Крупные мировые ритейлеры
Бизнес мнения
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
12 мая 2020, 17:51 593 просмотра

Эффективный ритейл и цены на электроэнергию. Что делать?

АЭА – Агентство энергетического анализа

Итак, в статистике АТС (Администратор торговой системы рынка электроэнергии и мощности) появились апрельские цены на электроэнергию по зонам гарантирующих поставщиков. Как мы и предсказывали в публикации "Кому война, а кому...", цены на мощность, транслируемые на потребителей, выросли по сравнению с мартовскими и еще заметнее – с февральскими. Одновременно наблюдается снижение объемов потребления и некоторое снижение цен в секторе РСВ. Так для зоны Мосэнергосбыта (Москва и большая часть Московской области) цена на мощность в апреле выросла до 948392 рублей за мВт в месяц, увеличившись на 7,6 % по сравнению с мартовской ценой 881221 рублей за мВт/мес. при том, что потребление в зоне ГП снизилось до 6 603 994 МВтч с 7 698 692 МВтч. Средневзвешенные цены на собственно электроэнергию –  на рынке на сутки вперед и балансирующем рынке (РСВ +БР),  в апреле также снизились до 1183, 71 руб. за МВтч с мартовских 1242,89 руб. за МВтч, что составило около 5%.  Примерно такая же картина наблюдается и в Петербурге и Ленобласти – в зоне гарантирующего поставщика ПСК. Там цена мощности в апреле составила    1002015,95  руб за МВт в мес., плюс 7,8  % к мартовской  929134,53 руб. за МВт в мес. и цена РСВ упала на 3,4%  с 1117,57 руб. за МВтч до 1077,1 руб. за МВтч. При этом в феврале, до начала кризиса цена РСВ была заметно выше 1180,64 руб./ МВтч. 

Что все это значит для ритейлеров? Рост цен на мощность, как мы объясняли в прошлый раз, обусловлен тем, что заранее запланированная стоимость мощности, подлежащая оплате всеми потребителями, при снижении общего потребления растет в расчете на каждый потребленный по факту  МВтч, то есть ее вклад в общую стоимость энергии ( без учета передачи по сетям) становится больше. В нормальных условиях потребления сегодня она составляет 45-50% от общей стоимости энергии, но с падением потребления эта доля возрастает. Но падение потребления в режиме карантинных ограничений происходит не у всех, а у тех, кто перестает работать или переходит в режим значительного сокращения выпуска продукции. Поэтому оставшиеся работать фудритейлеры и другие аналогичные магазины в этом случае оплачивают мощность не только за себя, но и "за того парня" – то есть за закрытый по большей части стрит ритейл, нонфуд, HoReCA и т.д. Для них доля мощности в общей стоимости растет еще больше. В результате они платят за мощность не только по более высокой цене, отражаемой в ценах на мощность ГП, но и в бОльших объемах. В итоге стоимость мощности у их платежах растет опережающими темпами и не компенсируется  полностью снижением цен РСВ+БР. Общий платеж растет. 

Что еще неприятнее, сокращение  фактического потребления путем  всяческих мер экономии и энергоэффективности, применяемых неизбирательно, не дает значимого эффекта потому, что стоимость мощности не зависит от общего объема потребления того или иного объекта, а зависит только от потребления в часы пик. Которые определяются постфактум каждого месяца, и в условиях пандемии и соответствующего изменения спроса, в том числе в структурном отношении, прогнозировать трудно. 

