Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
NF Group: на центральных улицах Москвы выросло число мест на верандах
Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в 2025 году в Москве наблюдается активное развитие сегмента летних веранд. Из 357 заведений, расположенных на ключевых гастрономических улицах столицы, 218 открыли сезонные площадки, это на 9 п. п. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольшее количество веранд зафиксировано на Арбате, Новом Арбате и Пятницкой улице. Упрощение правил размещения, а также устойчивый спрос со стороны гостей способствуют укреплению формата как значимого элемента городской ресторанной инфраструктуры.
Oleg Elkov/Shutterstock/Fotodom
Рынок общественного питания Москвы демонстрирует высокий уровень конкуренции и разнообразие гастрономических концепций, которые оперативно адаптируются к изменениям потребительских предпочтений и рыночных тенденций. В теплое время года особую атмосферу заведениям придают летние веранды, позволяющие увеличить вместимость заведений и создавать комфортную атмосферу для посетителей. В 2025 году в Москве были упрощены правила размещения летних веранд. Теперь конструкции, включающие столы, стулья, зонты и декоративные элементы, такие как цветочные композиции, могут устанавливаться без необходимости согласования архитектурно-художественного решения. Это нововведение значительно сократило сроки открытия сезонных площадок и способствовало увеличению их числа в текущем сезоне. Традиционно веранды размещаются на ключевых гастрономических улицах столицы. Наибольшее количество площадок зафиксировано на Арбате, Новом Арбате и Пятницкой улице.
По данным на июль 2025 года на основных гастрономических торговых коридорах Москвы работает 357 заведений общественного питания. Летние веранды открыты при 218 из них, что составляет 61% от общего числа и на 9 п. п. выше показателя аналогичного периода прошлого года. Наибольшая доля веранд приходится на кафе и рестораны — такие площадки организованы в 74% заведений данного типа. Наименьшее распространение веранд отмечено среди пекарен и кондитерских — летние зоны оборудованы лишь в 26% случаев. Средняя вместимость одной уличной веранды составляет порядка 30 посадочных мест.
Помимо сезонной концептуальной функции, летние веранды решают важную прикладную задачу — увеличивают доступное количество посадочных мест в теплое время года. Это особенно актуально для центральных улиц Москвы, где плотность заведений высока, а устойчивый спрос на открытые площадки сохраняется из года в год. В 2025 году на ряде ключевых гастрономических улиц отмечен значительный рост количества посадочных мест на верандах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост наблюдается на Пятницкой улице (+62%), на Новом Арбате (+24%) и на Большой Никитской улице (+14%).
На фоне усиливающейся конкуренции в сегменте общественного питания всё большую значимость приобретает визуальная и функциональная составляющая летних веранд, особенно в заведениях среднего и высокого ценовых сегментов. Эстетика и уровень комфорта открытых площадок становятся важным инструментом привлечения гостей и формируют первое впечатление о заведении. Анализ оформления веранд в 2025 году показывает, что наиболее широко распространены навесы — они присутствуют в 93% заведений, а также живые растения, используемые в 83% случаев. Эти элементы фактически стали базовым стандартом оформления. Мягкая мебель, требующая повышенного внимания к уходу и хранению, встречается преимущественно в заведениях высокого ценового сегмента и используется лишь в 18% локаций. Отдельные объекты дополняют летние веранды зонами ожидания — небольшими навесами и скамейками у входа, повышающими уровень комфорта для гостей.
«Летние веранды, как правило, обеспечивают до 40% прироста выручки рестораторам. Изменения в законе, позволяющие размещать некоторые виды веранд без согласования, способствуют повышению привлекательности заведений, ранее не имевших возможности использовать уличные пространства. Отдельно стоит отметить рост популярности дворовых пространств, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие pop-up концепций и появление большего числа нестандартных сезонных локаций в ближайшие годы», — рассказала директор департамента направления стрит-ритейла NF Group Ирина Козина.
NF Group: за пять лет доля иностранных ритейлеров в ТЦ Санкт-Петербурга сократилась более чем в два раза
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Внедрение системы видеораспознавания позволило корпорации «Гринн» значительно снизить потери и повысить продажи.