, где установлен «1С», но, тем не менее, это заняло время.

СУБД PostgreSQL

После того, как мы переехали на PostgreSQL, некоторые доработки, которые были в нашей базе на этой СУБД не работали также производительно, как они работают на MicrosoftSQL. Возможно, сказывалось то, что «1С» всё-таки долгое время оптимизировались под Microsoft сервер и меньше оптимизировалось под PostgreSQL. В результате нам пришлось в процессе этого переезда внести некоторые изменения в информационную систему, в том числе в программный код, для того, чтобы оптимизировать её работу под PostgreSQL.

Выбор клиента

Также мы столкнулись с выбором: а с каким клиентом работать?

1. RDP – подключение через отдельный сервер, к которому имеют удалённый доступ пользователи. Мы отсекли этот вариант, так как тут требовалось дополнительное лицензирование, которое соответственно подразумевало дополнительные затраты.

2. Клиент «1С» – приложение, которое необходимо устанавливать на ПК пользователя. Минусы этого подключения в том, что с каждым обновлением сервера, требовалось и обновление клиентского приложения. Также, клиент «1С» подразумевает установку VPN соединения с Дата-центром, что ограничивает доступ к сервисам. А нам всё же необходимо унифицированное решение, которое могло бы обеспечить доступ к сервисам «1С» из любой точки.

3. Веб-клиент. Мы остановились на этом варианте, так как работа с базой в браузере или в тонком клиенте через веб-ссылку оказалась для нас наиболее удобным и простым способом. И мы получаем весь набор функциональности для комфортной работы из любого места и независим от обновлений сервера.

Какие эффекты мы получили?

1. Возможность быстро масштабировать ресурсы

Когда нам понадобится увеличить мощности, не нужно будет для этого закупать новые сервера. Мы просто делаем заявку в Дата-центр на изменение параметров виртуальной машины в облаке и получаем новый объём ресурсов.

2. Надёжная доступность наших сервисов

Для нас это важный момент, так как с нашей информационной системой работают в том числе и клиенты. При этом, у некоторых из них, режим работы 24/7. А переезд в облако обеспечил практически стопроцентную доступность.

3. Защита данных

Мы всё-таки считаем, что данные, которые хранятся в облаке, более надёжно защищены, чем данные, которые находятся на нашем сервере. Современное развитие «облачных» систем достигло неплохого уровня, что позволяет гарантировать высокую степень защиты.

4. Доступность из любой точки

Теперь мы можем получать доступ к своей рабочей области в любой точке подключения к сети Интернет. Для нас сейчас это очень актуально, так как планируется переезд нашего офиса. И у нас не возникает проблем с тем, как перевести рабочие сервисы. Они доступны из любого места, то есть мы можем работать с ними, где бы мы не находились.

В настоящее время мы работаем в облаке в промышленном режиме. И, примерив его на себя, теперь откровенно можем сказать, что это была не самая простая задача (отчасти из-за того, что решали её в первый раз).

Относительно того — рекомендовать кому-то облака или нет? — можем уверенно рекомендовать своим клиентам переносить свои сервисы 1С в облако. Полученный опыт считаем положительным и для себя и для других. Не бойтесь облаков и инноваций.

Автор статьи: Андрей Шишкин, Управляющий партнёр компании "Константа"

облако, 1с, сервер, система, база, ит, лицензирование, инновацииЗемля прощай, или переезд "1С" в облака
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/konstanta-zemlya-proshchay-ili-pereezd-1s-v-oblaka/2018-04-27


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052