Что делать? Заниматься своим электроснабжением профессионально.  Применять различные решения, основанные на интеграции собственных источников электроэнергии ( если они уже имеются) в рынок. Одним из решений  уже в ближайшее время могут служить накопители энергии. Цена электроэнергии, выдаваемой накопителями с разрядом длительностью 1-2 часа  уже сегодня, с учетом приведенных  данных по  росту стоимости  пиковой мощности, являются "проходной". Если мы посмотрим, например, апрель 2020 года, то в силу так называемых "нерабочих дней" самоизоляции, мощность транслировалась на потребителей не как обычно – в рабочие дни месяца ( 20-21 день в месяц), а лишь с 20 по 30 апреля. В результате цена пиковой мощности в рабочий день в Московском регионе составляла около 94 рублей за кВт в пиковый час, а в Санкт- Петербурге и Ленобласти и вовсе свыше 100  рублей за кВтч. Цены же производства электроэнергии  собственными газовыми машинами, даже с учетом ускоренной амортизации (окупаемости инвестиций) в 2 года, составили бы не более 4-5 рублей за кВтч, а при нормальном сроке окупаемости в 3-4 года, не более 3 рублей. Если же говорить о накопителях, то речь идет о суммарной стоимости  в 20-25  рублей за кВт в пиковый час для установок до 10 МВт с емкостью  до 20 МВтч (2 часа разряда). И это все без учета возможностей по продаже собственной электроэнергии другим потребителям в непиковые часы, а также оказания так называемых системных услуг для электросети и пр. 

Понятно, что это не просто. Хочется, чтобы этими всеми вопросами занимались энергетики и гос-во, их регулирующее. А ритейлеры занимались торговлей.  Но в рыночной экономике так не бывает. Баланс интересов поставщиков и потребителей – это баланс доступа к технологиям и возможностям рынка. Если у вас нет альтернатив, вы всегда будете в проигрыше. Современная экономика – это экономика конвергенции бизнесов и технологий, проникающих друг в друга и дополняющих друг друга.  В конце -концов энергетики тоже часто занимаются несвойственным им бизнесом, например, разводят рыбу на своих электростанциях и даже занимаются ее продажей. Но их основной бизнес гораздо более маржинален по сравнению с ритейлом или чем- то подобным, поэтому они и не занимаются ритейлом в широких масштабах. Им это просто не очень интересно.  Однако ритейл вполне может заниматься энергетикой. Ему это как раз, как мы показывали в наших публикациях, может быть интересно. И он местами, как мы все знаем, этим занимается. На наш взгляд, не очень эффективно и качественно.  

Чтобы делать это качественно и эффективно  нужны профессионалы по запуску соответствующих проектов, которые могут в итоге передать соответствующие компетенции. Именно такой организацией, способной запускать подобные проекты и управлять ими  и является наша компания.

Обращайтесь.   

 

Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Итак, в статистике АТС (Администратор торговой системы рынка электроэнергии и мощности) появились апрельские цены на электроэнергию по зонам гарантирующих поставщиков. Как мы и предсказывали в публикации "Кому война, а кому...", цены на мощность, транслируемые на потребителей, выросли по сравнению с мартовскими и еще заметнее – с февральскими. Одновременно наблюдается снижение объемов потребления и некоторое снижение цен в секторе РСВ. Так для зоны Мосэнергосбыта (Москва и большая часть Московской области) цена на мощность в апреле выросла до 948392 рублей за мВт в месяц, увеличившись на 7,6 % по сравнению с мартовской ценой 881221 рублей за мВт/мес. при том, что потребление в зоне ГП снизилось до 6 603 994 МВтч с 7 698 692 МВтч. Средневзвешенные цены на собственно электроэнергию –  на рынке на сутки вперед и балансирующем рынке (РСВ +БР),  в апреле также снизились до 1183, 71 руб. за МВтч с мартовских 1242,89 руб. за МВтч, что составило около 5%.  Примерно такая же картина наблюдается и в Петербурге и Ленобласти – в зоне гарантирующего поставщика ПСК. Там цена мощности в апреле составила    1002015,95  руб за МВт в мес., плюс 7,8  % к мартовской  929134,53 руб. за МВт в мес. и цена РСВ упала на 3,4%  с 1117,57 руб. за МВтч до 1077,1 руб. за МВтч. При этом в феврале, до начала кризиса цена РСВ была заметно выше 1180,64 руб./ МВтч. 

