Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Обязательная маркировка: какие изменения вступят в силу с 1 ноября 2025 года?
В ноябре 2025 года вступят в силу многочисленные изменения в сфере обязательной маркировки продукции. Изменения затронут маркировку растительных масел, кормов для животных, смазочных материалов, товаров для детей, косметических средств и удобрений, пишет buh.ru.
Источник: Retail.ru
Какие изменения произойдут в сфере обязательной маркировки с 1 ноября 2025 года?
Обязательная маркировка растительных масел
С 1 ноября 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки растительных масел (постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 676). На данном этапе производители, поставщики и продавцы масел начнут передавать в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» дополнительные сведения.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- подсолнечное, оливковое, соевое, рапсовое масло;
- тропические растительные масла (кокосовое и пальмовое);
- другие виды пищевых растительных масел и масложировой продукции, упакованные в потребительскую упаковку.
На какую продукцию не распространяется маркировка:
- экспортируемые масла;
- масла, являющиеся рекламными или маркетинговыми образцами, не предназначенными для реализации;
- масла, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, а также масла, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- масла, масса нетто которых составляет 30 граммов и менее;
- масла, расфасованные или разлитые в упаковку в месте розничной реализации и предназначенные для продажи потребителю;
- масла животного или микробиологического происхождения;
- масла — биологически активные добавки к пище, имеющие свидетельство о государственной регистрации.
Производители, поставщики и продавцы растительных масел должны представлять в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» сведения об обороте продукции, сведения о выводе продукции из оборота, сведения о кодах идентификации, кодах идентификации групповых упаковок и кодах наборов при выводе продукции из оборота при ее розничной реализации с применением ККТ, сведения о количестве единиц потребительских упаковок продукции, произведенной до 1 ноября и передаваемой по договорам купли-продажи и посредническим договорам.
Обязательная маркировка ГСМ
С 1 ноября 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1683). В течение всего ноября поставщики и продавцы могут реализовывать немаркированные остатки продукции и маркировать их в целях дальнейшей реализации.
На какую продукцию распространяются изменения:
- моторные масла и масла универсальные, масла карбюраторные и трансмиссионные;
- автомобильные смазки, антифризы, тормозные жидкости и антиобледенители.
На какую продукцию не распространяются изменения:
- автомобильные масла и смазки, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации;
- автомобильные масла и смазки, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
- автомобильные масла и смазки, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Что должны сделать поставщики и продавцы в ноябре 2025 года:
- распродать немаркированные смазочные материалы, произведенные или ввезенные в страну до 31 августа 2025 года;
- осуществить выпуск немаркированных смазочных материалов, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;
- промаркировать остатки смазочных материалов, приобретенных до 31 августа 2025 года и выпущенных таможенными органами, начиная с 1 сентября 2025 года;
- представить в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» сведения о маркировке смазочных материалов, приобретенных до 31 августа 2025 года.
Обязательная маркировка косметики
С 1 ноября 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки косметической продукции (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1681). На данном этапе поставщики, импортеры и продавцы должны промаркировать немаркированные остатки косметики и внести сведения о маркировке в «Честный знак».
На какую продукцию распространяются изменения:
- косметические средства, средства для макияжа и средства для ухода за кожей, кроме лекарственных;
- средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра;
- средства для гигиены полости рта или зубов, включая фиксирующие порошки и пасты для зубных протезов и нити, используемые для чистки зубов в индивидуальной упаковке для розничной продажи.
Что должны сделать поставщики, импортеры и продавцы в ноябре 2025 года:
- промаркировать косметическую продукцию, приобретенную до 30 сентября 2025 года;
- промаркировать косметическую продукцию, выпущенную таможенными органами с 1 октября 2025 года;
- представить в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» сведения о маркировке вышеуказанной косметической продукции.
Обязательная маркировка кормов для животных
С 1 ноября будут ужесточены требования к передаче сведений в «Честный знак» для участников обязательной маркировки кормов для животных (постановление Правительства РФ от 27.05.2024 № 674). С указанного момента будет введена сверка сведений, передаваемых в информационную систему маркировки с данными ветеринарных сопроводительных документов, размещенных в ФГИС «ВетИС».
На какую продукцию распространяются изменения:
- сухие и влажные корма животного происхождения для собак, кошек и других животных;
- сухие и влажные корма растительного происхождения для собак, кошек и других животных.
Что будет делать система маркировки «Честный знак»:
- сверять объем вводимых в оборот кормов для животных с объемом, указанным в ветеринарных сопроводительных документах, передаваемых производителями и импортерами в ФГИС «ВетИС»;
- отказывать в приеме документов от производителей и импортеров, если объем вводимых в оборот кормов на 5% и более превысит объем, указанный в ветеринарных документах, переданных в ФГИС «ВетИС»;
- отказывать во внесении сведений в систему маркировки, если объем вводимых в оборот кормов на 5% и более превысит объем, указанный в ветеринарных документах, переданных в ФГИС «ВетИС».
Обязательная маркировка детских товаров
С 1 ноября 2025 года стартует новый этап обязательной маркировки отдельных видов товаров для детей (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 819). На данном этапе участники рынка должны нанести на детские товары бесплатно полученные в ходе ранее проводимого эксперимента коды маркировки и отчитаться в «Честный знак» о маркировке продукции.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- куклы и модели в уменьшенном размере и коляски для кукол;
- трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах;
- наборы электрических гоночных автомобилей для соревновательных игр;
- головоломки.
На какую продукцию не распространяется маркировка:
- детские товары, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации;
- детские товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
- детские товары, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Что должны сделать производители, поставщики и продавцы в ноябре 2025 года:
- промаркировать детские товары кодами маркировки, полученными на безвозмездной основе в рамках эксперимента по маркировке данной продукции;
- представить в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» сведения о нанесении на детские товары кодов, полученных на безвозмездной основе;
- представить в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» уточненные и актуальные сведения, которые были представлены в рамках ранее проводимого эксперимента.
Эксперимент по маркировке удобрений
С 1 ноября 2025 года стартует эксперимент по маркировке отдельных видов удобрений в потребительской упаковке (постановление Правительства РФ от 21.10.2025 № 1621). Участвовать в эксперименте производители, импортеры и продавцы удобрений могут добровольно, получая коды маркировки на безвозмездной основе.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- нитраты и фосфаты калия, прочие нитраты;
- минеральные и химические удобрения, содержащие два или три питательных элемента: азот, фосфор и калий, прочие удобрения;
- удобрения в таблетках или аналогичных формах или в упаковках, брутто-масса которых не превышает 10 кг.
Что должны делать производители, импортеры и продавцы:
- подать заявку в Минпромторг на участие в эксперименте по маркировке удобрений;
- пройти регистрацию в информационной системе маркировки «Честный знак»;
- получать на безвозмездной основе коды маркировки и наносить их на упаковку удобрений;
- передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о маркировке и обороте маркированной продукции.
Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года, а по его результатам правительством будет принято решение о необходимости введения обязательной маркировки отдельных видов удобрений.
Переход на поэкземплярный учет планируется осуществить с 1 мая 2029 года. При работе с маркированным товаром рознице может понадобиться обновление программного обеспечения. Стоимость такого обновления зависит от поставщика ПО. Напоминаем, что обновления типовых решений одной из самых распространенных систем «1С:Предприятие 8» пользователи могут получить в сервисе «1С:Обновление программ». Для получения доступа к обновлениям программа должна находиться на официальной поддержке https://portal.1c.ru/support.
Производители и ритейлеры попросили не вводить госпошлину за передачу сведений в систему маркировки

Как продвигать бренд через туристическую аудиторию и разивать сарафанное радио.