Как рассказала «Ведомостям» пресс-секретарь Тамбовского УФАС Наталья Колодина, их возмутило, что торговые компании все чаще стали использовать в рекламе фразу «федеральная сеть». «Ее выделяют крупным шрифтом, на них делают ударение в радио- и телерекламе. В УФАС сочли, что такое противопоставление дает компаниям конкурентное преимущество», — говорит Колодина.
На прошедшем в конце декабря заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе большинство членов проголосовало за то, что правомерным стоит считать употребление в рекламе слов «федеральная сеть» только теми компаниями, которые работают в каждом из 86 субъектов РФ. Теперь, по словам Колодиной, реклама в Тамбове будет проверяться на соответствие этому критерию. Если магазинов окажется мало, то такая реклама будет считаться недостоверной информацией, и рекламодателя могут оштрафовать на 40 000-500 000 руб.
Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров отказался комментировать инициативу регионального управления, сославшись на то, что УФАС имеют право на самостоятельность. Тамбовская идея может быть растиражирована по России, считает Колодина: «Хороший опыт очень быстро все перенимают». С ней согласен и чиновник центрального аппарата ФАС : «В России нет прецедентного права, но в схожих случаях управления могут использовать опыт коллег».
Под запрет использования в рекламе слов «федеральная сеть» могут попасть все
торговые компании. «Ведомостям» не удалось найти ни одной сети с магазинами в
86 регионах (см. таблицу). В «Техносиле» и «Эльдорадо» считают, что
федеральной может считаться сеть, присутствующая более чем в 10 регионах.
По словам представителей этих сетей Надежды Сенюк и Ильи Новохатского, это
словосочетание «Техносила» и «Эльдорадо» в рекламе не используют, потому что
«оно несет как плюсы, так и минусы — в регионах не все любят федералов,
считая их москвичами».«Мы рассматривали возможность
использовать в рекламе слова “федеральная розничная”, поскольку они добавляют
веса компании, но позже отказались от этой идеи», — говорит пресс-секретарь
«Связного» Елена Ноготкова. «Как они [УФАС] могут это запрещать? Как хочу, так и
называюсь, по большому счету любая регламентация в терминологии
бесполезна», — возмущается владелец розничной сети «Вестер» (в логотипе
которой есть слова «федеральная сеть») Олег Болычев. Он ссылается на то, что
даже Wal-Mart работает не в каждом штате США. Пока это инициатива Тамбовского
УФАС, относиться к ней серьезно не стоит, считает управляющий партнер
«Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов.
Юрист
ожидает, что компании будут
судиться с УФАС и ведомству придется доказывать в суде, что понятие «федеральная
сеть» является недостоверной информацией.