Что все это значит для ритейлеров? Рост цен на мощность, как мы объясняли в прошлый раз, обусловлен тем, что заранее запланированная стоимость мощности, подлежащая оплате всеми потребителями, при снижении общего потребления растет в расчете на каждый потребленный по факту  МВтч, то есть ее вклад в общую стоимость энергии ( без учета передачи по сетям) становится больше. В нормальных условиях потребления сегодня она составляет 45-50% от общей стоимости энергии, но с падением потребления эта доля возрастает. Но падение потребления в режиме карантинных ограничений происходит не у всех, а у тех, кто перестает работать или переходит в режим значительного сокращения выпуска продукции. Поэтому оставшиеся работать фудритейлеры и другие аналогичные магазины в этом случае оплачивают мощность не только за себя, но и "за того парня" – то есть за закрытый по большей части стрит ритейл, нонфуд, HoReCA и т.д. Для них доля мощности в общей стоимости растет еще больше. В результате они платят за мощность не только по более высокой цене, отражаемой в ценах на мощность ГП, но и в бОльших объемах. В итоге стоимость мощности у их платежах растет опережающими темпами и не компенсируется  полностью снижением цен РСВ+БР. Общий платеж растет. 

Что еще неприятнее, сокращение  фактического потребления путем  всяческих мер экономии и энергоэффективности, применяемых неизбирательно, не дает значимого эффекта потому, что стоимость мощности не зависит от общего объема потребления того или иного объекта, а зависит только от потребления в часы пик. Которые определяются постфактум каждого месяца, и в условиях пандемии и соответствующего изменения спроса, в том числе в структурном отношении, прогнозировать трудно. 

Что делать? Заниматься своим электроснабжением профессионально.  Применять различные решения, основанные на интеграции собственных источников электроэнергии ( если они уже имеются) в рынок. Одним из решений  уже в ближайшее время могут служить накопители энергии. Цена электроэнергии, выдаваемой накопителями с разрядом длительностью 1-2 часа  уже сегодня, с учетом приведенных  данных по  росту стоимости  пиковой мощности, являются "проходной". Если мы посмотрим, например, апрель 2020 года, то в силу так называемых "нерабочих дней" самоизоляции, мощность транслировалась на потребителей не как обычно – в рабочие дни месяца ( 20-21 день в месяц), а лишь с 20 по 30 апреля. В результате цена пиковой мощности в рабочий день в Московском регионе составляла около 94 рублей за кВт в пиковый час, а в Санкт- Петербурге и Ленобласти и вовсе свыше 100  рублей за кВтч. Цены же производства электроэнергии  собственными газовыми машинами, даже с учетом ускоренной амортизации (окупаемости инвестиций) в 2 года, составили бы не более 4-5 рублей за кВтч, а при нормальном сроке окупаемости в 3-4 года, не более 3 рублей. Если же говорить о накопителях, то речь идет о суммарной стоимости  в 20-25  рублей за кВт в пиковый час для установок до 10 МВт с емкостью  до 20 МВтч (2 часа разряда). И это все без учета возможностей по продаже собственной электроэнергии другим потребителям в непиковые часы, а также оказания так называемых системных услуг для электросети и пр. 

Понятно, что это не просто. Хочется, чтобы этими всеми вопросами занимались энергетики и гос-во, их регулирующее. А ритейлеры занимались торговлей.  Но в рыночной экономике так не бывает. Баланс интересов поставщиков и потребителей – это баланс доступа к технологиям и возможностям рынка. Если у вас нет альтернатив, вы всегда будете в проигрыше. Современная экономика – это экономика конвергенции бизнесов и технологий, проникающих друг в друга и дополняющих друг друга.  В конце -концов энергетики тоже часто занимаются несвойственным им бизнесом, например, разводят рыбу на своих электростанциях и даже занимаются ее продажей. Но их основной бизнес гораздо более маржинален по сравнению с ритейлом или чем- то подобным, поэтому они и не занимаются ритейлом в широких масштабах. Им это просто не очень интересно.  Однако ритейл вполне может заниматься энергетикой. Ему это как раз, как мы показывали в наших публикациях, может быть интересно. И он местами, как мы все знаем, этим занимается. На наш взгляд, не очень эффективно и качественно.  

Чтобы делать это качественно и эффективно  нужны профессионалы по запуску соответствующих проектов, которые могут в итоге передать соответствующие компетенции. Именно такой организацией, способной запускать подобные проекты и управлять ими  и является наша компания.

Обращайтесь.   

 

Эффективный ритейл и цены на электроэнергию. Что делать?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Эффективный ритейл и цены на электроэнергию. Что делать?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/effektivnyy-riteyl-i-tseny-na-elektroenergiyu-chto-delat/2022-05-25


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052