Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Собрать заказ покупателя на складе — довольно длительное по времени занятие, если вся информация о местах хранения только в голове кладовщика или на бумаге. Это как бродить в незнакомом городе с картой: вроде и дома есть, и названия улиц такие уже слышал, а нужное место сразу найти не удаётся. А когда склад оптовый и нужно ежедневно отправлять поставщикам большие объёмы товара, сбор заказов «с листа» превращается в трудозатратный процесс с ошибками.
Сеть спортивных магазинов «Дуал-Спорт» выбрала программное обеспечение «Клеверенс» и терминалы сбора данных Symbol (Motorola) MC3190, чтобы автоматизировать процесс сборки заказов на центральном складе, ускорить выполнение складских операций и снизить пересорт при перемещениях. За помощью с внедрением обратились к специалистам компании «Клеверенс».
Подробное описание
Как выглядит неавтоматизированный склад, на котором хранятся товары перед отправкой в магазины сети, покупателям или поставщикам? Стандартно: множество стеллажей с полками, на каждой полке — коробки или другие упаковки. А главный «ингредиент» всей этой красоты — кладовщик, знающий где что лежит.
«Дуал-Спорт» — это сеть спортивных магазинов, с центрального склада которой отправляются поставки велосипедов, кроссовок, лыж, сноубордов и других спорттоваров в региональные торговые точки и в филиалы. Вся информация фиксировалась в системе учёта на базе «1С: Управление торговлей 11.1».
Склад уже имел систему ячеистого хранения, но все данные по поставкам в регионы проверялись по бумажным накладным на перемещение. Постоянные ошибки мешали выстроить бесперебойную цепочку поставок: сотрудники могли перепутать торговые объекты, обсчитаться в количестве, перепутать артикулы или характеристики товара.
Задачи
Современные способы ведения учёта позволяют собирать заказы и перемещения без проставления «галочек» на бумажной накладной, что товар добавлен в нужном количестве. Например, можно отсканировать штрихкод на упаковке, а система сообщит, нужна эта позиция в конкретном заказе или нет. Или покажет, что код маркировки неверный.
Но иногда работа по товарному учёту выстраивается годами и в момент что-то изменить нереально. Руководитель центрального склада «Дуал-Спорта» поэтапно вводил изменения:
- Сначала изменил требования к документам и их заполнению,
- Затем выстроил сменность персонала таким образом, что часть сотрудников занималась сборкой и перемещениями, другая — проверкой укомплектованных товаров.
- Ввёл правило для магазинов сети отчитываться о поставке в день получения товара.
Эти нововведения дали положительный результат, но стали занимать у кладовщиков втрое больше времени на выполнение ежедневных операций. Тогда-то и поднялся вопрос автоматизации процесса комплектации товаров на центральном складе — для дальнейшего их перемещения в региональные отделения. А также требовалось ускорить выполнение складских операций и снизить пересорты при перемещениях.
В качестве программного решения выбрали «Клеверенс». Но типовая конфигурация не закрывала в полной мере потребности «Дуал-Спорта». Поэтому за доработками руководитель центрального склада обратился к разработчику.
Решение
Работа склада с несколькими миллионами товаров похожа на муравейник: кто-то тащит коробку, кто-то упаковывает паллеты, кто-то проверяет готовность отгрузки по бумажной накладной. Но точно можно сказать, что ни один кладовщик не откажется от помощи — как в виде техники, так и в виде подсказок или мануала.
Сеть магазинов «Дуал-Спорт» выбрала для решения поставленных задач программное обеспечение «Драйвер ПРОФ» с модулем автоматической загрузки/выгрузки документов и терминалы сбора данных Symbol (Motorola) MC3190. Доработками занимались специалисты и разработчики компании «Клеверенс».
Первоначально внесли несколько дополнительных опций в 1С, связанных с дублированием штрихкодов в учётной системе: при приёмке, размещении в ячейках, отборе и перемещении между ячейками. Во всех случаях на терминал сбора данных теперь выгружается готовый документ из 1С. Все операции осуществляются только по ШК товара, указанного в документе.
Если в одном документе есть товары с одинаковым ШК, их можно вывести в отдельное окно и выбрать визуально по наименованию нужный товар. А количество ввести вручную. При размещении и перемещении товара в ячейках порядок действий такой же, но дополнительно нужно отсканировать ячейку. Эти доработки позволили наладить механизм размещения товара с одинаковыми штрихкодами как в одной и той же ячейке склада, так и в разных. В случае подбора товара из ячеек можно будет выбрать товар только из рекомендованной ячейки.
