Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российскому фармацевтическому рынку угрожает стагнация
Объем коммерческого сектора розничного рынка ЛС России за 1 полугодие 2007 г. составил 3,8 млрд долл. США в ценах конечного потребления (2,9 млрд долл. США в оптовых ценах), что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Высокие темпы роста коммерческого розничного рынка в большей степени нивелируются существенным уменьшением объема отгрузок по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Так, за текущий период с начала года стоимостной объем программы ДЛО сократился на 37%. Таким образом, динамика роста всего российского фармрынка находится в пределах 6—%, что свидетельствует о явных стагнационных процессах, ранее этому рынку не свойственных.
Однако, несмотря на резкое снижение темпов роста рынка, интерес1 иностранных компаний к нему не ослабевает. Доля импортной продукции по итогам 1 полугодия 2007 г. составляет 76%, что на 1% больше, чем годом ранее. Отечественная фарминдустрия ситуацию с замедлением темпов роста рынка никак не использует в своих целях для передела зон влияния внутри сегмента и даже теряет свою долю рынка в отношении дешевых дженериковых препаратов.
Россияне покупают все больше рецептурных препаратов (51%). Это отражается в валовых объемах продаж этой продукции, а также находит косвенное подтверждение в увеличении количества обращений за медицинскими услугами в различные лечебно-профилактические учреждения. На фоне роста врачебных назначений идет незначительный рост количества амбулаторно-поликлинических учреждений. В первую очередь, открываются поликлиники частной формы собственности в крупных городах, где наблюдается больший всплеск активности населения в отношении профилактики и лечения различного рода заболеваний.
Лидером на коммерческом рынке по итогам 1 полугодия 2007 г. стала оте чественная компания Фармстандарт с долей 4,46%. Наибольшие темпы роста в первой десятке демонстрирует дженериковое подразделение компании Новартис – корпорация Сандоз (+45,5%) (табл. 1).
Таблица 1. ТОП-10 корпораций на российском коммерческом розничном рынке в 1 полугодии 2007 г.
№ |
Корпорация |
Доля от объема коммерческого рынка, % |
Прирост продаж в USD (%) |
Доля опт. продаж в USD (%) |
1 |
ФАРМСТАНДАРТ |
4,46 |
30,06 |
4,10 |
2 |
САНОФИ-АВЕНТИС |
4,31 |
17,45 |
4,39 |
3 |
БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ |
3,36 |
18,47 |
3,39 |
4 |
НОВАРТИС |
2,93 |
21,41 |
2,89 |
5 |
САНДОЗ |
2,92 |
45,43 |
2,40 |
6 |
ГЕДЕОН РИХТЕР |
2,82 |
17,73 |
2,87 |
7 |
ПФАЙЗЕР |
2,80 |
19,80 |
2,80 |
8 |
НИКОМЕД |
2,79 |
30,02 |
2,57 |
9 |
СЕРВЬЕ |
2,78 |
22,72 |
2,71 |
10 |
БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА |
2,77 |
21,24 |
2,73 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России
По предварительным данным, лидером по отгрузкам в программе ДЛО за 1 полугодие становится корпорация Новартис, у которой наблюдается положительная динамика роста отгрузок, в то время как большинство участников программы снижают стоимостные объемы продаж. Наибольшее сокращение стоимостного объема отгрузки в первой десятке корпораций демонстрирует Санофи-Авентис (-72%) (табл. 2).
Таблица 2. ТОП-10 корпораций в секторе ДЛО в 1 полугодии 2007 г.
№ |
Корпорация |
Доля от объема ДЛО, % |
Прирост продаж в USD (%) |
Доля опт. продаж в USD (%) |
1 |
НОВАРТИС |
12,95 |
7,47 |
6,96 |
2 |
ЯНССЕН-СИЛАГ |
10,24 |
-26,11 |
8,01 |
3 |
РОШ |
9,77 |
-26,12 |
7,64 |
4 |
НОВО НОРДИСК |
6,41 |
-17,03 |
4,46 |
5 |
АСТРАЗЕНЕКА |
5,41 |
-21,12 |
3,96 |
6 |
ТЕВА |
4,34 |
-33,80 |
3,78 |
7 |
БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА |
3,88 |
-35,80 |
3,49 |
8 |
ЭЛИ ЛИЛЛИ |
3,32 |
-37,44 |
3,06 |
9 |
САНОФИ-АВЕНТИС |
3,23 |
-71,90 |
6,65 |
10 |
ШЕРИНГ-ПЛАУ |
2,53 |
-15,80 |
1,74 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России
В целом по розничному рынку (коммерческий сектор + ДЛО) лидером по итогам полугодия стала корпорация Новартис. Наибольшие темпы роста в первой десятке демонстрирует подразделение Новартиса компания Сандоз, включающая в себя активы компаний Лек и Гексал.
