Кризис. Точка бифуркации
Общеотраслевое
2 апреля 2009, 00:00 3389 просмотров

В 2009 году оборот розничной торговли снизится на 10%

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Торговые сети: остановившийся локомотив роста?». Ее участники прогнозируют, что обороты розничной торговли начнут восстанавливаться только в середине года. Они не исключают, что ряд торговых сетей обанкротится, но не ожидают существенного негатива для рынка в целом.

«…мне кажется, что реакцию потребителя на рынках продуктов питания мы начинаем наблюдать только сейчас. И мое ощущение, что реальный тренд падения продлится где-то до начала лета. К этому моменту будут уже отработаны те воздействия, которые были с конца 2008 года. То есть сначала фондовый рынок пострадал, потом валютный рынок, потом банковский сектор и, наконец, реальный сектор, и вот сейчас это все докатилось до конкретного потребителя. Объемы продаж в целом по продуктам питания, мне кажется, снизятся до 10% в рублях, а если в приведенных рублях, то это будет где-то 25-30%. Но это если не будет каких-то новых макроэкономических потрясений», - заявил председатель совета директоров ГК «Виктория» Николай Власенко.

Снижение продаж усугубляется высокой долговой нагрузкой, что может привести к банкротству отдельных сетей. «По данным на II-III квартал прошлого года, долговая нагрузка крупнейших продуктовых сетей колебалась в пределах 60-80% (отношение Debt/Assets) и 3-6 по отношению NetFinDebt/EBITDA. Это приемлемые уровни нагрузки в условиях, если сети будут способны поддерживать норму рентабельности по чистой прибыли на уровне не ниже 1,5-2% от оборота. Однако эта ситуация не такова в период кризиса, когда практически единственным условием рефинансирования (если только не со стороны дружественного банка) является наличие недвижимости, пригодной для использования в качестве залога. Такая есть у очень немногих сетей и, как правило, она уже заложена. Потому сети и прибегают все больше к товарному кредитованию от поставщиков», - рассказал начальник отдела корпоративного анализа банка «Петрокоммерц» Евгений Дорофеев.

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, «в зоне риска, прежде всего, средние и относительно крупные по масштабам бизнеса региональные компании, активно боровшиеся за лидерство на локальных рынках и в значительной части финансировавшие свое развитие на заемные средства. Важно понимать, что подобные стратегии, в общем-то, диктовались благоприятной конъюнктурой (динамичный рост рынка, дешевые деньги), и в целом их даже можно в чем-то назвать оправданными - при относительно невысоких показателях рентабельности практически невозможно построить экспансию на растущем рынке исключительно за счет собственного денежного потока. Однако, на фоне кризиса ликвидности, кредитного шока такие сценарии развития, естественно, оказались очень уязвимыми».  

Г-н Дорофеев уточняет, что банкротства отдельных игроков вряд ли серьезно отразятся на рынке в целом: «Для российских торговых сетей в настоящее время банкротство - это уход с рынка как независимых компаний, но не исчезновение как торговых сетей. Интерес к покупке активов конкурентов сохраняется, тем более тех, кто в предбанкротном состоянии. Есть ли хоть один "Гроссмарт", который сейчас не занят продмагом?».

Более того, в текущих условиях у розничных сетей есть хорошая возможность усилить свои рыночные позиции и увеличить прибыль. «На уровне же отдельных компаний ситуация, безусловно, неравномерная. Кто-то продолжает наращивать продажи, хоть и более низкими темпами. В частности, сети, развивающие магазины низкого ценового сегмента, чувствуют себя лучше других», - обращает внимание аналитик ИК «Проспект» Ольга Самарец. «Дальнейший рост числа торговых объектов вовсе не отменяется. Кроме того, вполне вероятно, что крупные компании активизируются в сфере M&A, скупая дешевеющие активы, бизнес разоряющихся конкурентов», - прогнозирует г-н Клягин.

www.retail.ru

Статья относится к тематикам: Кризис. Точка бифуркации, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Актуально
Где и как продавать мебель в 2024 году?
683
Как изменилось поведение покупателей, какова конъюнктура рынка и чего ожидать.
Денис Аникин, бренд Alexander Bogdanov: «За год мы продали на 20% больше изделий, помогли открытия новых магазинов и продвижение»
1094
Премиальный бренд одежды расширяет каналы продаж и ассортимент, переформатирует магазины, актив...
MosHome 2024: must have для тех, кто ищет новых партнеров по поставкам
1293
Гид по международной выставке потребительских товаров для дома, сада, спорта и отдыха.
Как меняется мерчандайзинг: ключевые тренды 2024 года
522
Павел Прохоров, CEO компании Open Group, рассказал, что влияет на отрасль и как обеспечить эффективн...
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
В 2009 году оборот розничной торговли снизится на 10%

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела конференцию «Торговые сети: остановившийся локомотив роста?». Ее участники прогнозируют, что обороты розничной торговли начнут восстанавливаться только в середине года. Они не исключают, что ряд торговых сетей обанкротится, но не ожидают существенного негатива для рынка в целом.