Далее доработали механизм взаимодействия с документами в системе учёта и на терминале: сортировку по дате отгрузки и по бренду, идентификацию исполнителя, возможность смены статуса на «В работе» и «Подготовлен».
Теперь система сборки заказа выглядит следующим образом:
- Перед тем как начать собирать заказ, кладовщик распечатывает этикетки с уникальным штрихкодом, номером заказа, датой сборки, местом назначения и ФИО исполнителя. Эти этикетки сборщик будет наклеивать на короб или паллет с собираемым товаром.
- Отбор происходит путём сканирования ШК товара и ячеек и вводом количества единиц.
- После заполнения паллеты (или короба), кладовщик сканирует этикетку и оклеивает паллеты (короба).
- Когда документ завершён, он получает статус «Выполнено без ошибок» или «Выполнено с ошибками».
Например, нужно собрать перемещение на региональный склад из 40 велосипедов. На одну паллету помещается 10 велосипедов. Следовательно, будет 4 паллеты и 4 этикетки. Все четыре этикетки будут иметь свой уникальный штрихкод. После оклейки паллет кладовщик должен отсканировать этикетки терминалом, чтобы привязать их к документу отгрузки.
Каждая паллета равна одному грузовому месту, и оно тоже оклеивается этикеткой, содержащей следующую информацию:
- номер документа,
- дата,
- наименование склада получателя,
- ФИО упаковщика и порядковые номера грузовых мест с итогами на последней этикетке.
Далее кладовщик либо завершает упаковку и отправляет товар на отгрузку, либо оформляет Акт расхождения при наличии излишков или нехватке товара. Распечатанный акт прикрепляют к лишнему товару и откладывают его в определённое место.
Для удобства на складе «Дуал-Спорта» реализовали 2 вида рабочих мест:
- мобильное — с ТСД,
- стационарное — передвижная стойка с компьютером и сканером штрихкодов.
При сборке заказов на стационарной стойке компьютер подаёт несколько звуковых сигналов в момент сканирования ШК товара:
- Звук сканирования ШК.
- «Нет в списке» — если товара нет в документе.
- «Выбрать сезон» — при появлении таблицы выбора сезона.
- «Лишний» — при сканировании лишнего по количеству товара.
- «Ошибка» — при любой ошибке сканирования штрихкодов, кроме указанных выше.
Дополнительно специалисты компании «Клеверенс» разработали штрихкоды для нескольких операций на стационарной стойке: «Установить К проверке», «Найти Документ», «Упаковать ГМ», «Упаковать ГРУЗ. ПАЛЛЕТ», «Печать», «Вложить ГМ», «Завершить Заказ», «Упаковать по собранному», «Ок».
Чтобы не обращаться каждый раз, когда необходимо выполнить какую-то из операций, к компьютеру, достаточно отсканировать ШК, и система выполнит действие. Например, для завершения сбора заказа не нужно взаимодействовать с компьютером: кладовщик просто сканирует служебный штрихкод, а система подаёт звуковой сигнал «Завершить заказ».
Примерно через год заказчик приобрёл дополнительные лицензии уже обновлённого программного обеспечения — «Склада 15». Все доработки успешно перенесли в новую конфигурацию. Это позволило ещё в несколько раз улучшить полученные результаты. В этот раз обучение сотрудников работе с ПО и ТСД проводить не потребовалось, принцип выполнения операций остался прежним.
Результаты
На многих складах фиксирование полного цикла движения товара можно отследить только по бумажным накладным. Такой способ не исключает ошибок и потери самих документов сотрудниками склада. И не гарантирует коротких сроков выполнения.
Программное обеспечение «Клеверенс» и терминалы сбора данных Symbol (Motorola) MC3190 позволили сети магазинов «Дуал-Спорт» сократить ошибки при отгрузках и перемещениях, снизить человеческий фактор, упростить работу кладовщиков и увеличить скорость работ на 40-50%.
Голосовые уведомления при выполнении операций на ТСД выступают в роли дополнительного контроля. А по уникальному штрихкоду этикетки можно точно идентифицировать для какого склада в регионе предназначена паллета или короб.
Клиент
Сеть специализированных спортивных магазинов «Дуал-Спорт» предлагает вниманию покупателей одежду, снаряжение и аксессуары для активного отдыха и спорта: велосипеды, роликовые коньки, скейтборды, самокаты, сноуборды, коньки и экипировку, лыжи, товары для альпинизма и скалолазания, туристическое снаряжение.
Примененное оборудование и программное обеспечение
Драйвер терминала сбора данных для «1С:Предприятия» на основе Mobile SMARTS

Какая офисная одежда востребована рынком, и как модному стартапу за год удалось открыть пять точек в уникармагах.