Существенно потеряли долю в объеме валовых розничных продаж компании Санофи-Авентис, Сервье и Янссен-Силаг, в первую очередь, за счет сокращения стоимостного присутствия в программе ДЛО (табл. 3).
Таблица 3. ТОП-10 корпораций на российском розничном рынке (коммерческий сектор + ДЛО) в 1 полугодии 2007 г.
№ |
Корпорация |
Доля от объема розничного рынка, % |
Прирост продаж в USD (%) |
Доля опт. продаж в USD (%) |
1 |
НОВАРТИС |
4,35 |
15,12 |
3,93 |
2 |
САНОФИ-АВЕНТИС |
4,16 |
-13,02 |
4,96 |
3 |
ФАРМСТАНДАРТ |
3,96 |
22,57 |
3,35 |
4 |
БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ |
3,11 |
-2,06 |
3,29 |
5 |
БАЙЕР ШЕРИНГ ФАРМА |
2,92 |
3,90 |
2,92 |
6 |
СЕРВЬЕ |
2,68 |
-18,62 |
3,42 |
7 |
САНДОЗ |
2,62 |
35,65 |
2,01 |
8 |
ГЕДЕОН РИХТЕР |
2,57 |
0,42 |
2,66 |
9 |
НИКОМЕД |
2,52 |
20,55 |
2,17 |
10 |
ЯНССЕН-СИЛАГ |
2,48 |
-13,13 |
2,96 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России
Рейтинг ТОП-15 торговых марок возглавляет отечественный препарат Арбидол. Прирост продаж лидера — один из самых высоких в первой десятке (+46%). Теряют свою долю препараты Энап и Предуктал за счет сокращения отгрузок по ДЛО. Массированная телевизионная рекламная кампания безрецептурного препарата Линекс отразилась на продажах этого лекарственного средства, особенно на динамических показателях роста (+70%) (табл. 4).
Таблица 4. ТОП-15 торговых марок на российском розничном рынке (коммерческий сектор + ДЛО) в 1 полугодии 2007 г.
№ |
Торговая марка |
Корпорация |
Доля от объема розничного рынка, % |
Прирост продаж в USD (%) |
Доля опт. продаж в USD (%) |
1 |
АРБИДОЛ |
Фармстандарт |
1,08 |
46,34 |
0,76 |
2 |
ГЛИВЕК |
Новартис |
0,86 |
6,85 |
0,83 |
3 |
АКТОВЕГИН |
Никомед |
0,86 |
30,64 |
0,68 |
4 |
ВИАГРА |
Пфайзер |
0,75 |
24,15 |
0,63 |
5 |
ЭНАП |
КРКА |
0,65 |
-19,47 |
0,84 |
6 |
ВИТРУМ |
Юнифарм |
0,63 |
4,25 |
0,63 |
7 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
Санофи-Авентис |
0,61 |
-5,37 |
0,67 |
8 |
ПЕНТАЛГИН |
Фармстандарт |
0,60 |
25,76 |
0,50 |
9 |
ТЕРАФЛЮ |
Новартис |
0,57 |
22,78 |
0,48 |
10 |
МЕЗИМ ФОРТЕ |
Берлин-Хеми |
0,56 |
-5,45 |
0,62 |
11 |
ЛИНЕКС |
Сандоз |
0,56 |
70,76 |
0,34 |
12 |
КСЕНИКАЛ |
Рош |
0,55 |
11,19 |
0,52 |
13 |
НО-ШПА |
Санофи-Авентис |
0,53 |
1,89 |
0,54 |
14 |
МЕКСИДОЛ |
Мир-Фарм |
0,53 |
-4,42 |
0,57 |
15 |
ПРЕДУКТАЛ |
Сервье |
0,52 |
-44,83 |
0,97 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России
ПРОГНОЗ:
До конца 2007 года сохранится отрицательная динамика роста объема программы ДЛО. Ожидается, что сокращение будет в пределах 25%. Коммерческий розничный рынок вырастет на 18—%, однако весь фармацевтический рынок будет расти меньшими темпами, чем годом ранее. Совокупный рост объема рынка составит до 11% до конца этого года.

Какая офисная одежда востребована рынком, и как модному стартапу за год удалось открыть пять точек в уникармагах.