«…мне кажется, что реакцию потребителя на рынках продуктов питания мы начинаем наблюдать только сейчас. И мое ощущение, что реальный тренд падения продлится где-то до начала лета. К этому моменту будут уже отработаны те воздействия, которые были с конца 2008 года. То есть сначала фондовый рынок пострадал, потом валютный рынок, потом банковский сектор и, наконец, реальный сектор, и вот сейчас это все докатилось до конкретного потребителя. Объемы продаж в целом по продуктам питания, мне кажется, снизятся до 10% в рублях, а если в приведенных рублях, то это будет где-то 25-30%. Но это если не будет каких-то новых макроэкономических потрясений», - заявил председатель совета директоров ГК «Виктория» Николай Власенко.

Снижение продаж усугубляется высокой долговой нагрузкой, что может привести к банкротству отдельных сетей. «По данным на II-III квартал прошлого года, долговая нагрузка крупнейших продуктовых сетей колебалась в пределах 60-80% (отношение Debt/Assets) и 3-6 по отношению NetFinDebt/EBITDA. Это приемлемые уровни нагрузки в условиях, если сети будут способны поддерживать норму рентабельности по чистой прибыли на уровне не ниже 1,5-2% от оборота. Однако эта ситуация не такова в период кризиса, когда практически единственным условием рефинансирования (если только не со стороны дружественного банка) является наличие недвижимости, пригодной для использования в качестве залога. Такая есть у очень немногих сетей и, как правило, она уже заложена. Потому сети и прибегают все больше к товарному кредитованию от поставщиков», - рассказал начальник отдела корпоративного анализа банка «Петрокоммерц» Евгений Дорофеев.

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, «в зоне риска, прежде всего, средние и относительно крупные по масштабам бизнеса региональные компании, активно боровшиеся за лидерство на локальных рынках и в значительной части финансировавшие свое развитие на заемные средства. Важно понимать, что подобные стратегии, в общем-то, диктовались благоприятной конъюнктурой (динамичный рост рынка, дешевые деньги), и в целом их даже можно в чем-то назвать оправданными - при относительно невысоких показателях рентабельности практически невозможно построить экспансию на растущем рынке исключительно за счет собственного денежного потока. Однако, на фоне кризиса ликвидности, кредитного шока такие сценарии развития, естественно, оказались очень уязвимыми».  

Г-н Дорофеев уточняет, что банкротства отдельных игроков вряд ли серьезно отразятся на рынке в целом: «Для российских торговых сетей в настоящее время банкротство - это уход с рынка как независимых компаний, но не исчезновение как торговых сетей. Интерес к покупке активов конкурентов сохраняется, тем более тех, кто в предбанкротном состоянии. Есть ли хоть один "Гроссмарт", который сейчас не занят продмагом?».

Более того, в текущих условиях у розничных сетей есть хорошая возможность усилить свои рыночные позиции и увеличить прибыль. «На уровне же отдельных компаний ситуация, безусловно, неравномерная. Кто-то продолжает наращивать продажи, хоть и более низкими темпами. В частности, сети, развивающие магазины низкого ценового сегмента, чувствуют себя лучше других», - обращает внимание аналитик ИК «Проспект» Ольга Самарец. «Дальнейший рост числа торговых объектов вовсе не отменяется. Кроме того, вполне вероятно, что крупные компании активизируются в сфере M&A, скупая дешевеющие активы, бизнес разоряющихся конкурентов», - прогнозирует г-н Клягин.

www.retail.ru

оборот, торговля, розничная торговля, доходы ритейлеров, рентабельность, маржа ритейлеров, сеть магазинов, розничные сети, эффективность, магазины, кризис, деньги, инфляция, спрос, население, спад, покупкиВ 2009 году оборот розничной торговли снизится на 10%
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/v-2009-godu-oborot-roznichnoy-torgovli-snizitsya-na-10/2009-04-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052