По данным исследовательского агентства Data Insight, рынок электронной торговли в России за последние несколько лет увеличился в два раза. При этом доля выручки e-commerce все еще остается значительно ниже, чем у западных поставщиков товаров и услуг. Причин много. Это и законодательные ограничения, и общая незрелость онлайн-рынка, и многое другое
Тем не менее рынок e-commerce растет, и во многом тренды его развития совпадают с глобальными.
Этой осенью был опубликован World Quality Report, который среди прочего прогнозирует и тренды развития в области e-commerce, тесно переплетая их с задачами и целями тестирования программного обеспечения.
Предлагаем вам сегодня ознакомиться с составленными прогнозами.
Тренды развития электронной коммерции на 2019 год
Омниканальность
Один из лидирующих трендов года – возможность совершать электронные покупки через различные каналы, от социальных сетей до мессенджеров.
Все они тесно связаны между собой и помогают получить полный портрет клиента на основе данных о его взаимодействии с компанией.
Сегодня многие покупатели выбирают товар на смартфоне, а оплачивают через ПК. Чем больше каналов задействовано, тем выше вероятность того, что клиент найдет удобный для себя способ взаимодействия с бизнесом.
А что в тестировании? Для того чтобы омниканальность работала на благо бизнеса, а не стала дорогостоящей обузой, она должна быть бесшовной. Тут на плечи тестировщиков ложится обеспечение качества всех решений, участвующих в цепочке обслуживания клиента.
Необходимость внедрения качественных и безопасных решений
Половина опрошенных респондентов World Quality Report отметили, что главная цель e-commerce сектора – повышение уровня удовлетворенности конечных пользователей.
Часть опрошенных считает, что для достижения такого результата нужно постоянно работать над повышением качества бизнес-продукта и уровня обслуживания клиентов.
Однако больше всего респондентов – 52% – отмечают необходимость роста уровня безопасности систем и решений для конечных пользователей.
За счет внедрения омниканальности в последние годы на рынке e-commerce все еще происходят утечки данных пользователей, что очень негативно сказывается на репутации бизнеса.
А что в тестировании? Проверка безопасности должна быть обязательным этапом тестирования онлайн-решений.
Облачные технологии
B ближайший год сохранится тенденция отказа от использования ERP-приложений.
Вместо этого бизнес продолжит перемещение в облако, применяя SaaS-приложения или инструменты с открытой облачной архитектурой.
А что в тестировании? Возрастет необходимость проведения интеграционного тестирования.
Искусственный интеллект
Рынок электронной торговли продолжит внедрение искусственного интеллекта в виде чат-ботов, которые упрощают работу продавцов, а также помогают клиенту оптимизировать процесс выбора и покупки товара.
За счет чат-ботов можно отслеживать интересы и предпочтения пользователей, предполагать, каким будет следующий заказ клиента, и подбирать наиболее эффективную рекламу.
А что в тестировании? Поставщикам услуг по тестированию придется научиться разрабатывать тестовые сценарии и проверять работу ИИ-решений.
Криптовалюта
Еще один знаковый тренд в развитии рынка электронной торговли – оплата посредством криптовалюты.
Еще десятилетие назад многие с недоверием относились к электронным платежам. Но сегодня как российский, так и мировой рынок электронной торговли сложно представить без таких систем, как PayPal, Яндекс Деньги, Epayments.
С внедрением оплаты товаров криптовалютой бизнес сможет привлечь больше клиентов, а капитализация криптовалютного рынка возрастет.
А что в тестировании? Обеспечение качества и точности платежей – задача инженеров по тестированию. Говорят, что тестовые сценарии для проверки криптовалютных платежей не отличаются от традиционных. В любом случае, лучше привлекать опытных специалистов.
Голосовой поиск и поиск по изображениям
Прогнозируется, что через несколько лет половина всех поисковых запросов будет осуществляться голосом.
Сегодня прослеживается тенденция разработки и адаптации сайтов электронной коммерции с учетом данной функции.
Поиск по изображениям также продолжит распространяться на рынке электронной торговли в 2019 году. Поиск товаров по картинкам из интернета или личным фотографиям экономит время пользователей и помогает повысить конверсию.
А что в тестировании? Инженеры по тестированию должны быть готовы к тому, что в процессе обеспечения качества решения заказчика тестировать нужно будет и мобильную версию сайта. Ведь пользователи чаще всего ищут информацию, используя гаджеты, а не ПК.
Дополненная/виртуальная реальность
Данная технология упрощает процесс выбора товара. Например, больше не нужно представлять, как конкретный предмет мебели будет выглядеть в квартире. Пользователь может просто увидеть картину сам.
Некоторые крупные компании уже используют приложения, работающие на дополненной реальности, делая процесс покупки более информативным для пользователей.
А что в тестировании? Тестировщикам опять придется подстраиваться под реальности индустрии и учиться тестировать новые решения.
Благодаря международному рынку клиентов, инженеры компании A1QA уже имеют опыт тестирования решений, работающих с использованием технологии AR/VR.
Потенциальные сложности
Сфера электронной торговли использует все больше новых инструментов и технологий для расширения клиентской базы. Но их внедрение не всегда проходит гладко.
Отсутствие нужных навыков
Почти половина опрошенных утверждают, что большинство технических трудностей на проекте возникает из-за нехватки навыков в процессе обеспечения качества.
На данный момент меньше всего опыта и больше всего вопросов наблюдается при внедрении таких направлений, как автоматизация тестирования, облачные технологии, гибкие методологии и практики DevOps.
Тестирование решений, разработанных по гибким методологиям
59% опрошенных считают, что главная проблема при тестировании таких решений – отсутствие подходящей тестовой среды.
Стоимость тестового окружения, дефекты, появляющиеся при некорректной настройке среды, необходимость поддержки сразу нескольких версий среды – вот основные узкие места, возникающие при настройке тестового окружения.
Резюмируя
Несмотря на большое количество новых технологий, оптимизирующих процесс поиска и покупки товаров, в секторе e-commerce есть проблемы, связанные с процессом обеспечения качества.
Особенно ярко они выражены при тестировании проектов, построенных с применением гибких методологий и практик DevOps, а также при миграции в облако и автоматизации процессов.
Для решения существующих проблем нужно привлекать быстро адаптирующихся к изменениям специалистов по тестированию, разрабатывать внутренние программы по их обучению, а также брать лучшее из сочетания автоматизации, ИИ и машинного обучения. Именно эта комбинация будет востребована на рынке электронной торговли в ближайшие годы.