Декоративное изображение
507

Поделиться

Таджикистан рискует остаться без транзитных грузов из-за нехватки складов

К середине 2025 года Таджикистан остается региональным аутсайдером по объему качественных складских площадей с всего 10–15 тыс. кв. м старых складов класса B — в 16 и 85 раз меньше, чем в Узбекистане и Казахстане соответственно, причем все объекты заняты и новых вводов за последние годы не было.

wavebreakmedia/Shutterstock/ Fotodom

wavebreakmedia/Shutterstock/ Fotodom

При этом сейчас анонсировано строительство сразу трех новых комплексов суммарной площадью свыше 50 тыс. кв. м, где впервые появятся современные мультитемпературные и холодильные склады — еще недавно для рынка это казалось невозможным сценарием. Ключевые проекты — логистический центр в Худжанде и складской парк площадью 23 тыс. кв. м в Душанбе, а также крупный частный мультитемпературный комплекс рядом с аэропортом Худжанда — уже нашли площадки для строительства и ведут переговоры с потенциальными якорными арендаторами.

Развитие складского сегмента (помимо экономических факторов) тормозят рельеф и дефицит земель.

«Горы занимают более 90% от площади страны. Равнинные земли задействуются в основном под сельское хозяйство. Соответственно найти качественный участок под коммерческое строительство — крайне трудная задача. На поиск площадки для размещения даже небольшого объекта может уйти несколько месяцев. Фонд качественных земельных участков площадью 4–6 га очень скудный. На всю страну их не более двух десятков, — подтверждает Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global. — Сказывается и местная специфика. Как правило, если есть ровный участок, то велика вероятность, что он входит в категорию поливных земель».

Согласование отвода земли под коммерческие склады возможно только с разрешения высшего руководства из-за ценности каждой равнинной или поливной зоны. Новый рынок формируется под давлением экспортеров агропродукции, которые страдают от острой нехватки холодильных хранилищ и изношенного автопарка — средний возраст грузовых авто превышает 30 лет, рефрижераторов почти нет.

Столь невыгодные предпосылки резко ухудшают конкурентные позиции республики и по сути загоняют ее в логистический тупик. Доля Таджикистана в торговле между Центральной Азией и ее главными партнерами — ЕС, Китаем и Россией — непропорционально мала в сравнении с человеческим потенциалом и размером экономики. Здесь проживают 12,4% всего населения Центральноазиатского региона (причем это по преимуществу молодые экономически активные граждане, средний возраст — ниже 23 лет) и производится 2,8% местного ВВП. В то же время доля страны в грузообороте с Европой ограничивается 0,3%. В торговле с Россией и Китаем показатель чуть выше, но все равно мизерный — 1,1%. С южными соседями связи налажены заметно лучше. Удельный вес Таджикистана в обмене грузами с Индией измеряется 3,0% (от общего объема по ЦА), с Ираном — 5,3%, с Пакистаном — 22,8% (второе место после Узбекистана).

Власти страны пытаются выйти из «географической ловушки» через подключение к логистической инфраструктуре других государств. В частности, Таджикистан рассчитывает запустить складской терминал в иранском порту Чабахар. Этот пункт внесен в программу сотрудничества, утвержденную руководителями обеих стран зимой 2025 г. Если идея сработает, Таджикистан получит доступ к международному мультимодальному транспортному коридору «Китай -Таджикистан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Европа». Летом прошлого года был подписан двусторонний меморандум, согласно которому транспортные компании республики получат льготный режим обслуживания в международном логистическом центре Цзиньлида (Западный Китай).

Еще один барьер — нехватка свободных капиталов для инвестирования в крупные проекты. Для поддержки агрологистики Всемирный банк выделил $5 млн на центр в СЭЗ Согд с сетью в пяти регионах, идут переговоры с Исламским банком развития, а также ускоряется интеграция в международные коридоры — развитие цепи «Китай-Таджикистан-Узбекистан-Иран-Европа» и подключение к иранскому порту Чабахар.

Уникальные стимулы для инвесторов — прогнозная ставка аренды новых складов класса, А может составить до $145 за кв. м в год, что рекордно для Центральной Азии и даже превышает показатели Казахстана. Страна рискует навсегда остаться в стороне от транзитных потоков региона, если реализует менее двух-трех успешных кейсов и не ускорит институциональные реформы склада и логистики.

Строительство складов подорожало на 20% за год

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Интервью
Декоративное изображение

Дона Ромашова, «Яндекс Лавка»: «В 2024 году рост продаж СТМ в «Яндекс Лавке» составил 150%»

Как онлайн-ритейлер развивает собственные марки в разных продуктовых категориях и ценовых сегментах.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами